ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2010 года № 876
О внесении изменений в областную целевую программу
"Развитие конкуренции на территории Нижегородской
области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области
от 19 апреля 2010 года № 220
_____________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области от 03.04.2015 № 190
______________________________________________________________
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести изменения в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220, изложив ее в новой редакции согласно приложению.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 7 декабря 2010 года № 876
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 19 апреля 2010 года № 220
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 7 декабря 2010 года № 876)
1.1. Наименование Программы | областная целевая программа "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) |
1.2. Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции"; Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1; распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009 - 2012 годы; приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"; постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" |
1.3. Государственные заказчики Программы | министерство экономики Нижегородской области (координатор); министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области; министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области |
1.4. Основные разработчики | министерство экономики Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области; министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; Нижегородское УФАС России (по согласованию); Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию) |
1.5. Основная цель Программы | обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности на территории Нижегородской области, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков и рынков услуг |
1.6. Основные задачи Программы | - создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на всех товарных рынках и рынках услуг региона путем использования инструментов стимулирования и государственной поддержки; - снижение или устранение правовых, административных барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг; - снижение или устранение экономических, инфраструктурных и технологических барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг; - создание условий для информационной открытости рынков во всех сферах экономической деятельности; - реализация принципа прозрачности и обеспечение справедливых условий состязательности распределения ограниченных ресурсов бюджета посредством развития государственного и муниципального заказа; - защита и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками рынка (хозяйствующими субъектами), создание участникам внешнеэкономической деятельности условий для ее нормального осуществления; - создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в моногородах Нижегородской области |
1.7. Сроки и этапы реализации | 2010 - 2012 Программа реализуется в один этап |
1.8. Исполнители основных мероприятий Программы | министерство экономики Нижегородской области; министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области; министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области; министерство промышленности и инноваций Нижегородской области; министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; министерство строительства Нижегородской области; министерство здравоохранения Нижегородской области; министерство инвестиционной политики Нижегородской области; министерство внутренней политики Нижегородской области; министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области; министерство финансов Нижегородской области; министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области; департамент транспорта Нижегородской области; региональная служба по тарифам Нижегородской области; управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию); Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию) |
1.9. Объемы и источники финансирования Программы | Все мероприятия выполняются в рамках текущей деятельности участников Программы |
1.10. Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
1.11. Индикаторы достижения цели Программы | - увеличение доли хозяйствующих субъектов в общем объеме опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год с 8% в 2009 году до 20% в 2012 году; - снижение индекса потребительских цен на продовольственные товары с 116,5% в 2009 году до 107,2 % в 2012 году; - увеличение числа субъектов малого предпринимательства с 95 050 единиц в 2009 году до 96 312 единиц в 2012 году; - увеличение доли инновационно-активных предприятий с 14,6% в 2009 году до 15,5% в 2012 году; - сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства в области тарифной политики с 93 случаев в 2009 году до 84 случаев в 2012 году. Более подробно индикаторы представлены в разделе 2.7 Программы |
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Развитая конкурентная среда обеспечивает:
- сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей;
- установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.
В условиях развитой конкуренции даже единственный предприниматель на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.
В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность тем больше, чем больше концентрация на данном рынке, то есть сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.
В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и меры экономического и нормативно-правового стимулирования.
Однако, иногда сам факт высокой концентрации, а соответственно, низкого уровня конкуренции на рынке для ряда отраслей является необходимым условием эффективности. Это, в первую очередь, отрасли с высокими технологическими и инфраструктурными барьерами вхождения на рынок.
Необходимо отметить, что уровень развития конкуренции на рынке можно оценивать исходя из учета многих факторов, порою неочевидных.
Например, очевидным является то, что вновь появившиеся предприятия в той или иной мере создадут конкуренцию ранее действовавшим. Их значительное число может говорить о том, что конкуренция на рынке существует. Другое дело в бюджетной сфере. Например, в здравоохранении, ввиду гарантий государства по оказанию бесплатной медицинской помощи, основную долю занимают бюджетные учреждения. На первый взгляд трудно представить конкуренцию в бюджетной сфере. Однако ярким примером стимулирования развития конкуренции в этой сфере может быть подушевое финансирование с частичным фондодержанием. При такой системе финансирования лечебные учреждения конкурируют между собой, оказывая медицинскую помощь в интенсивном режиме и более качественно, поскольку стимулирующие выплаты получат только те учреждения здравоохранения, которые достигли целевых значений результативных показателей (наиболее эффективно выполнили свое государственное (муниципальное) задание).
Особенности геополитического положения Нижегородской области благоприятны для формирования и развития здесь крупнейшего индустриального, научно-образовательного и культурного центра России. Регион расположен в центре европейской части страны на слиянии крупнейших рек - Оки и Волги, в месте пересечения мощных транспортных коридоров.
Особенностью региона является отсутствие значимых природных полезных ископаемых. В силу этого основу экономики составляют обрабатывающие предприятия, занимающие 90% всего промышленного производства.
По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 5-е - в России.
Деятельность Правительства Нижегородской области четвертый год строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, которая определяет целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия).
С целью скорейшего достижения одной из главных целей Стратегии "Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика", выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия Правительства Нижегородской области направлены на:
- достижение высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий;
- создание благоприятных условий для ведения бизнеса;
- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.
То есть, в конечном итоге, деятельность Правительства Нижегородской области направлена на создание и стимулирование в регионе развитой конкурентной среды.
Одним из направлений "главного удара" с целью развития конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.
Реализация данного направления предусматривает развитие:
- отраслей, специализирующихся на производстве товаров массового спроса (в том числе, пищевая, легкая промышленность);
- сетей реализации;
- сырьевой базы;
- транспортно-логистического комплекса.
Вместе с тем, одной из основных угроз развития конкуренции не только в России, но и в Нижегородской области являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.
Наиболее характерными для Российской Федерации административными барьерами принято считать:
- усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками органов власти;
- избыток инстанций при входе на рынок;
- затрудненный доступ к информации.
Нижегородская область в этом смысле не является исключением, и отдельные случаи таких нарушений также существуют (подробнее в анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг).
Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или недопущению конкуренции является важной составляющей деятельности Правительства Нижегородской области.
В ходе реализации административной реформы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах) существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.
Распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 1325-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2009 - 2010 годы.
Указанная работа будет продолжена, так как в отдельных сферах все же сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.
К числу ключевых ограничений развития конкуренции в регионе можно отнести:
1. Инфраструктурные ограничения. Одними из основных инфраструктурных ограничений конкуренции являются неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры и ограничения энергетической системы.
Транспортные проблемы приводят к появлению изолированных товарных рынков, а также к сужению географии реализации товаров. К основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести:
- относительно низкая пропускная способность автомобильных дорог, отсутствие дорожных обходов областного центра Нижнего Новгорода;
- отсутствие автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками.
Состояние конкурентной среды также в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инженерной инфраструктуры и возможностью беспрепятственного доступа к ней.
К негативным факторам в этой сфере можно отнести постоянно растущие тарифы на продукцию энергетики и условия подключения к электро- и газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, что является серьезным барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса.
Сдерживающим фактором темпов развития конкуренции в регионе также является недостаток хранилищ, складов и высокая степень изношенности основных фондов предприятий.
2. Административные ограничения входа на рынок и ведения бизнеса, в частности, необходимость получения хозяйствующими субъектами различных разрешений, согласований и заключений государственных органов, а также административное давление в части осуществления государственного контроля (надзора).
3. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов. Развитие крупных торговых сетевых компаний, имеющих в своем уставном капитале значительные средства, может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли. Крупные сетевые компании ощущают конкуренцию только со стороны других крупных розничных сетей и существенно влияют на деятельность несетевых торговых компаний, вытесняя малый бизнес и "неорганизованную" торговлю.
Кроме того, угрозой развития конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов является злоупотребление доминирующим положением, особенно в сферах деятельности естественных монополий.
4. Низкий уровень телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Глубина проблемы развития конкуренции, влияние на развитие конкуренции негативных факторов и состояние конкурентной среды области определяется концентрацией и деятельностью экономических субъектов на ключевых региональных рынках в разрезе направлений и видов экономической деятельности.
Анализ степени развития конкуренции в Нижегородской области построен на анализе конкурентной среды в различных отраслях (сферах), товарных рынках (рынках услуг).
Сфера малого и среднего предпринимательства является гармоничной составляющей всех отраслей. Но в связи с особым отношением к предпринимательству и высокой важностью в структуре национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел.
В современных социально-экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру.
Благодаря реализации целого комплекса мер поддержки субъектов МСП в 2008 году на территории Нижегородской области действовало 45,9 тыс. малых предприятий, что на 20,7 тыс. предприятий (или почти в 2 раза) больше, чем в 2007 году.
Оборот малых предприятий области в 2008 году составил в действующих ценах 356 496,3 млн. руб., что составляет 20% от оборота организаций по полному кругу.
В общем объеме оборота предприятий по полному кругу на малые предприятия приходится по отрасли:
- "Гостиницы и рестораны" 60% или 4348,1 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 5,13% или 2 577,1 млн. руб.);
- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 51% или 2 882,7 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 16% или 843,8 млн. руб.);
- "Добыча полезных ископаемых" 48% или составляет 371,5 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 9,98% или 139,3 млн. руб.).
Увеличение доли в обороте малыми предприятиями в указанных отраслях свидетельствует о развитии конкурентной среды в Нижегородской области и о том, что малые предприятия становятся реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях.
Наличие большого количества малых предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также то, что их число в Нижегородской области несколько выше, чем в среднем по стране, говорит о том, что конкурентная среда в регионе весьма развита.
При этом субъекты МСП все же нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государства и общества, особенно в части ресурсного обеспечения на старте бизнеса.
Этими особенностями обусловлены основные направления государственной поддержки и развития МСП в Нижегородской области: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие научно-технологической инфраструктуры, (бизнес-инкубаторы, технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП.
Данные направления поддержки МСП Нижегородской области предусмотрены Комплексной целевой программой развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2005 года № 315.