Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и является важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспортные проблемы приводят к созданию изолированных рынков, сокращают возможности для расширения географии реализации товаров и прихода новых участников, тем самым "тормозят" развитие конкурентных отношений и способствуют повышению цен.
Нижегородская область расположена в северо-западной части ПФО на пересечении двух транспортных коридоров: международного "Запад - Восток" и межрегионального "Север-Юг", также область является "Западными транспортными воротами" ПФО. Через г. Н.Новгород проходят транзитные потоки автотранспорта в промышленно-экономические и сырьевые регионы Российской Федерации. Горьковская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" связывает Центральный, Северо-западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.
Транспортная система области представлена железнодорожным, автомобильным, воздушным и водным транспортом. На 1000 кв.км территории области приходится 16 км железных дорог, 175 км - автомобильных, 15 км - судоходных водных путей. Плотность сети железных дорог - в 3,2 раза превышает средние показатели по России, плотность автомобильных дорог - в 5,5 раза.
Основными факторами, сдерживающими развитие конкуренции в данной отрасли являются:
- неразвитость системы государственного заказа на социальные услуги на основе конкурсных процедур;
- неразвитость электронных технологий и информационной поддержки субъектов рынка;
- несоответствие темпов и качества развития транспортной инфраструктуры;
- недобросовестная конкуренция некоторых участников рынка, нарушение условий договоров (отклонение от маршрута, нарушение расписания движения).
В качестве мер, направленных на снижение влияния негативных факторов, планируются:
- обеспечение порядка и прозрачности условий конкурсного отбора на организацию транспортного обслуживания на маршрутах общего пользования;
- совершенствование тарифного регулирования конкуренции;
- государственная поддержка хозяйствующих субъектов, в том числе за счет повышения доступности кредитных ресурсов;
- внедрение электронных технологий, обеспечение информационной поддержки хозяйствующих субъектов рынка.
Автотранспорт
Основная доля пассажирских перевозок (более 60%) приходится на автомобильный транспорт.
Таблица 2
Структура пассажирских перевозок по видам транспорта
Виды транспорта | 2007 г. | 2008 г. | 1 полугодие 2009 г. |
Транспорт, в т.ч.: | 100 | 100 | 100 |
железнодорожный | 6,3 | 5,6 | 3,1 |
автобусный | 57,0 | 61,1 | 74,6 |
трамвайный | 18,4 | 16,1 | 10,4 |
троллейбусный | 12,1 | 11,5 | 8,2 |
метрополитен | 6,0 | 5,6 | 3,6 |
внутренний водный | 0,2 | 0,1 | 0,1 |
воздушный | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
В Нижегородской области на рынке пассажирских автоперевозок (на городском, пригородном и междугороднем сообщениях) осуществляют деятельность следующие организации:
Таблица 3
Структура хозяйствующих субъектов на рынке пассажирских перевозок
Организационно-правовая форма | Количество хозяйствующих субъектов на 01.01.2009, ед. | Удельный вес объемов перевозок пассажиров, % |
Государственное предприятие | 2 | 51 |
Муниципальные предприятия | 17 |
|
Индивидуальные предприниматели и организации иных форм собственности | > 100 |
Данная структура сложилась, в том числе благодаря проводимой работе по оптимизации маршрутной сети. Маршрутная сеть пассажирского автотранспорта Нижнего Новгорода организована по принципу взаимного дополнения социального и коммерческого транспорта и включает в себя 60 социальных автобусных маршрутов и 62 маршрута маршрутного такси. Кроме того, действуют более 480 пригородных маршрутов и 90 междугородних.
Коммерческие перевозчики (юридические лица и индивидуальные предприниматели) получают право осуществлять транспортное обслуживание населения посредством участия в конкурсе, который проводится в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 100.