ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОБЛАСТИ К ПРОЕКТУ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2020 ГОДА
Зона опережающего развития: КРУПНАЯ ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ
Перечень вопросов | Зона опережающего развития № 1 |
1. Общее описание выделяемой зоны (территории) опережающего развития (далее - зоны) с привязкой к географическим координатам или географическим объектам, в том числе: | Крупная городская агломерация: город Нижний Новгород, город Дзержинск, Балахнинский, Богородский, Борский, Городецкий, Кстовский, Павловский муниципальные районы. |
- описание специализации выделяемой зоны, общая оценка перспектив её развития (наличие базовых условий для развития соответствующих видов деятельности: наличие сырья или потенциала, востребованность услуг / спрос на продукцию, возможное качество конечного продукта, перспективная ниша на рынке и т.п.); | Автомобилестроение - наличие крупных производств: группа "ГАЗ" (реализации проекта "Организация производства легковых автомобилей JR 41 ("Siber"), ОАО"Северсталь-Авто" (создание дизельных двигателей). |
Деловая и рекреационная сфера - перспективой развития агломерации является освоение 3,6 тыс.га территории Борского района, расположенной на левом берегу реки Волги, напротив исторической части города Нижний Новгород, создание "Города будущего" (Globe Town). | |
- оценка исторических условий и традиций для развития желаемых видов деятельности, исторической специализации рассматриваемой территории; | Исторически развивалось автомобилестроение с 1932 года, судостроение - с 1849 года, производство стекла - с 1934 года, бумаги - с 1928 года. Развитие оборонно-промышленного комплекса началось в 40-60-ые годы XX века, и в середине 90-х годов по объему выпуска оборонной продукции Нижегородская область занимала 5-е место в России (5,3% всего объема) и 3-е место по выпуску конечной продукции (около 8,5% объема военно-промышленного комплекса). |
- оценка географического положения - в привязке к особенностям/потребностям предлагаемой специализации; | Уникальное географическое положение: доступный потребительский рынок, в радиусе 500 километров проживает около 43 млн.чел., в радиусе 800 километров от Нижнего Новгорода размещены 80% предприятий автомобильной отрасли Российской Федерации, высокая степень развитости каналов дистрибуции. Агломерация занимает почти центральное положение в области со значительным смещением к западной границе. |
- оценка имеющейся в рассматриваемой территории рабочей силы (количество и качество), возможностей и условий её привлечения (импорта) или подготовки на месте - в привязке к предлагаемой специализации; | На территории зоны проживают более 1 млн.чел. экономически активного населения (порядка 70% от всего экономически активного населения по области). Для подготовки необходимых специалистов в области имеется 16 самостоятельных государственных высших учебных заведений, 13 филиалов государственных ВУЗов, 2 негосударственных высших учебных заведения и 17 филиалов негосударственных ВУЗов. Кроме того, существуют 92 самостоятельных государственных средних специальных учебных заведения. |
- оценка развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической и т.п.) и возможности (перспективы) её развития (необходимой модернизации) - в привязке к предлагаемой специализации; | Транспортная инфраструктура: федеральная автомобильная трасса М-7 "Волга", магистраль регионального значения "Нижний Новгород - Муром-Касимов", "Нижний Новгород - Иваново", "Нижний Новгород - Киров"; железнодорожные федеральные магистрали "Москва - Нижний Новгород ", "Нижний Новгород - Киров"; международный аэропорт, речной грузовой узел и пассажирский порт. Однако, необходимо модернизировать техническое состояние и пропускную способность действующих дорог. Для этого необходимо продолжить строительство автомобильной дороги федерального значения (М-7) - южного обхода города Нижний Новгород и трассу межрегионального значения - северного обхода города Нижний Новгород . Строительство 2-х мостовых переходов через реку Волга в городе Нижний Новгород. |
- оценка условий жизни на территории (природно-климатические условия и качество жизни, в том числе краткая характеристика качества городской среды) - как фактор привлечения (удержания) специалистов соответствующего качества и профиля | Климат: умеренно - континентальный, часто с холодной многоснежной зимой и умеренно - теплым коротким летом. Средняя годовая температура воздуха составляет 3грС. Абсолютный минимум температуры составляет - 45грС, абсолютный максимум + 37грС. Продолжительность безморозного периода составляет 133 дня. Средняя месячная заработная плата в зоне (по итогам 2007 года) составляет порядка 12,6 тыс.руб. и превышает прожиточный минимум по области в 3,4 раза. На территории зоны также развивается социальная инфраструктура (строятся современные физкультурно-оздоровительные комплексы, школы, учреждения здравоохранения). |
2. Перечень видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), являющихся в настоящее время лидерами развития на территории выделяемой зоны, и видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), развитие которых планируется в рамках выделяемой зоны | Сферы деятельности, являющиеся лидерами в настоящее время и в перспективе: производство транспортных средств и оборудования (производство автомобилей, производство судов, летательных аппаратов), производство машин и оборудования, производство электрооборудования, научные исследования и разработки, химическое и целлюлозно-бумажное производство, производство неметаллической продукции (в т.ч. стекла, изделий из стекла, стройматериалов). |
3. Описание ожидаемых результатов развития выделяемой зоны и влияния на экономику сопредельных и соседних территорий (как в пределах субъекта Российской Федерации, так и в пределах макрорегиона) | Объем инвестиций в основной капитал увеличится с 2007 по 2020 годы в 17,9 раз, объем отгруженной продукции в 5,6 раз, среднемесячная заработная плата в 8,4 раза. Создание промышленно-технологической основы для производства нового поколения конкурентоспособной наукоемкой продукции мирового уровня, формирование технологических предпосылок для повышения темпов экономического роста; обеспечение ускорения темпов выхода на рынок продукции, разработанной с применением современных средств проектирования; повышение конкурентоспособности с увеличением объемов экспорта и решение проблемы импортозамещения в части, касающейся изделий военной техники; повышение производительности труда примерно в 6 раз за счет более эффективного использования производственных фондов с применением современных средств управления; обеспечение сохранения существующих и создание новых рабочих мест Реализация инвестиционных проектов в данной зоне будет способствовать созданию продуктов с высокой добавленной стоимостью, созданию новых рабочих мест, требующих высокой квалификации. Развитие данной зоны будет способствовать также развитию соседних территорий области, посредством аутсорсинга бизнес - процессов, вовлечения в хозяйственную деятельность их потенциала. В пределах макрорегиона, развитие зоны будет содействовать развитию автомобилестроения в соседних регионах, в том числе в Ульяновской, Самарской областях, республике Татарстан. |
4. Целевые показатели развития выделяемой зоны, планируемая динамика показателей | Объем инвестиций в основной капитал в 2008 году - 99,79 млрд.руб. (доля по области составит 74%); в 2010 году - 384,36 млрд.руб. (80%); в 2015 году - 872,51 млрд.руб. (80%); в 2020 году - 1614,1 млрд.руб. (80%). Объем товаров собственного производства (по всем видам экономической деятельности) в 2008 году - 778 млрд.руб.; в 2010 году - 1299,1 млрд.руб.; в 2015 году - 2468,31 млрд.руб.; в 2020 году - 4368,9 млрд.руб. Среднемесячная заработная плата в 2008 году -14,86 тыс.руб.; в 2010 году - 23,83 тыс.руб.; в 2015 году - 51,9 тыс.руб.; в 2020 году -98,25 тыс.руб. |
5. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП субъекта Российской Федерации в текущем году и плановые показатели на перспективу | Доля зоны в объеме отгруженной продукции по области (по всем видам экономической деятельности): в 2007 году - 80%; в 2008 году - 80%, в 2010 году - 82%; в 2015 году - 84 %; в 2020 году - 84%. |
6. Перечень предприятий на территории выделяемой зоны - с указанием форм собственности (при большом количестве предприятий указать предприятия-лидеры) | Автомобилестроение: ООО "Автомобильный завод "ГАЗ"; ООО "Павловский автобус"; ОАО "Заволжский моторный завод"; ОАО "Заволжский завод гусеничных тягачей". авиастроение: ОАО "НАЗ "Сокол"; ОАО "Гидромаш", ОАО "Гидроагрегат"; |
7. Перечень и описание мер стимулирования развития выделяемой зоны, которые предполагается предпринять (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы) | В Нижегородской области принята Программа развития промышленности (постановление Правительства Нижегородской области от 19 июня 2009 № 400). В рамках программы предусмотрены мероприятия по оказанию поддержки проектам в данной отрасли. Содействие в работе с инвестиционными и инновационными проектами предприятий по представлению льгот в соответствии с законодательством области и придания им статуса приоритетных, оказание содействия взаимодействия промышленных предприятий с ВУЗами и другими учебными заведениями по вопросам подготовки и трудоустройства выпускников, организации филиалов ВУЗов на базе предприятий, оказание содействия предприятиям в поиске потенциальных инвесторов. Нижегородская область планирует выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации для решения проблемы отсутствия необходимой законодательной базы, регламентирующей гарантии экологических рисков для инвесторов, входящих на ранее загрязненные территории, что значительно снижает инвестиционную привлекательность некоторых промышленных объектов. (ООО "Дегусса Химия" - ОАО "Дзержинское оргстекло"). Новым толчком для развития данной зоны послужит развитие производственной и транспортной инфраструктуры (например: строительство атомной электростанции мощностью 4600 МВт, строительство транспортной развязки: южный и северный обход города Нижний Новгород). |
8. Объём финансирования (с детализацией направлений (статей) расходов и источников финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, частные инициативы): | На развитие социальной и инженерной инфраструктуры зоны в 2007 году направлено 3,94 млрд.руб. (федеральный бюджет - 468,78 млн.руб., областной бюджет - 3,16 млрд.руб., местный бюджет - 117,4 млн.руб., частные инициативы - 191,8 млн.руб.), в том числе на строительство метрополитена в 2007 году направлено. из средств федерального бюджета - 349,5 млн.руб, из областного бюджета - 482,99 млн.руб., из муниципального бюджета - 23,56 млн.руб. На строительство южного обхода города Нижний Новгород в 2007 году направлено из федерального бюджета - 757,8 млн.руб., из областного - 84,2 млн.руб.; на реконструкцию "Международного аэропорта Нижний Новгород" - 50 млн.руб. из средств федерального бюджета. На содействие развитию нефтехимической промышленности в 2007 году из средств федерального бюджета направлено 120,4 млн.руб. из внебюджетных источников - 1683 млн.руб. На содействие развитию оборонно-промышленного комплекса в рамках федеральных целвых программ за последние годы направлено около 1,5 млрд.руб. (в 2005 году - 237,7 млн.руб.; в 2006 году. - 530,2 млн.руб.; в 2007 году - 728,7 млн.руб.). |
- ранее направленный на поддержку развития выделяемой зоны; | |
- который предполагается направить на поддержку развития выделяемой зоны в предстоящий период | Строительство автомобильной дороги федерального значения - южного обхода города Нижний Новгород (финансирование из федерального бюджета в 2008 году - 1,3 млрд.руб. из областного - 147,6 млн.руб.), северного обхода города Нижний Новгород (в 2008 году из областного бюджета 5,7 млн.руб.). На реконструкцию "Международного аэропорта Нижний Новгород" (из федерального бюджета предполагается направить в 2008 году - 356 млн.руб., в 2009 году - 240 млн.руб.). В рамках проводимой работы по привлечению инвесторов в реконструкцию международного аэропорта "Нижний Новгород" министерством инвестиционной политики Нижегородской области 7 июля 2009 года размещен государственный заказ на выполнение научно-исследовательских работ по теме: "Разработка концепции развития международного аэропорта "Нижний Новгород". Результатом выполнения вышеуказанных работ является заключение соглашения между Правительством и инвестором, который будет осуществлять реконструкцию международного аэропорта "Нижний Новгород". Строительство метрополитена (срок реализации 2008-2020 годы: финансирование из федерального и областного бюджета по 54,45 млрд.руб., соответственно). Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Нижний Новгород" (срок реализации до 2015 года: объем финансирования 300 млрд.руб., федеральный бюджет, бюджеты регионов, частные инвестиции). На развитие информационных технологий (на объекты инженерной инфраструктуры) до 2011 года: федеральный бюджет - 1,03 млрд.руб., областной бюджет - 1,5 млрд.руб., внебюджетные источники - 12,5 млрд.руб. |
9. Описание инфраструктуры поддержки развития бизнеса (индустриальные зоны, техно- и промпарки, агентства развития бизнеса и т.д.) | Нижегородский инновационный бизнес инкубатор. Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей. Ассоциация автопроизводителей Нижегородской области. Ассоциация "Дзержинскхимрегион". Совет директоров предприятий управления радиоэлектронной отрасли и систем управления. |
10. Описание системы/ инфраструктуры по привлечению инвестиций (преференции и поддержка со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с инвестором по принципу "одного окна", наличие системы инициирования и селекции новых бизнес-проектов, развитость финансовой инфраструктуры и т.д.) | В целях активизации работы Нижегородской области по привлечению инвестиций в экономику области, обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области создан Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области. Поддержка приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти области заключается в следующем: предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных проектов. Работа с инвесторами строится по принципу "одного окна". |
11. Перечень и описание мер по повышению инвестиционной привлекательности выделяемой территории / субъекта Российской Федерации, в целом (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы): | Разработано инвестиционное законодательство, основанное на законах от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области" и от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области". Размещение свободных инвестиционных площадок на сайте министерства инвестиционной политики Нижегородской области. Рассматривается возможность строительства производственной инфраструктуры за счет бюджетных средств при размещении крупных инвесторов на территории. |
- реализуемых ранее и в настоящее время; | |
- которые предполагается реализовать в предстоящий период | Развитие вышеупомянутого инвестиционного законодательства. Формирование территорий под реализацию крупномасштабных комплексных инвестиционных проектов. |
12. Перечень и краткое описание крупных инвестиционных проектов на территории выделяемой зоны (наименование, суть проекта, стадия реализации, общий срок реализации проекта, ожидаемые результаты, объём и источники финансирования) | Globe Town создание нового делового, рекреационного центра и перспективное развитие территории жилого микрорайона города Бор "Город будущего" (срок реализации 2008-2025 годы, эффект: 9,5 млн.м(2) жилой площади; объем инвестиций порядка 30 миллиардов долларов). 1. Организация производства легковых автомобилей JR 41 (Siber) компанией группа "ГАЗ" (срок реализации 2007-2010 годы; в результате реализации объем отгруженной продукции за 2009-2010 годы увеличится на 52 млн.руб., финансирование - 6,8 млрд.руб.). 2. Создание семейства дизельных двигателей, создание образцов перспективных бензиновых двигателей (стандарт Евро-3, Евро-4) и обеспечение массового производства двигателей ЗМЗ-406, стандарта Евро - 2 ОАО "Северсталь-Авто" (срок реализации 2007-2010 годы, объем инвестиций 5,16 млрд.руб.). 3. Строительство завода по производству комплектующих для землеройной техники концерном "Либхерр" (срок реализации 2007-2010 годы, объем инвестиций 5,5 млрд.руб.). |
Оборонно-промышленный комплекс: 1. Техническое перевооружение производственно-технологической базы ФГУП "ОКБМ имени И.И.Африкантова" (срок реализации 2007-2010 годы, объем инвестиций - 836 млн.руб. объем отгруженной продукции за период реализации увеличится на 1,2 млрд.руб.); 2. Модернизация производственных мощностей ОАО "НАЗ Сокол" (срок реализации 2007-2010 годы., объем инвестиций -440 млн.руб., объем отгруженной продукции за период реализации увеличится на 14,2 млрд.руб.,будет создано 3,5 тыс.новых рабочих мест). 1. Строительство комплекса по производству поливинилхлорида (далее - ПВХ) и сырьевой базы (срок реализации 2007-2013 годы, объем инвестиций -.37,2 млрд.руб; 2. Организация производства труб из ПВХ и производство эмалей и красок (срок реализации 2007-2011 годы, объем инвестиций -740 млн.руб., объем отгруженной продукции за период реализации увеличится на 5,2 млрд.руб.). 1. Расширение производство стеклопосуды (срок реализации 2008-2010 годы, объем инвестиций -1,49 млрд.руб., объем отгруженной продукции за период реализации увеличится на 2,3 млрд.руб.). 2. Строительство нового цеха на Борском стекольном заводе (срок реализации 2008 - 2010 годы, объем инвестиций - 288 млн.руб., объем отгруженной продукции за период реализации увеличится на 3,5 млрд.руб.). | |
Классификатор зоны из списка | 700 |
Зона опережающего развития: МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА
Перечень вопросов | Зона опережающего развития № 2 | |
1. Общее описание выделяемой зоны (территории) опережающего развития (далее - зоны) с привязкой к географическим координатам или географическим объектам, в том числе: | Зона металлургии и металлообработки включает в себя следующие муниципальные районы области: Выксунский, Кулебакский и Навашинский. Зона расположена в юго-западной части области и граничит: с Вачским, Ардатовским и Вознесенским районами Нижегородской области; с Владимирской, Рязанской областями и республикой Мордовия. | |
- описание специализации выделяемой зоны, общая оценка перспектив её развития (наличие базовых условий для развития соответствующих видов деятельности: наличие сырья или потенциала, востребованность услуг / спрос на продукцию, возможное качество конечного продукта, перспективная ниша на рынке и т.п.); | Специализация выделяемой зоны - металлургия. Наличие железных руд (наличие железорудной полосы - железная руда содержит 30-37% чистого железа) и других полезных ископаемых (доломитов, песков, глины, торфа), лесных ресурсов и обилие малых рек - исторически способствовало развитию черной металлургии. Предприятия металлургической зоны области являются основными отечественными поставщиками металлургических полуфабрикатов аэрокосмического назначения, стальных прямошовных труб для транспортировки нефти и газа, постоянно наращивая производство продукции с повышенными потребительскими свойствами. Продукция металлургических предприятий соответствует самым жестким требованиям, которые предъявляют зарубежные партнёры, и способна составить конкуренцию импортному производству. | |
- оценка исторических условий и традиций для развития желаемых видов деятельности, исторической специализации рассматриваемой территории; | "Железный век" территории начался в первых десятилетиях XVIII века. Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые родники-"дудки", где велось кустарное изготовление кричного железа. В 60-е годы XVIII столетия закладываются основы металлургии и металлообработки. В 1765 году возник Выксунский железорудный завод. Район привлек богатыми природными ресурсами, необходимыми для развития железного производства: залежи богатой по содержанию железной руды, обилие лесов, наличие малых рек, близость Оки, которую в последствии использовали как транспортную магистраль. На сегодняшний день данная территория является одной из металлургических баз России. Решающую роль сыграли исторические особенности создания металлургической и металлообрабатывающей промышленности района, трудовые традиции населения, местные природные условия и выгодное географическое положение района. | |
- оценка географического положения - в привязке к особенностям / потребностям предлагаемой специализации; | Зона расположена в Приокской низине и входит в Приокский юго-западный низинный полесский край. Основой для развития экономики района послужили природные условия и минеральные ресурсы. Наличие железных руд и других полезных ископаемых (доломитов, песков, глины, торфа), лесных ресурсов и обилие малых рек способствовало развитию черной металлургии. Для развития зоны черной металлургии сооружены крупные искусственные заводские пруды. | |
- оценка имеющейся в рассматриваемой территории рабочей силы (количество и качество), возможностей и условий её привлечения (импорта) или подготовки на месте - в привязке к предлагаемой специализации; | На территории зоны проживают порядка 77 тысяч экономически активного населения. Предприятия металлургической промышленности являются градообразующими в данной зоне, обеспечивающими рабочими местами значительную часть трудоспособного населения. В районе имеются 3 профессиональных училища: ПУ-2, ПУ-35, ПУ-10 с 2000 учащихся. Кроме профессиональных училищ, кадры для предприятий металлургической промышленности готовят государственные образовательные учреждения: "Выксунский металлургический техникум", Кулебакский металлургический колледж. Специалистов с высшим образованием готовят шесть филиалов технических и гуманитарных ВУЗов городов Нижнего Новгорода и Москвы. | |
- оценка развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической и т.п.) и возможности (перспективы) её развития (необходимой модернизации) - в привязке к предлагаемой специализации; | Ближайшие железнодорожные станции: Навашино, находится в 28-30 километров от районного центра, со станцией Мухтолово соединяет путь протяженностью 14 километров от районного посёлка Гремячево, с Выксунским районом ведомственной железной дорогой протяженностью порядка 15 километров. Кроме того, существует сеть автодорог: прямое сообщение с Москвой - 360 километров, расстояние до Нижнего Новгорода - 190 километров. Пассажирские и грузовые автотранспортные перевозки осуществляют автотранспортное предприятие и частные предприниматели. Протяженность автомобильных дорог областного и местного значения с твердым покрытием составляет 218 километров. Протяженность автобусных внутриобластных маршрутных линий 448,6 километров, протяженность автобусных маршрутов, проходящих на территории района - 241,8 километров. Все сельские населенные пункты имеют автобусное сообщение. Cтроительство новой электрической ПС 110 2х25 МВт в Выксунском районе, реконструкция ПС Саваслейка в Кулебакском районе. | |
- оценка условий жизни на территории (природно-климатические условия и качество жизни, в том числе краткая характеристика качества городской среды) - как фактор привлечения (удержания) специалистов соответствующего качества и профиля | Предприятия принимают на себя обязательства по социально - ответственному поведению в отношении жителей зоны. В перечне социальных программ - охрана здоровья и создание безопасных условий труда для работников, природоохранная деятельность и ресурсосбережение, развитие персонала. Активно участвуют в развитии инфраструктуры города и прилегающих районов, объектов культуры и спорта, оказывают поддержку общественным объединениям, проводят культурные и спортивные мероприятия. В районах ведется строительство больниц, школ, дорог и жилья, содержание дворцов культуры, санаториев и детских оздоровительных лагерей, создание целой системы мероприятий. В социальных программах серьезное внимание уделяется поддержке ветеранов, инвалидов, многодетных семей и других малообеспеченных категорий граждан. Финансирование социальных программ, в долгосрочной перспективе создает надежную основу для дальнейшего развития зоны в целом. Средняя заработная плата в зоне за 2007 год составляет порядка 12 тыс.руб. и превышает прожиточный минимум по области в 3,3 раза. | |
2. Перечень видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), являющихся в настоящее время лидерами развития на территории выделяемой зоны, и видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), развитие которых планируется в рамках выделяемой зоны | Виды деятельности (в соответствии с ОКВЭД): металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство транспортных средств и оборудования. Традиционные отрасли промышленности на территории районов: черная металлургия, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов. | |
3. Описание ожидаемых результатов развития выделяемой зоны и влияния на экономику сопредельных и соседних территорий (как в пределах субъекта Российской Федерации, так и в пределах макрорегиона) | Объем отгруженной продукции с 2007 по 2020 года увеличится в 8,5 раза, среднемесячная заработная плата в 8,4 раза. В пределах макрорегиона, развитие зоны будет содействовать развитию металлургии в соседних регионах Поволжья, в частности в республике Татарстан. Развитие металлургического комплекса позволит стимулировать структурные изменения инвестиционную и инновационную активности, устранить инфраструктурные ограничения, повысить конкурентоспособность металлопродукции, внедрить ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии в отрасль. | |
4. Целевые показатели развития выделяемой зоны, планируемая динамика показателей | Объем товаров собственного производства (по виду деятельности: обрабатывающие производства) в 2008 году - 104,95 млрд.руб.; в 2010 году -219,86 млрд.руб.; в 2015 году -417,7 млрд.руб.; в 2020 году- 751,9 млрд.руб. Среднемесячная заработная плата в 2008 году -14,65 тыс.руб.; в 2010 году - 23,51 тыс.руб.; в 2015 году - 51,21 тыс.руб.; в 2020 году -96,94 тыс.руб. | |
5. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП субъекта Российской Федерации в текущем году и плановые показатели на перспективу | Доля объема по зоне в отгрузке по области (по виду деятельности: обрабатывающие производства): в 2007 году - 15,9%; в 2008 году -16,1%, в 2010 году - 19,4%; в 2015 году - 19,4 %; в 2020 году - 19,4%. | |
6. Перечень предприятий на территории выделяемой зоны - с указанием форм собственности (при большом количестве предприятий указать предприятия-лидеры) | ОАО "Выксунский металлургический завод", ОАО "Русполимет", ОАО "Дробмаш", ОАО "Кулебакский завод металлоконструкций", ОАО "Завод корпусов", ОАО "Выксалес", ОАО "Выксунский завод легких металлоконструкций", ОАО "Железобетон", ОАО "Окская судоверфь". | |
7. Перечень и описание мер стимулирования развития выделяемой зоны, которые предполагается предпринять (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы) | Содействие по участию предприятий отрасли в федеральных и региональных программах, оказание содействия в работе с инвестиционными и инновационными проектами предприятий по представлению льгот в соответствии с законодательством области и придания им статуса приоритетных, оказание содействия взаимодействию промышленных предприятий с ВУЗами и другими учебными заведениями по вопросам подготовки и трудоустройства выпускников, организация филиалов ВУЗов на базе предприятий, оказание содействия предприятиям в поиске потенциальных инвесторов. Инициирование на федеральном уровне предложений по пересмотру антидемпинговых мер и снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование. Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. | |
8. Объём финансирования (с детализацией направлений (статей) расходов и источников финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, частные инициативы): | На развитие социальной и инженерной инфраструктуры зоны в 2007 году направлено 857,21 млн.руб. (федеральный бюджет - 37,8 млн.руб., областной бюджет - 463,91 млн.руб., местный бюджет - 355,5млн.руб.), в том числе строительство мостового перехода через р.Оку с обходом (профинансировано в 2007 году из федерального бюджета - 37,8 млн.руб., областного бюджета - 4,2 млн.руб.) | |
- ранее направленный на поддержку развития выделяемой зоны; | ||
- который предполагается направить на поддержку развития выделяемой зоны в предстоящий период | На развитие дорожной инфраструктуры с 2008 по 2011 годы предполагается направить порядка 2,4 млрд.руб. из них федеральных средств 1,9 млрд.руб. (в 2008 году - 765 млн.руб.; в 2009 году - 1,09 млрд.руб.) и 520 млн.руб. областных средств (в 2008 году - 85 млн.руб., в 2009 году - 365 млн.руб., в 2010 году - 50 млн.руб., в 2011 году - 20 млн.руб.) | |
9. Описание инфраструктуры поддержки развития бизнеса (индустриальные зоны, техно- и промпарки, агентства развития бизнеса и т.д.) | Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей. | |
10. Описание системы / инфраструктуры по привлечению инвестиций (преференции и поддержка со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с инвестором по принципу "одного окна", наличие системы инициирования и селекции новых бизнес- проектов, развитость финансовой инфраструктуры и т.д.) | В целях активизации работы по привлечению инвестиций в экономику области, обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области создан Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области. Поддержка приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти области заключается в следующем: предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных проектов. Работа с инвесторами строится по принципу "одного окна". | |
11. Перечень и описание мер по повышению инвестиционной привлекательности выделяемой территории / субъекта Российской Федерации, в целом (с детализацией: меры, принимаемые Федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы): | Разработано инвестиционное законодательство, основанное на законах "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области" от 14 февраля 2006 года № 4-З и "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области" от 31 декабря 2004 года № 180-З | |
- реализуемых ранее и в настоящее время; | ||
- которые предполагается реализовать в предстоящий период | Развитие вышеупомянутого инвестиционного законодательства. Формирование территорий под реализацию крупномасштабных комплексных инвестиционных проектов. | |
12. Перечень и краткое описание крупных инвестиционных проектов на территории выделяемой зоны (наименование, суть проекта, стадия реализации, общий срок реализации проекта, ожидаемые результаты, объём и источники финансирования) | 1. Строительство литейно-прокатного комплекса (ЗАО "ОМК - Сталь"). Введена в эксплуатацию первая очередь. 2. Модернизация кольцепрокатного производства (лабораторно-исследовательский комплекс, сортопрокатный цех, литейный участок), инновационный проект "Новые промышленные технологии производства крупногабаритных кольцевых деталей для энергетического комплекса России (ОАО "Русполимет"). 3. Модернизация производства, приобретение и установка оборудования (ОАО "Кулебакский завод металлических конструкций"). Общий объем инвестиций на реализацию всех проектов металлургических предприятий в 2007-2010 годах составит более 17,4 млрд.рублей. (частные инвестиции) Общий объем отгрузки за 2007 - 2010 года увеличится на 38,1 млрд.руб., будет создано порядка 900 новых рабочих мест. | |
Классификатор зоны из списка | 311 |
Зона опережающего развития: ИННОВАЦИОННАЯ
Перечень вопросов | Зона опережающего развития № 3 |
1. Общее описание выделяемой зоны (территории) опережающего развития (далее - зоны) с привязкой к географическим координатам или географическим объектам, в том числе: | Открытый Технопарк в близи город Саров (юго - западнее поселка Сатис Дивеевского района Нижегородской области) расположен в центре Европейской части России (город Саров, Дивеевский муниципальный район) |
- описание специализации выделяемой зоны, общая оценка перспектив её развития (наличие базовых условий для развития соответствующих видов деятельности: наличие сырья или потенциала, востребованность услуг / спрос на продукцию, возможное качество конечного продукта, перспективная ниша на рынке и т.п.); | Открытый технопарк рассматривается как технико-внедренческая зона или кластер инновационной активности, использующий потенциал ФГУП "Российский федеральный ядерный центр - ВНИИЭФ" и других научных центров региона, поддерживающих тесную связь с промышленными предприятиями, региональными и местными органами власти. Основные направления развития Открытого Технопарка: информационные технологии, энергосбережение и экология, медицинская техника. Успех реализации проекта гарантирует: - наличие высокого научно-технического потенциала в регионе, потребность этого потенциала в конверсии; - опыт ведения крупных региональных программ на системной основе; - наличие сильной команды исполнителей с опытом работы по организации крупных межведомственных проектов, направленных на повышение макроэкономических характеристик региона. |
- оценка исторических условий и традиций для развития желаемых видов деятельности, исторической специализации рассматриваемой территории; | С 1950 года в город Саров концентрируется интеллектуальная элита, создаются благоприятные условия для развития науки и наукоемких производств. Нижегородская область является регионом с высоким научно-промышленным потенциалом. Отличительными чертами области являются: - политическая стабильность; - высокотехнологичная производственная база; - наличие квалифицированных кадров; - развитая структура внешне-экономической деятельности; - инновационный климат; - низкий уровень преступности; - развитая законодательная база. Перечисленные факторы создают благоприятную среду для развития инновационной деятельности и подтверждают возможность организации регионального Технопарка. |
- оценка географического положения - в привязке к особенностям /потребностям предлагаемой специализации; | Выбранный для строительства регионального технопарка участок характеризуется комплексом положительных аспектов и достоинств, к которым можно отнести следующие: - близость к территории, ЗАТО город Саров - статус Российского Федерального Центра способствует повышенному интересу к деятельности регионального Технопарка российских и зарубежных компаний; - город Саров - наукоград, научно-технический потенциал города высок, близость Технопарка к ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" дает возможность привлечения квалифицированного персонала из города Саров; - удобное географическое расположение - юг Нижегородской области - центр Европейской части России; - наличие и близость различных подъездных путей; - рациональное расположение инженерных связей - наличие существующих коммуникаций на строительном участке обеспечит минимальный объем работ по их подведению; - имеется резерв территории, обеспечивающий возможность дальнейшего развития Технопарка, - экономичное использование земель. Выбор строительной площадки для регионального Технопарка на базе поселка Сатис обеспечит высокую эффективность капитальных вложений с минимальными объемами строительно-монтажных работ. |
- оценка имеющейся в рассматриваемой терри-тории рабочей силы (количество и качество), возможностей и условий её привлечения (импорта) или подготовки на месте - в привязке к предлагаемой специализации; | Экономически активное население зоны составляет порядка 60 тыс.чел., более половины из них с высшим образованием. В Технопарке будут работать специалисты из города Саров, общее количество планируемых рабочих для резидентов Технопарка - более 1700. Предполагается в рамках бизнес - инкубатора создание и функционирование нескольких десятков малых инновационных компаний в год. Размещение на территории Технопарка более 200 компаний, в том числе в бизнес-инкубаторе более 30 малых компаний к 2010 году. |
- оценка развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической и т.п.) и возможности (перспективы) её развития (необходимой модернизации) - в привязке к предлагаемой специализации; | Удобство транспортных связей обеспечено развитой сетью шоссейных дорог, функционирует железнодорожная ветка "Москва - Саров". В 250 километров расположен международный аэропорт "Нижний Новгород". Территория, выбранная для Открытого технопарка, оснащена необходимыми инженерными сетями и коммуникационно- информационной инфраструктурой для развития Технопарка в краткосрочной перспективе (на территории участка имеются трансформаторная подстанция, теплосеть, водоснабжение). Имеются проекты по дальнейшему развитию очистных сооружений, электрических сетей для обеспечения развития Технопарка. Имеется телефонная связь. В связи с тем, что функционирование Технопарка требует организации современных телекоммуникационных систем, начаты работы по разработке проекта строительства оптоволоконного канала связи. |
- оценка условий жизни на территории (природно-климатические условия и качество жизни, в том числе краткая характеристика качества городской среды) - как фактор привлечения (удержания) специалистов соответствующего качества и профиля | Климат региона умеренно континентальный, не суровый, в связи с чем повышенных издержек на строительство, производство и проживание не требуется. Средняя температура летом +20С, зимой - 12C. Осадков около 500 миллиметров в год. Климат устойчивый, изменений в температурных режимах не прогнозируется. Для создания социально-культурной среды планируется: строительство двух корпоративных зданий; строительство основного здания, где будет располагаться бизнес-инкубатор; "Высшая школа физики"; управляющая компания и ряд сервисных предприятий; строительство гостиницы, связанной с основным зданием, для размещения студентов и преподавателей; создание охранных сооружений, реконструкция профилактория и столовой и др. В дальнейшей перспективе (во второй очереди) планируется создание спортивно-оздоровительного комплекса, несколько дополнительных корпоративных и секционных зданий. |
2. Перечень видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), являющихся в настоящее время лидерами развития на территории выделяемой зоны, и видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), развитие которых планируется в рамках выделяемой зоны | В настоящее время в Технопарке определены следующие основные направления и виды деятельности компаний: производство в области информационных технологий; производство оборонно-промышленного направления; производство узлов и устройств для нефтегазовой промышленности, производство источников питания для обеспечения работоспособности электроприборов на основе фторионных батарей; разработка и производство технологических линий по производству альтернативных видов топлива; разработка и производство медицинской техники и оборудования, продукции для различного транспорта, в том числе силовых конструкций для самолета "Boeing", системы диспетчерского контроля для железнодорожного транспорта. |
3. Описание ожидаемых результатов развития выделяемой зоны и влияния на экономику сопредельных и соседних территорий (как в пределах субъекта Рос-сийской Федерации, так и в пределах макрорегиона) | Создание технопарка позволит увеличить долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в зоне до 26,2% в 2020 году, увеличить численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками на 2,8 тыс.чел., довести среднемесячную заработную плату в зоне в 2020 году до 100,48 тыс.руб., а также: - активно разрабатывать высокотехнологичную наукоемкую продукцию, - сформировать эффективную систему взаимодействия крупных промышленных предприятий с инновационными компаниями по привлечению передовых отечественных и зарубежных технологий на предприятиях Нижегородской области в целях выпуска конкурентоспособной продукции, - интегрировать разрозненные компании и загрузить избыточные производственные мощности предприятий Нижегородской области, - привлечь к сотрудничеству предприятия области: аэрокосмической отрасли ОАО НАЗ "Сокол", ОАО "Гидромаш", ОАО "Кулебакский кольцепрокатный завод", ОАО ПКО "Теплообменник", ОАО "Гидроагрегат" - Boeing, в сфере IT-технологий - Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского, ООО "Саровская лаборатория", ООО "Мера", ООО "Телма" - Корпорация Intel, - загрузить неиспользуемые мощности ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" - завод "Авангард", - создать благоприятные условия для формирования рынка высококвалифицированных кадров, остановить процесс "утечки мозгов", - создать условия использования дополнительных возможностей, в том числе финансовых, для ведения фундаментальных и прикладных изысканий. |
4. Целевые показатели развития выделяемой зоны, планируемая динамика показателей | Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в зоне в 2008 году - 21,7%, в 2010 году - 23,3%, 2015 году - 25,1%, в 2020 году - 26,2%. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в 2008 году - 20,3 тыс.чел, в 2010 году - 20,4 тыс.чел., в 2015 году - 21, 8 тыс.чел., в 2020 году - 22,8 тыс.чел. Среднемесячная заработная плата в 2008 году -15,1 тыс.руб.; в 2010 году. - 24,37 тыс.руб.; в 2015 году - 53,1 тыс.руб.; в 2020 году -100,48 тыс.руб. |
5. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП субъекта Российской Федерации в текущем году и плановые показатели на перспективу | в 2007 году - 2%, в 2015 году - 4 %, в 2020 году -5% |
6. Перечень предприятий на территории выделяемой зоны - с указанием форм собственности (при большом количестве предприятий указать предприятия- лидеры) | ФГУП "РФЯЦ ВНИИЭФ", Корпорация "АФК-Система", ЗАО "Интел". |
7. Перечень и описание мер стимулирования развития выделяемой зоны, которые предполагается предпринять (с детализацией: меры, при-нимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы) | Софинансирование капитального строительства технопарка (из средств федерального бюджета определено финансирование в 2007-2009 годах в объеме 104,5 млн.рубл. и из средств областного бюджета -157,5 млн.рубл.). Строительство производственной инфраструктуры (Корпорация "АФК-Система" - 60 млн.руб., областной бюджет - 10 млн.руб.) Развитие социально-инженерной инфраструктуры. |
8. Объём финансирования (с детализацией направлений (статей) расходов и источников финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, частные инициативы): | Начиная с 2004 года из областного бюджета было выделено в общей сложности 52,5 млн.руб. на выполнение научно-исследовательских работ, проектно-сметной документации на строительство бизнес-инкубатора, проектных работ по строительству дороги и реконструкции плотины, на строительство очистных сооружений, дороги. В 2007 году на строительство направлено из средств федерального и областного бюджетов по 13,5 млн.руб., соответственно. На развитие социальной и инженерной инфраструктуры зоны в 2007 году направлено 117,18 млн.руб. (федеральный бюджет -54,18 млн.руб., областной бюджет - 59,16 млн.руб., частные инициативы -3,84 млн.руб.) На капитальное строительство технопарка в 2008 году из федерального бюджета предполагается финансирование в размере - 68,4 млн. рублей, из средств областного бюджета - 80 млн. руб. |
ранее направленный на поддержку развития выделяемой зоны; | |
- который предполагается направить на поддержку развития выделяемой зоны в предстоящий период | В 2009 году на строительство технопарка планируется направить финансирование в объеме 178 млн.руб. (из средств федерального и областного бюджета по 89 млн. руб., соответственно). |
9. Описание инфраструктуры поддержки развития бизнеса (индустриальные зоны, техно- и промпарки, агентства развития бизнеса и т.д.) | - Инновационный центр Нижегородского государственного университета; - Инновационный центр Волго-Вятской академии государственной службы; - Нижегородский научно-информационный центр; - Бизнес-инкубатор для развития малого инновационного бизнеса; - Открытый технопарк в посёлок Сатис Дивеевского района; - Нижегородский региональный центр наноиндустрии; - Нижегородский областной центр новых информационных технологий; - Венчурный фонд Нижегородской области; - Межрегиональный фонд содействия инновациям; - Фонд развития конверсионных производств (город Саров). |
10. Описание системы / инфраструктуры по привлечению инвестиций (преференции и поддержка со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с инвестором по принципу "одного окна", наличие системы инициирования и селекции новых бизнеспроектов, развитость финансовой инфраструктуры и т.д.) | В целях активизации работы по привлечению инвестиций в экономику области, обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области создан Инвестиционный Совет при Губернаторе Нижегородской области. Поддержка приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти области заключается в следующем: предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных проектов. Предоставление грантов в сфере науки и техники, ежегодное присуждение юридическим лицам, физическим лицам или коллективам физических лиц, являющимся обладателями прав на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки) премии Нижегородской области имени И.П.Кулибина. Поддерживаются (на правах софинансирования) выполняемые в интересах регионов проекты в фундаментальных исследований. |
11. Перечень и описание мер по повышению инвестиционной привлекательности выделяемой территории/ субъекта Российской Федерации, в целом (с детализацией: меры, принимаемые Федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы): | Распоряжением Правительства Нижегородской области от 14 августа 2006 года № 600-р проект "Открытый технопарк" признан приоритетным. Управляющей компании - ООО "Центр трансфера технологий "Система-Саров", в качестве мер государственной поддержки предоставлена льгота по налогу на имущество сроком на 5 лет. По итогам конкурса Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации заявка на строительство бизнесинкубатора на территории Технопарка признана победителем (Протокол заседания конкурсной комиссии по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления в 2007 году субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства субъектами Российской Федерации от 24 апреля 2007 года № 2). Софинансирование строительства из федерального и областного бюджета в 2007 году по 13,5 млн. рублей, соответственно. |
- реализуемых ранее и в настоящее время; | |
- которые предполагается реализовать в предстоящий период | В 2008 году в размере 68,4 млн.руб. и 68,5 млн.руб. из средств федерального и областного бюджета, соответственно. В 2009 году планируется финансирование в объеме 89 млн.руб. из средств федерального и областного бюджета. |
12. Перечень и краткое описание крупных инвестиционных проектов на территории выделяемой зоны (наименование, суть проекта, стадия реализации, общий срок реализации проекта, ожидаемые результаты, объём и источники финансирования) | - строительство здания Intel (количество вновь созданных рабочих мест -200, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг по окончании реализации проекта - 10 миллионов долларов в год). - производство источников питания для обеспечения работоспособности электроприборов в нефтяных и газовых скважинах (количество вновь созданных рабочих мест - 40, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг - 206 млн.руб.). - разработка и освоение серийного производства систем нового поколения, базирующихся на критических технологиях двойного назначения Федерального Ядерного Центра, для защиты воздушных судов от ракет с инфракрасными головками самонаведения (кол-во рабочих мест - 100, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг - 1 260 млн.руб.). - разработка и производство технологических линий для производства альтернативных видов топлива (кол-во рабочих мест - 42, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг - 72 млн.руб.). Срок реализации проектов 2007-2010 годы. Общий объем инвестиций составляет 819 млн.руб. |
Классификатор зоны из списка | 503 |
Зона опережающего развития: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Перечень вопросов | Зона опережающего развития № 4 |
1. Общее описание выделяемой зоны (территории) опережающего развития (далее - зоны) с привязкой к географическим координатам или географиическим объектам, в том числе: | Сельскохозяйственная зона (Володарский, Большеболдинский, Починковский муниципальные районы) составляет 3,91 тыс.км, это 5% от площади области. Наличие земель, используемых организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, 224,8 тыс. га, в том числе 195,2 тыс. га сельхозугодий, из них - 143,5 тыс.га пашни, что составляет соответственно 6,1%; 6,9% и 7,2% от областных показателей. |
- описание специализации выделяемой зоны, общая оценка перспектив её развития (наличие базовых условий для развития соответствующих видов деятельности: наличие сырья или потенциала, востребованность услуг / спрос на продукцию, возможное качество конечного продукта, перспективная ниша на рынке и т.п.); | Сельскохозяйственные организации этой зоны специализируются на выращивании зерна, на производстве молока, яйца, мяса всех видов скота и птицы и продуктов их переработки. Продукция реализуется на территории зоны, области, часть сельскохозяйственных организаций освоили рынки сбыта в других регионах Российской Федерации. Большая часть продукции, производимой в ОАО "Агрофирма "Птицефабрика Сеймовская" Володарского района, реализуется через собственную торговую сеть, расположенную не только в Нижегородской области, но и в Москве, Московской, Владимирской, Рязанской, Ивановской областях. Постоянными партнерами являются крупнейшие торговые фирмы и сети магазинов "Рамстор", "Магнит", "Олсон", "Мяснов" и др. |
- оценка исторических условий и традиций для развития желаемых видов деятельности, исторической специализации рассматриваемой территории; | Сельскохозяйственные организации Большеболдинского и Починковского районов образованы в период массовой коллективизации, начиная с конца 20-х начала 30-х годов прошлого столетия. Здесь исстари занимались выращиваем зерновых хлебов. Развито молочное животноводство. Сельскохозяйственные организации Володарского района образовались в 60 - 70-е годы ХХ века: ОАО "Агрофирма "Птицефабрика Сеймовская" - 1964 год (первоначально птицефабрика "Сеймовская"), ОАО "Ильиногорское" - 1972 год (первоначально Совхоз-комбинат им. 50-летия СССР), ОАО "Дзержинское" - 1968 год (первоначально совхоз "Дзержинский"). Это изначально высокотехнологичные организации, имеют высокопрофессиональный кадровый и руководящий персонал. |
- оценка географического положения - в привязке к особенностям / потребностям предлагаемой специализации; | Большеболдинский и Починковский районы расположены в юго-западной части Нижегородской области, граничат на востоке и юге с республикой Мордовия, на севере с Краснооктябрьским районом, на западе с Гагинским и Лукояновским районами. Володарский район расположен в 50 км от города НижнегоНовгорода, в западной части Нижегородской области и граничит на севере с Чкаловским районом и Ивановской областью, на востоке с Балахнинским районом и городом Дзержинск, на юге по реке Оке с Богородским и Павловским районами, на западе с Владимирской областью. |
- оценка имеющейся в рассматриваемой территории рабочей силы (количество и качество), возможностей и условий её привлечения (импорта) или подготовки на месте - в привязке к предлагаемой специализации; | В сельскохозяйственных организациях зоны трудится 7000 человек В Большеболдинском и Починковском районах есть потребность в кадрах, как управленческого звена, так и работников массовых профессий: механизаторов, доярок, водителей. Володарский район дефицита в рабочих кадрах не испытывает. |
- оценка развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической и т.п.) и возможности (перспективы) её развития (необходимой модернизации) - в привязке к предлагаемой специализации; | Районы имеют развитую транспортную инфраструктуру. Володарский район: трасса федерального значения "Москва - Нижний Новгород"; железная дорога (железнодорожные станции "Сейма", "Ильино"); близость к международному аэропорту - 50 километров Большеболдинский и Починковский районы: автомагистраль федерального значения "Нижний Новгород-Саранск"; железная дорога (ближайшая железнодорожная станция "Ужовка"). Непосредственная близость от крупных промышленных центров (в 100 километрах) - городов Арзамас и Саранск. |
- оценка условий жизни на территории (природноклиматические условия и качество жизни, в том числе краткая характеристика качества городской среды) - как фактор привлечения (удержания) специалистов соответствующего качества и профиля | Природно-климатические и социальные условия зоны соответствуют нормальным требованиям проживания в сельской местности. Для улучшения условий проживания будет продолжена работа по газификации, водоснабжению и водоотведению в рамках целевой федеральной программы "Социальное развитие села". До 2012 года прогнозируется строительство (приобретение) 155 жилых домов и квартир для сельских жителей. |
2. Перечень видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), являющихся в настоящее время лидерами развития на территории выделяемой зоны, и видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), развитие которых планируется в рамках выде-ляемой зоны | В сельском хозяйстве на 1 января 2008 года действует 44 организации, 24 крестьянских (фермерских) хозяйства, широкая сеть личных подсобных хозяйств. Ведущим направлением в сельском хозяйстве является зерновое хозяйство, молочное животноводство, производство мяса крупного рогатого скота и свиней, куриного яйца. |
3. Описание ожидаемых результатов развития выделяемой зоны и влияния на экономику сопредельных и соседних территорий (как в пределах субъекта Российской Федерации, так и в пределах макрорегиона). | В 2012 году всеми категориями хозяйств зоны планируется произвести 202400 тонн зерна; 44300 тонн картофеля; 64600 тонн молока; 42800 тонн скота и птицы в живом весе; 946,6 миллионов штук яиц. |
4. Целевые показатели развития выделяемой зоны, планируемая динамика показателей | К 2012 году производство сельскохозяйственной продукции в зоне увеличится более чем в 1,5 раза, в том числе зерна в 2,2 раза, картофеля - в 1,3, молока - в 1,2, мяса - в 1,8, яиц - в 2,5 раза. Удельный вес зоны в общем объеме производства зерна составит 11,2%, молока - 8,1%, мяса - 16,7%, яйца - 41,5%. Объем привлеченных инвестиций увеличится в 1,6 раза. |
5. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП субъекта Российской Федерации в текущем году и плановые показатели на перспективу | На долю сельского хозяйства зоны в 2007 году приходится - 17% от общего объема сельскохозяйственной продукции по области, в 2015 году - 20%, в 2020 году - 22%. |
6. Перечень предприятий на территории выделяемой зоны - с указанием форм собственности (при большом количестве предприятий указать предприятия-лидеры) | Ведущими сельскохозяйственными организациями являются: Володарский район - ОАО "Агрофирма "Птицефабрика Сеймовская" (занимает 7 место среди птицефабрик России по комплексному рейтинговому показателю), ОАО "Ильиногорское", ОАО "Дзержинское"; Большеболдинский район - филиал ООО "Волготрансгаз" ПХ "Пушкинское", ООО Агрофирма "Черновское", ОАО Агрофирма "Русское поле", ООО "Агрофирма "Чертас", ОАО "Агрофирма "Болдино", СПК "Полянский"; Починковский район - колхоз им. Ленина, СПК "Заря", СПК "Красный пахарь", СПК "Маресевский", СПК "Шагаевский", ООО "Саитовка", СПК им. Кирова, СПК "Криушинский", СПК "Азрапинский". |
7. Перечень и описание мер стимулирования развития выделяемой зоны, которые предполагается предпринять (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы) | Основными видами финансовых поддержек будут субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях, возмещение части затрат по уплате первоначального взноса за приобретенную сельскохозяйственную технику по лизингу, финансовая поддержка племенного дела, элитного семеноводства, дотация на реализацию животноводческой продукции. Правительством области, администрациями Володарского, Большеболдинского и Починковского муниципальных образований проводится и в дальнейшем будет проводиться работа по реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК". |
8. Объём финансирования (с детализацией направлений (статей) расходов и источников финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, частные инициативы): | |
- ранее направленный на поддержку развития выделяемой зоны; | На развитие социально-инженерной инфраструктуры зоны в 2007 году направлено финансировании из федерального бюджета - 12 млн.руб., из областного бюджета - 148,64 млн.руб., из местного - 7,5 млн.руб., частные инициативы - 0,55 млн.руб. На финансирование АПК зоны в 2007 году из областного бюджета было направлено - 131,4 млн.руб., из федерального - 52,5 млн.руб. |
- который предполагается направить на поддержку развития выделяемой зоны в предстоящий период | На развитие агропромышленного комплекса зоны в 2008-2012 годах будет направлено 24459,6 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 1468 млн. руб., федерального - 1269,4 млн. руб, собственные и прочие средства - 21722,2 млн.руб. |
9. Описание инфраструктуры поддержки развития бизнеса (индустриальные зоны, техно- и промпарки, агентства развития бизнеса и т.д.) | В каждом районе создано управление сельского хозяйства. Специалистами оказывается консультационная помощь крестьянским (фермерским) хозяйствам и населению по вопросам ведения сельскохозяйственного производства. |
10. Описание системы / инфраструктуры по привлечению инвестиций (преференции и поддержка со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с инвестором по принципу "одного окна", наличие системы инициирования и селекции новых бизнес-проектов, развитость финансовой инфраструктуры и т.д.) | Реализация инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области". По инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства за счет средств федерального бюджета будет осуществляться возмещение части затрат на уплату процентов в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). За счет средств областного бюджета в размере 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Инвестиционные кредиты на эти цели предполагается предоставлять сроком до 10 лет. |
11. Перечень и описание мер по повышению инвестиционной привлекательности выделяемой территории / субъекта Российской Федерации, в целом (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы): | Развитие инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли в соответствии с Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной Приведение земельных отношений в соответствие с действующим законодательством. Финансовое оздоровление сельскохозяйственных организаций. |
- реализуемых ранее и в настоящее время; | |
- которые предполагается реализовать в предстоящий период | Создание системы земельного ипотечного кредитования. |
12. Перечень и краткое описание крупных инвестиционных проектов на территории выделяемой зоны (наименование, суть проекта, стадия реализации, общий срок реализации проекта, ожидаемые результаты, объём и источники финансирования) | 1. Модернизация ОАО "Агрофирма птицефабрики Сеймовская", в том числе строительство 5 цехов для содержания взрослых кур-несушек, с установкой немецкого клеточного оборудования производства компании "Салмет", 1,2 млн. птиц мест (срок реализации 2007-2011 годы, объем инвестиций порядка 1,1 млрд.руб., объем производства за 2007-2011 годы увеличится на 384 млн.руб., объем производства яйца увеличится до 780 млн. шт. (более чем в 2 раза к 2007 году). 2. В 2008 году ОАО "Дзержинское" будет реализовывать проект "Развитие овощеводства", с общей стоимостью 46,1 млн.руб. Проектом предусматривается реконструкция 0,9 га зимних теплиц. В результате объем производства овощей защищенного грунта увеличится на 120 тонн. 3. Модернизация комбината "Ильиногорское" (срок реализации: 2007-2011 годы, общий объем инвестиций 865,8 млн.руб., увеличение поголовья свиней на 10,7 тысяч голов). 4. Строительство животноводческих комплексов, проект "Развитие молочного скотоводства", который предусматривает реконструкцию животноводческих помещений и покупку высокопродуктивного скота. Общая стоимость проекта 123 млн.руб., в результате его осуществления к 2014 году ожидается увеличение производства молока на 2,7 тысяч тонн; мяса - на 67 тонн, молока на 300 тонн. |
Классификатор зоны из списка | 100 |
Зона опережающего развития: ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ
Перечень вопросов | Зона опережающего развития № 5 | |
1. Общее описание выделяемой зоны (территории) опережающего развития (далее - зоны) с привязкой к географическим координатам или географическим объектам, в том числе: | Лесопромышленная зона. Включает в себя следующие муниципальные районы области: Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Краснобаковский, Ковернинский, Сокольский, Семеновский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский, Шахунский, Шарангский. Зона расположена в северной части области и граничит: с Воротынским, Лысковским, Борским, Городецким районами Нижегородской области; с Костромской, Кировской областями и республикой Марий Эл. | |
- описание специализации выделяемой зоны, общая оценка перспектив её развития (наличие базовых условий для развития соответствующих видов деятельности: наличие сырья или потенциала, востребованность услуг / спрос на продукцию, возможное качество конечного продукта, перспективная ниша на рынке и т.п.); | Специализация выделяемой зоны - лесная промышленность. Наличие значительных запасов возможной к заготовке древесины в объеме 2,9 млн.м, из них хвойной древесины 0,8 млн.м по рубкам главного пользования, 0,5 млн.м по рубкам ухода, что составляет более половины расчетной лесосеки области. Расчетная лесосека осваивается на 39%, в том числе на 36% по мягколиственному хозяйству. Существующими предприятиями ведется заготовка и первичная переработка древесины, глубокая переработка древесины практически отсутствует. В последнее время вырос спрос на продукцию глубокой переработки древесины: фанеру, плиты МДФ, ЛДСП, ДСП, используемые в строительстве и мебельной промышленности, топливные брикеты для топливной промышленности. Также растет спрос на строительство деревянных комфортных малоэтажных домов. | |
- оценка исторических условий и традиций для развития желаемых видов деятельности, исторической специализации рассматрива-емой территории; | Исторически в зоне, богатой лесными ресурсами, преобладает лесозаготовка и деревопереработка - изготовление продукции широкого потребления и сувенирного направления. В связи с преобладанием сельского населения древесина использовалась на строительство домов, надворных построек, для отопления. | |
- оценка географического положения - в привязке к особенностям / потребностям предлагаемой специализации; | Зона расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины в низменном Левобережье реки Волги в зоне южной тайги, смешанных и широколиственных лесов. Основой для развития экономики района послужили природные условия и лесные ресурсы. Наличие лесных ресурсов способствовало развитию лесной промышленности. | |
- оценка имеющейся в рассматриваемой территории рабочей силы (количество и качество), возможностей и условий её привлечения (импорта) или подготовки на месте - в привязке к предлагаемой специализации; | На территории зоны проживают порядка 163900 экономически активного населения. В сфере промышленности 27% объема производства товаров и услуг обеспечиваются предприятиями лесной промышленности, в ряде районов они являются градообразующими, обеспечивающими рабочими местами значительную часть трудоспособного населения. Для подготовки профессиональных кадров имеются 3 техникума - Краснобаковский лесхоз-техникум, Ветлужский лесотехнический техникум, Семеновский техникум механической обработки древесины. Специалистов с высшим образованием готовит сельскохозяйственная академия в городе Нижнем Новгороде. | |
- оценка развития инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной, энергетической и т.п.) и возможности (перспективы) её развития (необходимой модернизации) - в привязке к предлагаемой специализации; | Через всю зону с юга на север проходит железная дорога и федеральная автомобильная дорога "Нижний Новгород - Киров". Кроме того, существует сеть автомобильных дорог с твердым покрытием местного значения. Протяженность автомобильных дорог республиканского и местного значения с твердым покрытием составляет около 1500 километров Пассажирские и грузовые автотранспортные перевозки осуществляют автотранспортные предприятия и частные предприниматели. | |
- оценка условий жизни на территории (природно-климатические условия и качество жизни, в том числе краткая характеристика качества городской среды) - как фактор привлечения (удержания) специалистов соответствующего качества и профиля | Климат: умеренно - континентальный, часто с холодной многоснежной зимой и умеренно - теплым коротким летом. Средняя годовая температура воздуха составляет около 3?С. Продолжительность безморозного периода составляет 133 дня. Средняя заработная плата в зоне за 2007 год составляет порядка 8000 руб. и превышает прожиточный минимум по области в 2 раза. На территории зоны также развивается социальная инфраструктура (строятся школы, учреждения здравоохранения). | |
2. Перечень видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), являющихся в настоящее время лидерами развития на территории выделяемой зоны, и видов деятельности (отраслей, сфер деятельности), развитие которых планируется в рамках выделяемой зоны | Традиционные отрасли промышленности на территории районов: пищевая, лесная и деревоперерабатывающая, машиностроение. | |
3. Описание ожидаемых результатов развития выделяемой зоны и влияния на экономику сопредельных и соседних территорий (как в пределах субъекта Российской Федерации, так и в пределах макрорегиона) | Создание 2769 новых рабочих мест, повышение доходов областного и местных бюджетов - в 3,9 раза, увеличение выпуска товарной продукции - в 2,3 раза, освоение расчетной лесосеки - в 3 раза, пуск 9 новых крупных деревообрабатывающих предприятий по глубокой переработке древесины, рост уровня средней заработной платы - в 2 раза. | |
4. Целевые показатели развития выделяемой зоны, планируемая динамика показателей | Объем товаров собственного производства (по обработке древесины и производству изделий из дерева) в 2008 году - 1,1 млрд.руб.; в 2010 году -7,1 млрд.руб.; в 2015 году - 18,1 млрд.руб.; в 2020 году - 34,36 млрд.руб. Среднемесячная заработная плата в 2008 году -8,1 тыс.руб.; в 2010 году - 13,1 тыс.руб.; в 2015 году - 28,4 тыс.руб.; в 2020 году -53,8 тыс.руб. | |
5. Доля произведенных товаров и услуг выделяемой зоны в ВРП субъекта Российской Федерации в текущем году и плановые показатели на перспективу | Доля зоны в объеме отгруженной продукции по области (обработка древесины и производство изделий из дерева): в 2007 году - 35%; в 2008 году - 38%, в 2010 году - 67%; в 2015 году - 90 %; в 2020 году - 95%. | |
6. Перечень предприятий на территории выделяемой зоны - с указанием форм собственности (при большом количестве предприятий указать предприятия-лидеры) | ОАО "Динамо", ООО "Фанкор", ООО "ФК Росплит", ООО "Заветлужье", ООО "Залесное", ЗАО "Хохломская роспись" | |
7. Перечень и описание мер стимулирования развития выделяемой зоны, которые предполагается предпринять (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами власти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы) | Содействие по участию предприятий отрасли в федеральных и региональных программах, оказание содействия в работе с инвестиционными и инновационными проектами предприятий по представлению льгот в соответствии с законодательством области и придания им статуса приоритетных, оказание содействия взаимодействию промышленных предприятий с ВУЗами и другими учебными заведениями по вопросам подготовки и трудоустройства выпускников, организации филиалов ВУЗов на базе предприятий, оказание содействия предприятиям в поиске потенциальных инвесторов. Инициирование на федеральном уровне предложений по пересмотру антидемпинговых мер и снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, Развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. | |
8. Объём финансирования (с детализацией направлений (статей) расходов и источников финансирования: федеральный бюджет, областной бюджет, бюджеты муниципальных образований, частные инициативы): | На развитие социальной и инженерной инфраструктуры зоны в 2007 году направлено 1,04 млрд.руб. (федеральный бюджет -120,95 млн.руб., областной бюджет - 910,63 млн.руб., местный бюджет - 11,18 млн.руб. частные инициативы -1,26 млн.руб.) | |
- ранее направленный на поддержку развития выделяемой зоны; | ||
- который предполагается направить на поддержку развития выделяемой зоны в предстоящий период | На развитие дорожной инфраструктуры с 2008 по 2011 годы предполагается направить порядка 432 млн.руб. из них федеральных средств 218,2 млрд.руб. (в 2008 году -96,8 млн.руб.; в 2009 году - 103,04 млн.руб., в 2010 году - 18,4 млн.руб.) и 213,8 млн.руб. областных средств (в 2008 году - 16,73 млн.руб., в 2009 году - 25,76 млн.руб., в 2010 году - 64,6 млн.руб., в 2011 году - 106,75 млн.руб.) | |
9. Описание инфраструктуры поддержки развития бизнеса (индустриальные зоны, технопарки и промпарки, агентства развития бизнеса и т.д.) | Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей, Нижегородская ассоциация переработчиков и потребителей леса. | |
10. Описание системы / инфраструктуры по привлечению инвестиций (преференции и поддержка со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, работа с инвестором по принципу "одного окна", наличие системы инициирования и селекции новых бизнес-проектов, развитость финансовой инфраструктуры и т.д.). | В целях активизации работы Нижегородской области по привлечению инвестиций в экономику области, обеспечения проведения последовательной и скоординированной государственной политики в области инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области создан Инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области. Поддержка приоритетных инвестиционных проектов со стороны органов исполнительной власти области заключается в следующем: предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков, освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетных проектов. Работа с инвесторами строится по принципу "одного окна". | |
11. Перечень и описание мер по повышению инвестиционной привлекательности выде-ляемой территории / субъекта Российской Федерации, в целом (с детализацией: меры, принимаемые федеральными органами влас-ти, органами власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, частные инициативы): | Разработано инвестиционное законодательство, основанное на законах от 14 февраля 2006 года № 4-З "О государственной поддержке инновационной деятельности в Нижегородской области" и от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Нижегородской области". | |
- реализуемых ранее и в настоящее время; | ||
- которые предполагается реализовать в предстоящий период. | Развитие вышеупомянутого инвестиционного законодательства. Формирование территорий под реализацию крупномасштабных комплексных инвестиционных проектов. | |
12. Перечень и краткое описание крупных инвестиционных проектов на территории выделяемой зоны (наименование, суть проекта, стадия реализации, общий срок реализации проекта, ожидаемые результаты, объём и источники финансирования). | 1. Заготовка и комплексная переработка древесины на вновь создаваемых производствах ДСтП, фанеры, пиломатериалов в Семеновском районе (срок реализации проекта 2008 - 2010 годы, объем инвестиций - 7 млрд.руб., будет создано 500 рабочих мест.). 2. Строительство завода по производству плит МДФ в Уренском районе (срок реализации проекта 2008-2010 годы, объем инвестиций - 672 млн.руб., планируется создать 250 рабочих мест). 3. Строительство комплексного предприятия по глубокой переработке леса (срок реализации проекта 2008-2010 годы, объем инвестиций - 1,34 млрд.руб., планируется создавать 400 рабочих мест). 4. Строительство завода в Тоншаевском районе по производству панельно-каркасных экологически чистых домов для усадебного и дачного строительства (срок реализации проекта 2008-2012 годы, объем инвестиций - 1,8 млрд.руб., планируется создать 270 рабочих мест). 5. Строительство комбината по производству фанеры в Шахунском районе (срок реализации проекта 2008-2010 годы, объем инвестиций 2,89 млрд.руб., планируется создавать 500 рабочих мест). | |
Классификатор зоны из списка | 305 |
Предложения по размещению в Нижегородской области крупных объектов инфраструктуры,
способствующей развитию зон опережающего развития
Название проекта | Срок реализации | Объем финансирования, |
1. Развитие транспортной инфраструктуры | ||
Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва - Нижний Новгород" | до 2015 | 300 000 |
Строительство и реконструкция панъевропейского коридора "Запад-Восток" | 2007-2019 | 42 617 |
Строительство и реконструкция межрегионального коридора - направления "Север" | 2007-2022 | 117 746 |
Строительство и реконструкция межрегионального коридора - сеть дорог "Запад-Юг" (Владимир- Муром- Арзамас- Саранск- Саратов с подъездом к городу Нижнему Новгороду) | 2007-2022 | 133 808 |
Развитие метрополитена | 2008-2020 | 108 904 |
Реконструкция "Международного аэропорта Нижний Новгород" | 2006-2010 | 1 200 |
2. Развитие электроэнергетики | ||
Строительство АЭС мощностью 2300-4600 МВт | 2016-2020 | 218 147 |
Список сокращений
АПК | Агропромышленный комплекс | |||
АФК | Акционерная финансовая корпорация | |||
АЭС | Атомная электростанция | |||
БСЗ | Борский стекольный завод | |||
ВМЗ | Выксунский металлургический завод | |||
ВНИИЭФ | Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики | |||
ВУЗ | Высшее учебное заведение | |||
ГОУ СПО | Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования | |||
ГОУ | Государственное образовательное учреждение | |||
ГП | Государственное предприятие | |||
ГРЭС | Государственная районная электростанция | |||
ГТС | Городская телефонная сеть | |||
ГУЗ | Государственное учреждение здравоохранения | |||
ДСП | Древесно-стружечная плита | |||
ДСтП | Древесно-стружечные плиты | |||
ЗАО | Закрытое Акционерное общество | |||
ЗАТО | Закрытое административно-территориальное образование | |||
ИТ | Информационные технологии | |||
КИПиА | Контрольно измерительные приборы и автоматика | |||
ЛДСП | Лёгкая древесно-стружечная плита | |||
МВт | Мегаватт | |||
МДФ | Древесноволокнистая плита средней плотности | |||
МО | Муниципальное образование | |||
МОУ | Муниципальное образовательное учреждение | |||
МУ | Муниципальное учреждение | |||
МУЗ | Муниципальное учреждение здравоохранения | |||
НАЗ | Нижегородский авиастроительный завод | |||
НИИ | Научно-исследовательский институт | |||
НИК | Нижегородская инжиниринговая компания | |||
НОНД | Нижегородский областной наркологический диспансер | |||
ОАО | Открытое акционерное общество | |||
ОКБМ | Опытное конструкторское бюро | |||
ОКВД | Нижегородский областной кожно-венерологический диспансер | |||
ОКВЭД | Общероссийский классификатор видов экономической деятельности | |||
ОМК | Объединенная металлургическая компания | |||
ООО | Общество с ограниченной ответственностью | |||
ОПТД | Нижегородский противотуберкулезный диспансер | |||
ОЦП | Областная целевая программа | |||
ПАП | Пассажирское автотранспортное предприятие | |||
ПКО | ||||
ПС | Подстанция электрическая | |||
ПТУ | Профессиональное техническое училище | |||
ПУ | Профессиональное училище | |||
РЖД | Российские железные дороги | |||
РФЯЦ | Российский федеральный ядерный центр | |||
РФЯЦ-ВНИИЭФ | Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики | |||
СОШ | Средняя общеобразовательная школа | |||
СПИД | Областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями | |||
СТС | Сельская телефонная сеть | |||
ФГУП | Федеральное государственное унитарное предприятие | |||
ФЦП | Федеральная целевая программа | |||
ЦРБ | Центральная районная больница |