Прогнозирование объемов вводимого в эксплуатацию жилья в Нижегородской области выполнено на основе Стратегии развития строительного комплекса Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 февраля 2010 года № 65 (вариант 1) и предложений Министерства регионального развития Российской Федерации, выполненных в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке региональных программ развития жилищного строительства, утвержденными приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 802 (вариант 2).
Прогнозные данные развития жилищного строительства
в Нижегородской области
Таблица 18
Ввод жилья | План | Прогноз | |||||||||
(млн кв. м) | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год |
Принятый вариант | 1,43 | 1,47 | 1,5 | 1,53 | 1,58 | 1,62 | 1,95 | 2,30 | 2,60 | 3,00 | 3,40 |
Для реализации принятого варианта и целей настоящей Программы в жилищное строительство дополнительно должны прийти инвестиции, которые позволят обеспечить ввод жилья на заданном уровне. Формирование таких инвестиционных ресурсов может быть осуществлено за счет вовлечения в реальный сектор экономики - в строительство жилья - сбережений населения, которые хранятся в банках, привлечения средств инвесторов, развития ипотечного кредитования, а также бюджетных инвестиций.
Реализация политики качественных изменений в жилищном строительстве и повышение его доступности для населения Нижегородской области должна строиться на базовом принципе совмещения бюджетных и внебюджетных инвестиций, механизмах государственно-частного партнерства, формирования нормативной и законодательной базы для стимулирования вовлечения в строительство накоплений населения, использования средств институтов развития. За счет интенсификации бюджетных инвестиций и создания благоприятной среды для активизации частных инвесторов могут быть решены задачи перспективного развития жилищного строительства и повышения его доступности для населения.
В соответствии с настоящей Программой жилищное строительство в области, с одной стороны, будет ориентировано:
- на освоение имеющегося резерва территорий, имеющих потенциальную возможность жилой застройки, обеспечение которых инженерной инфраструктурой возможно с учетом минимального вложения бюджетных средств (то есть уже подготовленных либо имеющих оптимальные технические условия на подключение);
- на освоение территорий комплексной жилой застройки в рамках проектов, которым оказывается поддержка по ФЦП Жилище на 2011-2015 годы;
- на реализацию проектов жилой застройки, обоснованных наличием и перспективным размещением производительных сил.
С другой стороны, оно будет направлено на удовлетворение платежеспособного спроса населения, подкрепленного в том числе и мерами государственной поддержки в отношении определенных категорий населения - это касается как реализации механизма социальной ипотеки, так и привлекаемых субсидий на улучшение жилищных условий молодых семей, отдельных категорий граждан, ветеранов и инвалидов в рамках ФЦП Жилище на 2011-2015 годы и молодых специалистов, работающих в агропромышленном комплексе. Такой подход ориентирован на платежеспособный спрос населения.
Нельзя не учитывать и достаточно большое количество семей, не имеющих никакой возможности исходя из своих доходов улучшить жилищные условия. Для решения этой проблемы в течение периода реализации Программы будет осуществляться механизм предоставления жилья по социальному найму тем категориям граждан, которые состоят на учете на улучшение жилищных условий, но не могут стать участниками ипотечных программ и претендовать на бюджетные субсидии.
В рамках реализации Программы стимулирования малоэтажного жилищного строительства будут сформированы условия и апробированы пилотные механизмы предоставления малоэтажных домов гражданам таких категорий.
В среднесрочной перспективе основными направлениями жилищного строительства в области останутся:
- строительство многоквартирного жилья с соблюдением баланса между социальным и коммерческим жильем (строительство "антикризисных" многоквартирных домов, а также строительство жилых помещений с использованием механизма социальной ипотеки для жителей области с невысоким достатком);
- малоэтажное индивидуальное жилищное строительство (как в целях социального назначения, так и в целях коммерческого использования).
Таблица 19
Ввод жилья (тыс. кв. м) | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год |
Всего, | 1 470 | 1 500 | 1 530 | 1 580 | 1 620 |
Многоквартирное жилищное строительство | 710 | 643 | 560 | 477 | 405 |
Индивидуальное жилищное строительство | 760 | 857 | 970 | 1 103 | 1 215 |
Основой роста жилищного строительства в Нижегородской области на среднесрочную перспективу станет малоэтажное строительство. Если в 2011-2012 годах индивидуальное жилищное строительство планируется на уровне 60% в общем объеме ввода жилья, то к 2015 году доля строительства малоэтажного жилья в регионе составит 75% от общего ввода. Точки роста малоэтажного строительства будут сосредоточены в пригородных зонах крупных городов и муниципальных районах, где имеется основная потребность в жилье. В первую очередь это будут: городской округ г.Бор и Богородский район Нижегородской области, находящиеся в непосредственной близости, где практически отсутствуют неперспективные населенные пункты, а также городской округ Арзамас, Семеновский, кроме того, Арзамасский, Балахнинский, Выксунский, Городецкий, Кстовский, Павловский районы, в которых имеются подготовленные под жилищную застройку земельные участки. Централизованные меры государственной поддержки сектора жилищного строительства будут сконцентрированы на этих территориях.
В целом меры государственной поддержки жилищного строительства будут ориентированы на:
- строительство жилья экономического класса на территориях городских округов и муниципальных районов в рамках существующих потребностей;
- комплексное освоение территорий в рамках осуществления механизмов государственно-частного партнерства для создания необходимой инженерной и социальной инфраструктуры;
- выполнение социальных гарантий и обязательств перед отдельными категориями граждан;
- развитие программы социальной ипотеки.
Формирование маневренного жилищного фонда, в том числе и для предоставления жилья гражданам - заемщикам, утратившим жилые помещения в результате продажи предмета залога, планируется осуществлять в объемах: