Недействующий

О внесении изменений в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220

2.1.9. Анализ конкурентной среды в сфере транспорта
(пассажирские городские, пригородные и междугородние перевозки)

Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, тем самым "тормозят" развитие конкурентных отношений и способствуют повышению цен.

Нижегородская область расположена в северо-западной части ПФО на пересечении двух транспортных коридоров: международного "Запад - Восток" и межрегионального "Север-Юг", также область является "Западными транспортными воротами" ПФО. Через г. Н.Новгород проходят транзитные потоки автотранспорта в промышленно-экономические и сырьевые регионы Российской Федерации. Горьковская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.

Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. На 1000 кв.км территории области приходится 16 км железных дорог,  175 км - автомобильных, 15 км - судоходных водных путей. Плотность сети железных дорог - в 3,2 раза превышает средние показатели по России, плотность автомобильных дорог  -  в 5,5 раза.

Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в данной отрасли являются:

- неразвитость системы государственного заказа на социальные услуги на основе конкурсных процедур;

- неразвитость электронных технологий и информационной поддержки субъектов рынка;

- несоответствие темпов и качества развития транспортной инфраструктуры;

- недобросовестная конкуренция некоторых участников рынка, нарушение условий договоров (отклонение от маршрута, нарушение расписания движения).

В качестве мер, направленных на снижение влияния негативных факторов, планируются:

- обеспечение порядка и прозрачности условий конкурсного отбора на организацию транспортного обслуживания на маршрутах общего пользования;

- совершенствование тарифного регулирования конкуренции;

- государственная поддержка хозяйствующих субъектов, в том числе за счет повышения доступности кредитных ресурсов;

- внедрение электронных технологий, обеспечение информационной поддержки хозяйствующих субъектов рынка.

Автотранспорт

Основная доля пассажирских перевозок (более 60%) приходится на автомобильный транспорт.

     Таблица 2

     
     Структура пассажирских перевозок по видам транспорта

Виды транспорта

2007 г.

2008 г.

1 полугодие 2009 г.

Транспорт, в т.ч.:

100

100

100

железнодорожный

6,3

5,6

3,1

автобусный

57,0

61,1

74,6

трамвайный

18,4

16,1

10,4

троллейбусный

12,1

11,5

8,2

метрополитен

6,0

5,6

3,6

внутренний  водный

0,2

0,1

0,1

воздушный

0,0

0,0

0,0


В Нижегородской области на рынке пассажирских автоперевозок (на городском, пригородном и междугороднем сообщениях) осуществляют деятельность следующие организации:

     
     Таблица 3

     Структура хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок

     

Организационно-правовая форма
хозяйствующего субъекта

Количество хозяйствующих субъектов на 01.01.2009, ед.

Удельный вес объемов перевозок пассажиров, %

Государственное предприятие

2

51

Муниципальные предприятия

17


49

Индивидуальные предприниматели и организации иных форм собственности

> 100


Данная структура сложилась, в том числе благодаря проводимой работе по оптимизации маршрутной сети. Маршрутная сеть пассажирского автотранспорта Нижнего Новгорода организована по принципу взаимного дополнения социального и коммерческого транспорта и включает в себя 60 социальных автобусных маршрутов и 62 маршрута маршрутного такси. Кроме того, действуют более 480 пригородных маршрутов и 90 междугородних.

Коммерческие перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели) получают право осуществлять транспортное обслуживание населения посредством участия в конкурсе, который проводится в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 100.