Сфера малого и среднего предпринимательства является гармоничной составляющей всех отраслей. Но в связи с особым отношением к предпринимательству и высокой важностью в структуре национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел.
В современных социально-экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру.
Благодаря реализации целого комплекса мер поддержки субъектов МСП в 2008 году на территории Нижегородской области действовало 45,9 тыс. малых предприятий, что на 20,7 тыс. предприятий (или почти в 2 раза) больше, чем в 2007 году.
Оборот малых предприятий области в 2008 году составил в действующих ценах 356 496,3 млн. руб., что составляет 20% от оборота организаций по полному кругу.
В общем объеме оборота предприятий по полному кругу на малые предприятия приходится по отрасли:
- "Гостиницы и рестораны" 60% или 4348,1 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 5,13% или 2 577,1 млн. руб.);
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 51% или 2 882,7 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 16% или 843,8 млн. руб.);
- "Добыча полезных ископаемых" 48% или составляет 371,5 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 9,98% или 139,3 млн. руб.).
Увеличение доли в обороте малыми предприятиями в указанных отраслях свидетельствует о развитии конкурентной среды в Нижегородской области и о том, что малые предприятия становятся реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях.
Наличие большого количества малых предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также то, что их число в Нижегородской области несколько выше, чем в среднем по стране, говорит о том, что конкурентная среда в регионе весьма развита.
При этом субъекты МСП все же нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государства и общества, особенно в части ресурсного обеспечения на старте бизнеса.
Этими особенностями обусловлены основные направления государственной поддержки и развития МСП в Нижегородской области: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие научно-технологической инфраструктуры, (бизнес-инкубаторы, технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП.
Данные направления поддержки МСП Нижегородской области предусмотрены Комплексной целевой программой развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2005 года № 315.
В целях повышения доступности кредитных ресурсов для субъектов МСП:
- организована система льготного кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческих банках с компенсацией части процентной ставки по кредитам коммерческих банков;
- возмещается часть затрат по страхованию предмета залога, предоставленного в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, а также часть затрат по страхованию предмета лизинга.
В рамках государственной поддержки МСП приняты:
- Закон Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 44-З "О применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2009 года № 250 "Об утверждении перечня имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, предоставляемого субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
В целях обеспечения развития малого бизнеса в период экономической нестабильности в региональную нормативную правовую базу внесены изменения, позволяющие увеличить объемы оказываемой финансовой поддержки.
Кроме того, в Нижегородской области создан гарантийный фонд - зарегистрирована автономная некоммерческая организация "Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области".
Нижегородская область входит в число 10 пилотных регионов, где апробированно будет проходить внедрение автоматизированной системы управления программами поддержки малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки по сбору, систематизации, накоплению, хранению, уточнению, использованию и распространению информации о мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с ООО "Группа комплексных решений".
С целью ликвидации административных барьеров в регионе открыта "горячая линия" по оказанию квалифицированной помощи предпринимателям по вопросам проведения проверок контрольно-надзорными органами.
Развивается инфраструктура поддержки предпринимательства. Субъекты инфраструктуры (центры, фонды поддержки и развития малого бизнеса, бизнес-инкубаторы) проводят регулярную работу в районах области: оказывают консультационные услуги, помогают правильно оформлять документы, организуют тематические семинары и специальные мероприятия с участием специалистов государственных контролирующих органов.
В области действуют такие элементы организационной структуры, как совет по развитию среднего предпринимательства при Губернаторе Нижегородской области, созданный распоряжением Губернатора Нижегородкой области от 27 мая 2009 года № 723-р, и совет по развитию предпринимательства Нижегородской области, созданный распоряжением Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2002 года № 457-р.
Правительство Нижегородской области активно взаимодействует с общественными организациями, объединяющими предприятия малого и среднего бизнеса на федеральном, региональном и муниципальном уровне, способствуя концентрации усилий различных ступеней власти и общественных организаций в деле развития малого бизнеса.
Это Торгово-промышленная палата Нижегородской области, Нижегородское региональное отделение общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательтсва "ОПОРА РОССИИ", Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей.
На фоне благоприятно складывающейся ситуации в сфере малого и среднего предпринимательства проблемы все-таки остаются, в частности имеет место неравномерность отраслевого развития МСП в области - превалируют торговля и ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования, наблюдается рост оборота в материальных сегментах экономики (обрабатывающем производстве, строительстве), ощутим рост МСП в сегменте гостиниц и ресторанов. Однако чрезвычайно мало число инновационных предприятий.