Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Нижегородской области на 2010-2014 годы и на перспективу до 2020 года" (с изменениями на 30 декабря 2014 года)

2.1.3. Формулирование проблемы

Нижегородская область обладает значительным потенциалом экономии. Оценка потенциала энергосбережения Нижегородской области приведена в таблице 9.

Таблица 9 - Потенциал энергосбережения в Нижегородской области

Направление использования ТЭР

Потенциал энергосбережения, %

Конечное потребление энергоресурсов

в т.ч.: электроэнергия

5-20

теплоэнергия

     10-35

топливо для производственно-эксплуатационных нужд

     10-25

     Преобразование энергоресурсов*

в т.ч.: ТЭС

     5-8

котельные

     10-25

* Включая магистральные и распределительные сети.


В настоящее время экономика Нижегородской области характеризуется повышенной энергоемкостью по сравнению со средними показателями Российской Федерации.

Снижение энергоемкости производства, топливно-энергетического и жилищно-коммунального комплексов является важнейшим стратегическим направлением и одним из ключевых принципов, без реализации которого не может быть обеспечен прогнозируемый рост экономики страны и ее регионов, что актуально для ресурсозависимого региона - Нижегородской области.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1663-р  определены стратегические направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в том числе:

разработка государственной программы энергосбережения, предусматривающей внедрение энергосберегающих технологий и реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве, а также механизмов стимулирования энергосбережения в российской экономике;

обеспечение ускоренного развития электро- и теплоэнергетики на основе экологически чистых технологий, использования твердого топлива и возобновляемых источников энергии;

необходимость принятия мер по техническому регулированию, направленных на повышение энергетической эффективности таких отраслей экономики, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

В области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития предполагается обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий.

В области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях предполагается масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, расширение производства электроэнергии.

Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение областной и муниципальных целевых программ энергосбережения, а также целевых программ субъектов хозяйственной деятельности.

Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.

В связи с этим программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по учебе, пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, проведению конкурсов на лучшую постановку работы по энергосбережению среди промышленных предприятий, муниципальных образований, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Нижегородской области, участию в межрегиональных, национальных и международных проектах.

Программа ориентирована на решение экономических задач и имеет социальную направленность. Все бюджетные средства и целевые средства энергосбережения в основном направляются на решение проблем, существующих на объектах жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы. Это работает на минимизацию затрат бюджета по эксплуатации этих объектов, на сокращение удельной потребности в энергоносителях в данном секторе экономики.

Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации программы, определяются следующими факторами:

- неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;

- продолжающимся мировым экономическим кризисом;

- незавершенностью реформирования электроэнергетики;

- зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка;

- отсутствием заинтересованности в энергосбережении.  

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Нижегородской области.

Для реализации программы необходимо организовать работу по управлению и координации энергетической эффективностью, создать побудительные мотивы проведения энергоэффективных мероприятий у всех участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов.