(с изменениями на 7 ноября 2022 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 12.03.2012 № 21-З;
Законом Нижегородской области от 04.06.2012 № 61-З;
Законом Нижегородской области от 07.11.2022 № 167-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 29 апреля 2010 года
1. Настоящим Законом регулируются правоотношения, связанные с осуществлением Законодательным Собранием Нижегородской области (далее - Законодательное Собрание) деятельности по расследованию фактов и обстоятельств, имеющих негативные последствия для населения Нижегородской области (далее также - область).
2. Настоящий Закон устанавливает основания проведения депутатского расследования Законодательного Собрания (далее - депутатское расследование), его организационные формы и основные положения, касающиеся процедуры депутатского расследования, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в депутатском расследовании.
3. Для целей настоящего Закона должностными лицами признаются лица, замещающие государственные должности Нижегородской области или муниципальные должности, а также лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах области, органах местного самоуправления, государственных учреждениях области и муниципальных учреждениях, действующих на территории области.
1. Депутатское расследование - одна из форм деятельности Законодательного Собрания в рамках специально созданной комиссии по депутатскому расследованию для выяснения фактов и обстоятельств, представляющих общественную значимость и имеющих негативные последствия для населения области, а также для выяснения причин и условий их возникновения.
2. Предметом депутатского расследования являются события, связанные с фактами и обстоятельствами, представляющими общественную значимость и имеющими негативные последствия для населения области, в том числе:
1) факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
3) обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
4) факты несоблюдения и неисполнения законов области, неисполнения областного бюджета, несоблюдения порядка распоряжения собственностью области.
3. Депутатскому расследованию не подлежит:
1) деятельность судов по осуществлению правосудия;
2) деятельность Губернатора области как высшего должностного лица области;
3) деятельность органов дознания и органов предварительного следствия, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
4) деятельность органов прокуратуры.
4. Предметом депутатского расследования не может быть установление виновности конкретных лиц в совершении преступления.
5. В случае принятия федеральным судом общей юрисдикции, арбитражным судом или мировым судьей к производству дела, касающегося фактов и обстоятельств, расследуемых в соответствии с настоящим Законом, депутатское расследование не проводится в отношении фактов и обстоятельств, определенных:
1) содержанием обвинительного заключения или обвинительного акта и ограниченных объемом собственно состава преступления, сформулированного в них;
2) содержанием заявления о совершении преступления по уголовному делу частного обвинения, в том числе о событии преступления, месте, времени, а также обстоятельствах его совершения;
3) предметом иска или заявления, если в исковом заявлении или заявлении указаны факты и обстоятельства, возможные для определения и процессуального выделения и дающие основания для судебного спора;
4) содержанием протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении и ограниченных объемом собственно состава административного правонарушения, в связи с совершением которого данный протокол составлен (данное постановление вынесено).
6. Факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением (приговором) суда, признаются комиссией по депутатскому расследованию (далее - комиссия) без дополнительной проверки и не могут ставиться под сомнение.
1. Целями депутатского расследования являются:
1) защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
2) обеспечение Законодательным Собранием контроля деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления (в части исполнения переданных государственных полномочий Нижегородской области) по устранению причин и последствий событий, послуживших основанием для проведения депутатского расследования;
3) выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования, информирование о них населения области, а также оказание содействия в устранении таких причин и условий;
4) внесение предложений по подготовке и принятию проектов нормативных правовых актов Нижегородской области, направленных на устранение причин и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
2. Депутатское расследование проводится на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, уважения чести и достоинства личности, объективности, гласности, коллегиальности обсуждения вопросов и принятия решений.
3. Депутатское расследование не подменяет собой дознание, предварительное следствие, прокурорский надзор и судопроизводство.
(Статья 4 в ред. Закона Нижегородской области от 07.11.2022 № 167-З - см. предыдущую редакцию)
Правовую основу проведения депутатского расследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", другие федеральные законы, Устав Нижегородской области, Закон Нижегородской области от 12 ноября 1996 года № 50-З "О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области", другие законы области.
1. Срок депутатского расследования определяется Законодательным Собранием и не может превышать один год со дня создания комиссии.
2. Депутатское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Законодательного Собрания соответствующего созыва.
3. Законодательное Собрание вправе досрочно прекратить депутатское расследование либо продлить срок депутатского расследования, но не более чем на три месяца.
4. В случае наступления обстоятельств, указанных в части 5 статьи 2 настоящего Закона, депутатское расследование подлежит приостановлению.
5. Депутатское расследование может быть продолжено после устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления депутатского расследования.
Основаниями для проведения депутатского расследования являются события, ставшие известными депутатам Законодательного Собрания и (или) Уполномоченному по правам человека в Нижегородской области из заявлений и обращений граждан и связанные с фактами и обстоятельствами, указанными в части 2 статьи 2 настоящего Закона.
1. Проведение депутатского расследования может быть инициировано при наличии фактов и обстоятельств, указанных в части 2 статьи 2 настоящего Закона, группой депутатов Законодательного Собрания численностью не менее одной пятой от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.
2. Предложение о проведении депутатского расследования направляется Председателю Законодательного Собрания и должно содержать основания, предмет, цели и сроки проведения депутатского расследования, а также обоснование необходимости и возможности его проведения в соответствии с настоящим Законом.
1. Предложение о проведении депутатского расследования должно быть внесено в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области, и подлежит обязательному рассмотрению на заседании Законодательного Собрания.
2. Решение о проведении депутатского расследования считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания, и оформляется постановлением Законодательного Собрания.
1. В случае принятия решения о проведении депутатского расследования Законодательное Собрание формирует комиссию, состоящую из депутатов Законодательного Собрания, и избирает ее председателя.
2. Численный состав комиссии не может быть менее пяти и более семи депутатов Законодательного Собрания.
3. В состав комиссии должны входить представители всех депутатских объединений в Законодательном Собрании. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.
По решению Законодательного Собрания в состав комиссии могут входить депутаты, не входящие в депутатские объединения в Законодательном Собрании.
4. Комиссия формируется на время проведения депутатского расследования и после его завершения распускается.
5. Инициатива проведения депутатского расследования не может быть выдвинута и комиссия не может быть сформирована в период избирательной кампании по выборам Губернатора области или по выборам депутатов Законодательного Собрания. (часть 5 в ред. Закона области от 04.06.2012 № 61-З - см. предыдущую редакцию)
6. Членом комиссии не может быть депутат Законодательного Собрания, являющийся участником расследуемого комиссией события или состоящий в браке либо в родственных отношениях с лицом, являющимся участником расследуемого комиссией события.
7. Полномочия члена комиссии могут быть досрочно прекращены по решению Законодательного Собрания на основании его письменного заявления, в случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания либо выявления факта несоответствия члена комиссии требованиям, установленным частью 6 настоящей статьи.
1. Комиссия осуществляет свою работу посредством проведения заседаний и иных форм работы, необходимых для проведения депутатского расследования.
2. Заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа членов комиссии.
3. В случае, если проведение открытого заседания может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, комиссия принимает решение о проведении закрытого заседания. Закрытые заседания могут проводиться также в случаях, если за это решение проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
4. В работе комиссии вправе принимать участие Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области.
5. Первое заседание комиссии проводится не позднее чем через десять дней со дня создания комиссии.
6. Работу комиссии организует ее председатель, который:
1) созывает и ведет ее заседания;
2) выступает на заседаниях Законодательного Собрания с сообщениями о деятельности комиссии;
3) распределяет обязанности между членами комиссии;
4) обеспечивает защиту используемой при проведении депутатского расследования информации, отнесенной законодательством к категории информации ограниченного доступа;
5) подписывает запросы, направленные на обеспечение деятельности комиссии, протоколы проводимых заседаний комиссии, а также мотивированное заключение комиссии;
6) решает иные вопросы, касающиеся расследования фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения депутатского расследования.
7. На первом заседании комиссии из числа ее членов избирается секретарь комиссии. Секретарь комиссии отвечает за организационное обеспечение деятельности комиссии, обеспечивает ведение стенограмм заседаний комиссии и протоколов опросов лиц, приглашенных на заседания комиссии для дачи объяснений, организует ведение делопроизводства комиссии.
1. Решения комиссии принимаются на ее заседаниях открытым голосованием.
2. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины членов комиссии, присутствующих на заседании.
1. Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства области, государственных органов области, органов местного самоуправления, учреждений и организаций копии документов, относящихся к предмету депутатского расследования, а также информацию, необходимую для проведения депутатского расследования;
2) приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;
3) приглашать для дачи пояснений (экспертных заключений, в том числе на договорной основе) по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам граждан, обладающих специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать депутатскому расследованию;
4) опрашивать приглашенных лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, и заносить их объяснения в соответствующий протокол;