Тарифная политика Нижегородской области, прогноз выручки и собственные средства теплоснабжающих организаций
Существенными причинами роста тарифов на тепловую энергию являются:
1. Высокая изношенность теплоэнергетических активов и, как следствие, рост затрат на производство и передачу тепловой энергии.
2. Более 30% котельных с низкой установленной тепловой мощностью, менее 1 Гкал/ч., что влечет значительное увеличение эксплуатационных расходов и отрицательное значение показателя рентабельности.
3. Ежегодное непропорциональное увеличение стоимости энергоресурсов против роста тарифа для потребителей тепловой энергии, следствием чего является сокращение или неполучение прибыли, необходимой для проведения работ по реконструкции и модернизации теплоэнергетических активов.
На 2009 год установлен предельный индекс изменения установленных тарифов в Нижегородской области на уровне 23,6%. Котельные, обеспечивающие теплоснабжение в муниципальных образованиях, работают на разных видах топлива. Анализ роста тарифов на 2009 год проведен по муниципальным образованиям, которые объединены в 3 группы в зависимости от используемых видов топлива.
1 группа: муниципальные образования, котельные которых преимущественно используют в качестве топлива природный газ:
№ п/п | Наименование муниципального образования | Тариф на 2008 год, руб./Гкал | Тариф на 2009 год, руб./Гкал | Рост тарифа, % |
1. | г. Арзамас* | 747,0-767,98 | 931,32 | 21,3-24,7 |
2. | Богородский район | 747,78-856,72 | 1027,04-1067,15 | 24,6-37,3 |
3. | городской округ город Бор | 771,12-812,87 | 905,63-932,27 | 14,7-18,0 |
двуставочный тариф | ||||
ставка за тепловую энергию, руб./Гкал | 435,28-460,88 | 501,26 | 8,8-15,2 | |
ставка за мощность, тыс.руб. в месяц/Гкал/час | 100,21-106,1 | 124,81 | 17,6-24,6 | |
4. | Вачский район | 744,45-968,33 | 916,02-1221,06 | 23,1-26,1 |
5. | Володарский район | 585,04-700,43 | 740,36-794,4 | 13,4-26,5 |
6. | Воротынский район | 1009,37-1131,39 | 1181,06-1342,25 | 17,0-18,6 |
7. | Выксунский район | 634,35-1398,39 | 763,19-1532,13 | 9,6-20,3 |
8. | Городецкий район | 704,8-2218,3 | 841,9-2946,94 | 19,5-32,8 |
9. | Кстовский район | 775,3-812,8 | 940,44 | 15,7-21,3 |
10. | Кулебакский район | 695,48-1640,84 | 830,86-1878,42 | 14,5-19,5 |
11. | Лысковский район | 689,75-1054,51 | 843,8-1228,42 | 16,4-22,3 |
12. | Навашинский район | 513,64-667,54 | 722,97-817,34 | 22,4-40,8 |
13. | Павловский район | 1176,44-1209,43 | 1744,67 | 44,3-48,3 |
14. | Первомайский район | 653,33-4296,58 | 734,62-4114,72 | -4,2**-12,4 |
15. | Перевозский район | 831,5-854,81 | 998,75 | 16,8-20,1 |
16. | Починковский район | 713,93-938,53 | 862,11-1096,57 | 16,8-20,8 |
17. | Семеновский район | 787,01-830,8 | 1007,6-1165,07 | 28,0-40,2 |
18. | Сергачский район | 1052,23-1114,07 | 1264,78 | 13,5-20,2 |
19. | Чкаловский район | 718,02-862,24 | 867,16-1025,85 | 20,0 |
* по г.Арзамасу тариф на тепловую энергию от котельной № 21 "Водопрь" в 2008 году составлял 4203,14 руб./Гкал, в 2009 году составляет 4634,54 руб./Гкал
** снижение роста тарифа для иных потребителей относительно 2008 года.
2 группа: муниципальные образования, котельные которых преимущественно используют в качестве топлива уголь:
№ п/п | Наименование муниципального образования | Тариф на 2008 год, руб./Гкал | Тариф на 2009 год, руб./Гкал | Рост тарифа, % |
1. | Арзамасский район | 972,0-1792,15 | 1217,77-2089,7 | 16,6-25,2 |
2. | Ветлужский район | 1647,19-1693,37 | 2071,97 | 22,3-25,8 |
3. | Краснобаковский район | 1067,24-2108,5 | 1219,66-2965,04 | 14,3-40,6 |
4. | Тонкинский район | 1287,9-1324,0 | 1773,14 | 33,9-37,7 |
5. | Уренский район | 1345,59-1562,17 | 1882,28-2039,02 | 30,5-39,9 |
6. | Шарангский район | 1686,1-1733,47 | 2370 | 36,7,40,6 |
7. | Шахунский район | 1012-1373,79 | 1335,26-1854,95 | 31,9-35,0 |
3 группа: муниципальные образования, в которых нет преимущественного использования в котельных одного из видов топлива:
№ п/п | Наименование муниципального образования | Тариф на 2008 год, руб./Гкал | Тариф на 2009 год, руб./Гкал | Рост тарифа, % |
1. | Балахнинский район | 833,41-1481,33 | 1024,68-1798,73 | 21,0-22,0 |
2. | Тоншаевский район | 1422,0-1728,8 | 1829,02-1899,44 | 9,9-28,6 |
С учетом индексации и в зависимости от используемых топливных ресурсов тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций в 2009 году составят 725,97-7696,35 руб./Гкал., в том числе:
Наименование вида топлива, используемого при работе котельных | Тариф на тепловую энергию на 2009 год, руб./Гкал | Рост тарифа на тепловую энергию к 2008 году, % |
природный газ | 725,97-4114,72 | 7,8-41,3 |
уголь | 817,95-7696,35 | 22,0 |
мазут | 763,19-4420,32 | 17,1-20,3 |
печное бытовое топливо | 867,16-7103,98 | 20,8-26,5 |
По представленной информации прогноз выручки теплоснабжающих организаций составит в 2009 году 3722,8 млн. рублей. В условиях сложившейся на конец 2008 года экономической ситуации ожидается сокращение рабочих мест и рост уровня безработицы. Снижение платежеспособности населения за товары и услуги организаций коммунального комплекса приведет к росту дебиторской задолженности организаций, что, в свою очередь, повлечет за собой рост кредиторской задолженности по покупаемым энергоресурсам, необходимым для производства.
Источники финансирования
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2010-2012 гг. предельный максимальный уровень роста тарифов на тепловую энергию для потребителей составит в 2010 году 110%, в 2011 году - 112-114%, в 2012 году - 109-111%. В расчетах темп роста тарифа на тепловую энергию в 2013 году принят на уровне 2012 года. (Абзац первый введен постановлением Правительства области от 17.08.2011 № 624)
Тариф на тепловую энергию не включает средств, достаточных для осуществления комплекса мероприятий, необходимых для реконструкции и (или) модернизации теплоэнергетических активов для достижения положительного экономического эффекта, поскольку рост тарифов ограничен предельными уровнями тарифов на тепловую энергию. (Абзац второй введен постановлением Правительства области от 17.08.2011 № 624)
Таким образом, проведение мероприятий по развитию теплоэнергетического комплекса Нижегородской области в соответствии настоящей Концепцией может быть осуществлено преимущественно за счет привлеченных денежных средств. (Абзац третий введен постановлением Правительства области от 17.08.2011 № 624)