Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 декабря 2010 года № 876

О внесении изменений в областную целевую программу
"Развитие конкуренции на территории Нижегородской
области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением
 Правительства Нижегородской области
от 19 апреля 2010 года № 220

_____________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства области от 03.04.2015 № 190

______________________________________________________________



Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Внести изменения в областную целевую программу "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010-2012 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 19 апреля 2010 года № 220, изложив ее в новой редакции согласно приложению.

2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.



Губернатор                                                                                            В.П.Шанцев

     


     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 7 декабря 2010 года № 876

     "УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 19 апреля 2010 года № 220
     (в редакции постановления Правительства
     Нижегородской области
     от 7 декабря 2010 года № 876)

     

     Областная целевая программа
     "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области
      на 2010 - 2012 годы"

     1. Паспорт Программы

1.1. Наименование Программы

областная целевая программа "Развитие конкуренции на территории Нижегородской области на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа)

1.2. Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";

Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года № 691-р об утверждении Программы развития конкуренции в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации на 2009 - 2012 годы;

приказ ФАС России от 28 апреля 2010 года № 220 "Об  утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке";

постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"

1.3. Государственные заказчики Программы

министерство экономики Нижегородской области (координатор);

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

министерство строительства Нижегородской области;

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

министерство внутренней политики Нижегородской области;

министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;

департамент транспорта Нижегородской области;

управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области;

региональная служба по тарифам Нижегородской области

1.4. Основные разработчики
Программы

министерство экономики Нижегородской области;

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

министерство строительства Нижегородской области;

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

министерство внутренней политики Нижегородской области;

министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;

департамент транспорта Нижегородской области;

региональная служба по тарифам Нижегородской области;

управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области;

Нижегородское УФАС России (по согласованию);

Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию);

Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию)

1.5. Основная цель Программы

обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности на территории Нижегородской области, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков и рынков услуг

1.6. Основные задачи Программы

- создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на всех товарных рынках и рынках услуг региона путем использования инструментов стимулирования и государственной поддержки;

- снижение или устранение правовых, административных барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг;

- снижение или устранение экономических, инфраструктурных и технологических барьеров для стимулирования доступа новых участников на региональные товарные рынки и рынки услуг;

- создание условий для информационной открытости рынков во всех сферах экономической деятельности;

- реализация принципа прозрачности и обеспечение справедливых условий состязательности распределения ограниченных ресурсов бюджета посредством развития государственного и муниципального заказа;

- защита и обеспечение добросовестной конкуренции между участниками рынка (хозяйствующими субъектами), создание участникам внешнеэкономической деятельности условий для ее нормального осуществления;

- создание благоприятных условий для развития конкурентной среды в моногородах Нижегородской области

1.7. Сроки и этапы реализации
Программы

2010 - 2012

Программа реализуется в один этап

1.8. Исполнители основных мероприятий Программы

министерство экономики Нижегородской области;

министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

министерство промышленности и инноваций Нижегородской области;

министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области;

министерство строительства Нижегородской области;

министерство здравоохранения Нижегородской области;

министерство инвестиционной политики Нижегородской области;

министерство внутренней политики Нижегородской области;

министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области;

министерство финансов Нижегородской области;

министерство информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области;

департамент транспорта Нижегородской области;

региональная служба по тарифам Нижегородской области;

управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области;

Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей (по согласованию);

Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию)

1.9. Объемы и источники финансирования Программы

Все мероприятия выполняются в рамках текущей деятельности участников Программы

1.10. Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

1.11. Индикаторы достижения цели Программы

- увеличение доли хозяйствующих субъектов в общем объеме опрошенных, считающих, что состояние конкурентной среды улучшилось за истекший год с 8% в 2009 году до 20% в 2012 году;

- снижение индекса потребительских цен на продовольственные товары с 116,5% в 2009 году до 107,2 % в 2012 году;

- увеличение числа субъектов малого предпринимательства с 95 050 единиц в 2009 году до 96 312 единиц в 2012 году;

- увеличение доли инновационно-активных предприятий с 14,6% в 2009 году до 15,5% в 2012 году;

- сокращение количества нарушений антимонопольного законодательства в области тарифной политики с 93 случаев в 2009 году до 84 случаев в 2012 году.

Более подробно индикаторы представлены в разделе 2.7 Программы

2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы

2.1.1. Общие положения

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Развитая конкурентная среда  обеспечивает:

- сочетание конкурентоспособного, эффективного и инновационного бизнеса с защитой экономических интересов потребителей;

- установление минимально возможных рыночных цен, обеспечивающих, вместе с тем, долгосрочную финансовую стабильность наиболее эффективных предприятий.

В условиях развитой конкуренции даже единственный предприниматель  на рынке вынужден учитывать при осуществлении ценовой политики появление возможных конкурентов.

В случае неразвитости конкурентной среды у хозяйствующего субъекта появляется возможность и стимулы к сознательному ограничению производства и торговли. Обычно эта возможность  тем больше, чем больше  концентрация на данном рынке, то есть сосредоточение производства, капитала в одних руках или в одном месте, преобладание на рынке одной или нескольких фирм.

В таких случаях появляется необходимость использовать как меры антимонопольного регулирования, так и меры экономического и нормативно-правового стимулирования.

Однако, иногда сам факт высокой концентрации, а соответственно, низкого уровня конкуренции на рынке для ряда отраслей является необходимым условием эффективности. Это, в первую очередь, отрасли с высокими технологическими и инфраструктурными  барьерами вхождения на рынок.

Необходимо отметить, что уровень развития конкуренции на рынке можно оценивать исходя из учета многих факторов, порою неочевидных.

Например, очевидным является то, что вновь появившиеся предприятия в той или иной мере создадут конкуренцию ранее действовавшим. Их значительное число может говорить о том, что конкуренция на рынке существует. Другое дело в бюджетной сфере. Например, в здравоохранении, ввиду гарантий государства по оказанию бесплатной медицинской помощи, основную долю занимают бюджетные учреждения. На первый взгляд трудно представить конкуренцию в бюджетной сфере. Однако ярким примером стимулирования развития конкуренции в этой сфере может быть подушевое финансирование с частичным фондодержанием. При такой системе финансирования лечебные учреждения конкурируют между собой, оказывая медицинскую помощь в интенсивном режиме и более качественно, поскольку стимулирующие выплаты получат только те учреждения здравоохранения, которые достигли целевых значений результативных показателей (наиболее эффективно выполнили свое государственное (муниципальное) задание).

     2.1.2. Характеристика особенностей и проблем развития
     конкуренции в Нижегородской области

Особенности геополитического положения Нижегородской области благоприятны для формирования и развития здесь крупнейшего индустриального, научно-образовательного и культурного центра России. Регион расположен в центре европейской части страны на слиянии крупнейших рек - Оки и Волги, в месте пересечения мощных транспортных коридоров.

Особенностью региона является отсутствие значимых природных полезных ископаемых. В силу этого основу экономики составляют обрабатывающие предприятия, занимающие 90% всего промышленного производства.

По объему отгруженной продукции обрабатывающих производств область занимает 1-е место в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО) и 5-е - в России.

Деятельность Правительства Нижегородской области четвертый год строится на основе Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, которая определяет целевые ориентиры деятельности Правительства Нижегородской области до 2020 года (далее - Стратегия).

С целью скорейшего достижения одной из главных целей Стратегии "Эффективная, динамично растущая и сбалансированная экономика", выполнения установленных Стратегией ориентиров усилия Правительства Нижегородской области направлены на:

- достижение высокого уровня производительности и степени модернизации существующих предприятий;

- создание благоприятных условий для ведения бизнеса;

- развитие инвестиционной привлекательности территории для создания новых предприятий в приоритетных секторах экономики.

То есть, в конечном итоге, деятельность Правительства Нижегородской области направлена на создание и стимулирование в регионе развитой конкурентной среды.

Одним из направлений "главного удара" с целью развития конкуренции в Нижегородской области является создание крупнейшего в России центра производства и дистрибуции товаров массового спроса.

Реализация данного направления предусматривает развитие:

- отраслей, специализирующихся на производстве  товаров массового спроса (в том числе, пищевая, легкая промышленность);

- сетей реализации;

- сырьевой базы;

- транспортно-логистического комплекса.

Вместе с тем, одной из основных угроз развития конкуренции не только в России, но и в Нижегородской области являются административные барьеры, снижающие стимулы входа на рынки новых участников, повышающие непроизводственные издержки и создающие условия для коррупции.

Наиболее характерными для Российской Федерации административными барьерами принято считать:

- усложненный или бюрократический характер осуществления управленческих процедур работниками органов власти;

- избыток инстанций при входе на рынок;

- затрудненный доступ к информации.

Нижегородская область в этом смысле не является исключением, и отдельные случаи таких нарушений также существуют (подробнее в анализе конкретных товарных рынков и рынков услуг).

Поэтому эффективное противодействие ограничению, устранению или недопущению конкуренции является важной составляющей деятельности Правительства Нижегородской области.

В ходе реализации административной реформы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р об одобрении Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах) существенно сокращены масштабы вмешательства органов власти в экономическую деятельность, связанного с осуществлением государственного контроля (надзора), лицензированием, государственной регистрацией и экспертизой, обязательной сертификацией продукции.

Распоряжением Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 года № 1325-р утвержден План мероприятий по проведению административной реформы в Нижегородской области на 2009 - 2010 годы.

Указанная работа будет продолжена, так как в отдельных сферах все же сохраняются ограничения на вход новых участников на рынки в виде необходимости получения от государственных органов различных разрешений, согласований и заключений.

К числу ключевых ограничений развития конкуренции в регионе можно отнести:

1. Инфраструктурные ограничения. Одними из основных инфраструктурных ограничений конкуренции являются неразвитость транспортно-логистической инфраструктуры и ограничения энергетической системы.

Транспортные проблемы приводят к появлению изолированных товарных рынков, а также к сужению географии реализации товаров. К основным транспортным ограничениям в регионе можно отнести:

- относительно низкая пропускная способность автомобильных дорог, отсутствие дорожных обходов областного центра Нижнего Новгорода;

- отсутствие автоматизированных систем мониторинга и управления транспортными потоками.

Состояние конкурентной среды также в значительной степени обусловлено стоимостью услуг субъектов естественных монополий, состоянием инженерной инфраструктуры и возможностью беспрепятственного доступа к ней.

К негативным факторам в этой сфере можно отнести постоянно растущие тарифы на продукцию энергетики и условия подключения к электро- и газовым сетям, системам тепло- и водоснабжения, что является серьезным барьером входа на любые рынки не только для малого, но и крупного бизнеса.

Сдерживающим фактором темпов развития конкуренции в регионе также является недостаток хранилищ, складов и высокая степень изношенности основных фондов предприятий.

2. Административные ограничения входа на рынок и ведения бизнеса, в частности, необходимость получения хозяйствующими субъектами различных разрешений, согласований и заключений государственных органов, а также административное давление в части осуществления государственного контроля (надзора).

3. Ограничивающие конкуренцию действия хозяйствующих субъектов. Развитие крупных торговых сетевых компаний, имеющих в своем уставном капитале значительные средства, может создать ряд проблем для конкурентной среды в сфере розничной торговли. Крупные сетевые компании ощущают конкуренцию только со стороны других крупных розничных сетей и существенно влияют на деятельность несетевых торговых компаний, вытесняя малый бизнес и "неорганизованную" торговлю.

Кроме того, угрозой развития конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов является злоупотребление доминирующим положением, особенно в сферах деятельности естественных монополий.

4. Низкий уровень телекоммуникационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Глубина проблемы развития конкуренции, влияние на развитие конкуренции негативных факторов и состояние конкурентной среды области определяется концентрацией и деятельностью экономических субъектов на ключевых региональных рынках в разрезе направлений и видов экономической деятельности.

Анализ степени развития конкуренции в Нижегородской области построен на анализе конкурентной среды в различных отраслях (сферах), товарных рынках (рынках услуг).

     2.1.3. Общая характеристика малого и среднего предпринимательства
     на территории Нижегородской области

Сфера малого и среднего предпринимательства является гармоничной составляющей всех отраслей. Но в связи с особым отношением к предпринимательству и высокой важностью в структуре национальной экономики этот сектор выделен в самостоятельный раздел.

В современных социально-экономических условиях субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) оказываются более гибкими при реагировании на постоянно изменяющуюся рыночную конъюнктуру.

Благодаря реализации целого комплекса мер поддержки субъектов МСП в 2008 году на территории Нижегородской области действовало 45,9 тыс. малых предприятий, что на 20,7 тыс. предприятий (или почти в 2 раза) больше, чем в 2007 году.

Оборот малых предприятий области в 2008 году составил в действующих ценах 356 496,3 млн. руб., что составляет 20% от оборота организаций по полному кругу.

В общем объеме оборота предприятий по полному кругу на малые предприятия приходится по отрасли:

- "Гостиницы и рестораны" 60% или  4348,1 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 5,13%  или 2 577,1 млн. руб.);

- "Предоставление прочих коммунальных, персональных услуг" 51% или 2 882,7 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 16%  или 843,8 млн. руб.);

- "Добыча полезных ископаемых" 48% или составляет 371,5 млн. рублей (в 2007 году данный показатель составлял 9,98%  или 139,3 млн. руб.).

Увеличение доли в обороте малыми предприятиями в указанных отраслях свидетельствует о развитии конкурентной среды в Нижегородской области и о том, что малые предприятия становятся реальными конкурентами крупным предприятиям в данных отраслях.

Наличие большого количества малых предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность в различных отраслях экономики, а также то, что их число в Нижегородской области несколько выше, чем в среднем по стране, говорит о том, что конкурентная среда в регионе весьма развита.

При этом субъекты МСП все же нуждаются в стимулировании и поддержке со стороны государства и общества, особенно в части ресурсного обеспечения на старте бизнеса.

Этими особенностями обусловлены основные направления государственной поддержки и развития МСП в Нижегородской области: совершенствование нормативно-правовой базы; развитие научно-технологической инфраструктуры, (бизнес-инкубаторы, технопарки); финансовая и иная ресурсная поддержка МСП.

Данные направления поддержки МСП Нижегородской области предусмотрены Комплексной целевой программой развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 16 декабря 2005 года № 315.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»