Основанием для разработки областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2010 год" являются:
1) протокол совещания у Губернатора Нижегородской области от 25 января 2010 года № Прт-7/10-0-0;
2) постановление Правительства Нижегородской области от 7 мая 2009 года № 271 "Об утверждении Основных направлений бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2010 - 2012 годы".
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и реконструкцию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проведение проектно-изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо - и газоснабжения.
Социально-экономическое развитие общества в целом, и, в частности, населения, зависит от функционирования системы удовлетворения многообразных потребностей. На качество жизни населения влияют обеспеченность жильем, услугами образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, торгового, бытового, транспортного, культурного обслуживания.
Недостаточный уровень обеспеченности территорий Нижегородской области (далее по тексту Программы - область, регион, Нижегородская область) объектами социальной и инженерной инфраструктуры и неравномерность их размещения - главная проблема социально-экономической дифференциации развития территорий.
Несмотря на то, что доля муниципальных районов и городских округов области с высоким и средним уровнем развития постепенно возрастает (до 75%), возможностей местных бюджетов недостаточно, чтобы самостоятельно, полноценно и быстро решить проблему по развитию сети учреждений социальной сферы, а также полноценной обеспеченностью инженерными коммуникациями.
Успешное выполнение данной задачи возможно только при консолидации усилий всех уровней власти.
Выравнивание существующего уровня различий - задача, на решение которой непосредственно направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов области основными видами объектов социальной и инженерной инфраструктуры выявлены следующие проблемы:
1) объекты социальной и инженерной инфраструктуры в ряде территорий Нижегородской области имеют высокую степень физического и морального износа;
2) более 40 территорий области имеют уровень благоустройства жилищного фонда водопроводом, канализацией, центральным отоплением значительно ниже среднеобластного уровня, половина территорий области обеспечена газом ниже, чем в среднем по области;
3) объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территориям муниципальных районов, городских округов области.
Своевременное финансирование и осознанный выбор приоритетности строительства объектов необходимы для сбалансированного (поэтапного) создания системы социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей возрастающие потребности в качественном улучшении жизни населения, вместе с тем, учитывающей интересы муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры осуществляется с учетом потребностей муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Обеспеченность населения больницами, учреждениями образования, спорта, культуры, коммунальной и инженерной инфраструктурой в ряде территорий Нижегородской области необходимо приблизить к уровню среднероссийских показателей, в том числе по мощности и их техническому состоянию.
Нижегородская область как один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации большое внимание уделяет отрасли образование и располагает развитой образовательной системой. Проблемы образовательного комплекса осложняются вследствие высокого уровня неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований. Для решения этой проблемы осуществляется строительство новых школ, дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и реконструкция уже существующих зданий.
За 2007 - 2009 годы в рамках реализации одноименных программ было построено и реконструировано 24 школ и 6 ДОУ.
(Абзац семнадцатый в ред. постановления Правительства области от 08.04.2010 № 196 - см. предыдущую редакцию)
Благодаря финансированию строительства новых и реконструкции существующих школ уменьшилась доля учащихся во вторую смену: в городе Нижний Новгород, в Арзамасском, Краснобаковском, Кулебакском, Выксунском, Кстовском, Сосновском районах и городе Арзамас.
В 4 районах Нижегородской области (Краснооктябрьский, Сеченовский, Чкаловский и Шатковский районы) обеспечение местами ДОУ детей с 1 года до 6 лет увеличилось. Это объясняется тем, что к уже существующим, отреконструируемым зданиям прибавляются новые построенные ДОУ.
Не только в Нижегородской области, но и по всей России, существует ряд факторов социально-экономического характера, влияющий на снижение качества жизни населения, в том числе чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение уровня санитарно-гигиенической культуры, а также все еще достаточно высокие показатели заболеваемости, инвалидности и смертности. Для квалифицированной и своевременной помощи населению необходимо непрерывное и хорошее развитие отрасли здравоохранение. Так, в рамках программы за 2007 - 2009 годы было построено и реконструировано 22 объект здравоохранения.
(Абзац двадцатый в ред. постановления Правительства области от 08.04.2010 № 196 - см. предыдущую редакцию)
В ряде районов Нижегородской области (например, Вадский, Вачский, Выксунский, Сокольский и Богородский районы и др.), благодаря выделению средств на строительство и реконструкцию больниц, обеспеченность больничными койками значительно выросла.
Нижегородская область располагает значительным культурным потенциалом. Наряду с задачами развития и сохранения важнейших учреждений культуры, многие из которых находятся в крайне неудовлетворительном или аварийном состоянии, встает новая задача - возрождения и обогащения нижегородской духовности, важнейшего понятия для всей России, воплощающегося в разнообразных культурных формах. Так, за 2007-2009 годы в рамках программы по отрасли культура было построено и реконструировано 24 объектов, отремонтировано 2 объекта, проведена модернизация оборудования на 4 объектах.
(Абзац двадцать второй- в ред. постановления Правительства области от 08.04.2010 № 196 - см. предыдущую редакцию)
Основными проблемами в отрасли спорт в Нижегородской области на протяжении многих лет являлись:
- отсутствие современных спортивных сооружений в подавляющем большинстве городов и районов области, низкий уровень обеспеченности плоскостными спортивными сооружениями, спортивными залами и бассейнами и большая степень изношенности имеющихся спортивных сооружений региона;
- низкий уровень обеспеченности детских образовательных учреждений спортивной направленности качественным спортивным инвентарем и оборудованием.
Низкая обеспеченность спортивными сооружениями, отсутствие современных многофункциональных спортивных сооружений особенно характерно для сельских районов области, где нет современных спортивных сооружений, спортивные залы зачастую имеют нестандартные размеры, а имеющиеся спортивные объекты нуждаются в капитальном ремонте. Не позволяет привлечь к занятиям физической культурой и спортом большее число жителей и низкая обеспеченность детских образовательных учреждений спортивной направленности, детских спортивных клубов по месту жительства и пр. спортивным инвентарем и оборудованием. Для решения этой проблемы Правительством Нижегородской области в каждом районе области планируется построить физкультурно-оздоровительные комплексы.
На протяжении 2007 - 2009 годы было построено и реконструировано 24 объекта, в т.ч. построено 14 ФОКов, реконструировано 3 стадиона, 2 хоккейные площадки, бассейн и дворец спорта "Нагорный".