Действующий

Об утверждении Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 10 апреля 2013 года)

     I. Текущая ситуация и проблемы в области повышения
     эффективности бюджетных расходов

Система общественных финансов Нижегородской области постоянно и динамично развивается в соответствии с приоритетами, устанавливаемыми как на федеральном, так и на областном уровне. Реализация мероприятий Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области на 2006-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 31 октября 2005 года № 281 (далее - Программа реформирования региональных финансов), позволила сформировать цели государственной политики в регионе, обосновать конечные результаты реализации бюджетных программ, сформировать общую сумму бюджетных ассигнований, исходя из результатов исполнения полномочий и функций участников бюджетного процесса, создать стимулы для оптимизации использования бюджетных ресурсов.

В рамках реформирования бюджетного процесса была создана нормативная правовая база, обеспечивающая возможность изменения типа бюджетных учреждений на автономные, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, внедрена обязательная публичная независимая экспертиза законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных предприятий области.

Внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, позволило создать систему учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, утвердить стандарты качества предоставления услуг в отраслях социальной сферы, усовершенствовать методы целевого планирования (в том числе, инструменты целевых программ). Совершенствование системы финансирования инвестиций позволило уточнить порядок отбора, реализации и оценки эффективности инвестиционных проектов области.

Проведение мероприятий по созданию условий для развития доходной базы областного бюджета обеспечило системный подход к организации оперативного учета предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов по уплате налогов и сборов в части областного бюджета, формализовало порядок их предоставления, обеспечило публичность и открытость информации о состоянии указанной задолженности и принимаемых решениях. Оценена эффективность предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот, приняты меры по поддержке малого предпринимательства, организованы учет объектов, находящихся в собственности области, и предоставление информации заинтересованным лицам, усовершенствована система мониторинга и управления государственными унитарными предприятиями области.

Сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом; формализованы процедуры предоставления государственных гарантий Нижегородской области. Меры по совершенствованию системы межбюджетных отношений позволили формализовать процедуры предоставления субсидий и бюджетных кредитов муниципальным районам и городским округам Нижегородской области, внедрить принцип стимулирования муниципальных районов и городских округов, исходя из оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами.

Процесс реформирования региональных финансов в Нижегородской области идет параллельно с реализацией мероприятий административной реформы. Актуальность этих мероприятий до начала реформ была связана с дублированием и неопределенностью выполняемых органами исполнительной власти функций, отсутствием единой системы подбора кадров на государственную службу, наличием высокой текучести кадров, необходимостью обновления профессиональных знаний основного состава государственных служащих в связи с изменением содержания и условий реализации функций государственного управления. Отсутствовала система оценки профессиональной деятельности и качества работы государственных служащих, а также система критериев оценки и профессиональных требований к государственным гражданским служащим.

Основные задачи, которые были решены в ходе реализации административной реформы, заключались в проведении оценки основных требований к отдельным направлениям и должностям государственной службы, проведении анализа по выявлению основных сфер деятельности государственных служащих, требующих мер по повышению квалификации, заключении договоров о сотрудничестве с образовательными учреждениями области и их исполнении в области образования, подготовки и переподготовки кадров. В рамках внедрения процедур открытого конкурса на замещение вакантных должностей в органах исполнительной власти информация о конкурсах размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области.

В то же время, не все мероприятия Программы реформирования региональных финансов были реализованы в полной мере и дали ожидаемый эффект. На практике не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным, сохраняются стимулы для необоснованного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и бюджетных учреждений к повышению эффективности расходов. Отсутствуют действенные методы оценки деятельности государственных учреждений Нижегородской области, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности муниципалитетов в ее росте. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения эффективности распределения бюджетных средств, улучшения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и увеличения действующих расходных обязательств.

Приоритеты дальнейшего развития бюджетной системы Нижегородской области определяются несколькими группами факторов.

Первая группа связана с процессами реформирования финансово-бюджетной сферы, инициируемыми на федеральном уровне. В этом направлении необходима адаптация финансово-бюджетной системы Нижегородской области к условиям, определенным Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ). Необходимо также учесть современные тенденции реформирования сферы государственных и муниципальных финансов, описанные в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.

Вторая группа факторов связана с оценкой внутренних потребностей Нижегородской области в решении проблем финансово-бюджетной сферы. Эти потребности отражены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 7 июля 2010 года № 404. К их числу относятся:

- реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса, сохранение и развитие налогового потенциала области, формирование благоприятных условий для развития бизнеса и содействия занятости населения;

- снижение дефицита областного бюджета и объема государственного долга в целях сохранения экономической стабильности, обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Нижегородской области;

- безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь, перед гражданами;

- повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг;

- создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий, стимулирования развития налогового потенциала;

- усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в государственных заданиях.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Нижегородской области в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста экономики и бюджетных доходов делает актуальной разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, результативности бюджетных расходов и модернизацию управления общественными финансами Нижегородской области. Реализация такой системы мероприятий может дать значимые результаты только в условиях комплексного подхода к решению задач, объединенных общей целью повышения эффективности бюджетных расходов.