ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2009 года № 466
В соответствии со статьями 5, 6 Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2009-2011 годы.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Губернатор В.П. Шанцев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.07.2009 № 466
(далее - Программа)
Наименование Программы | областная целевая программа "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2009-2011 годы |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; - Закон Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" |
Государственный заказчик Программы | аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) |
Основной разработчик Программы | аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) |
Основная цель Программы | создание в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции |
Основные задачи Программы | - обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области; - создание организационной базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области; - организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов; - организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики; - организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды; - создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства; - обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности; - совершенствование организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции на территории Нижегородской области; - совершенствование деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям |
Сроки и этапы реализации Программы | 2009-2011 годы; Программа реализуется в один этап |
Исполнители основных мероприятий Программы | - аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке); - межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области; - управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области; - министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области; - управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области; - государственно-правовой департамент Нижегородской области; - ГУВД по Нижегородской области (по согласованию); - прокуратура Нижегородской области (по согласованию); - Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию) |
Объемы и источники финансирования Программы | финансирование Программы предполагается за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Индикаторы достижения цели Программы | - прирост числа выявляемых должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, % - 20; - положительная оценка со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции, (по результатам социологического исследования), % - 63; - доля нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу, % - 90 |
Коррупция, подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов. Так, по данным социологического опроса населения Нижегородской области, проведенного Торгово-промышленной палатой Нижегородской области (далее - ТПП НО) в 2008 году (далее - социологический опрос), 86% респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с фактами коррупционных проявлений.
Ядро коррупции составляет взяточничество, по данным социологического опроса, более 64% респондентов давали незаконное вознаграждение должностным лицам в течение предыдущих 12 месяцев. Кроме того, коррупция имеет обширную периферию, включающую множество самых разнообразных деяний противоправного и аморального характера.
Соответственно, противодействие коррупции требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер. По данным социологического опроса, 67% респондентов считают, что на сегодняшний день, меры, предпринимаемые государством в сфере противодействия коррупции, не являются эффективными.
В связи с этим, борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов.
Все это обусловливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противодействующих коррупции, последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.
Фактором, способствующим живучести и распространению коррупции, является привыкание и терпимость к ней, недооценка общественным мнением ее опасности и вреда (88% респондентов считают, что взятки представляют собой неизбежные или частые операции и лишь 2% считают, что в них нет необходимости). На преодоление этих негативных явлений общественного сознания, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению направлены предусмотренные Программой меры в области антикоррупционного образования и пропаганды.
В качестве отдельного, относительно самостоятельного направления, выделяется противодействие коррупции в экономической деятельности, осуществляемое с использованием возможностей предпринимательского сообщества, что имеет базовое значение для борьбы с преступностью экономической направленности, включая организованную.
Коррупция посягает на интересы службы в государственных органах, органах местного самоуправления, в коммерческих и иных организациях, а также на другие охраняемые законом ценности. Она представляет собой противоправный симбиоз необоснованной монополизации власти и управления, дискреционных полномочий служащих и отсутствия их жесткой подотчетности и подконтрольности. В связи с этим, в деле превентивного противодействия, особенно ранней профилактики коррупции, важное значение имеет последовательная реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, наведение порядка в деятельности государственных, муниципальных и иных учреждений, всех категорий служащих. Решению этой задачи служат предусмотренные программой меры по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укреплению и развитию их связей с гражданским обществом, стимулированию антикоррупционной активности широких слоев общественности. Особое внимание уделяется снижению, а по возможности и устранению избыточного административного давления на граждан и организации.
Совершенствованию организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции с опорой на широкие слои общественности посвящен отдельный раздел программных мероприятий.
Целью Программы является создание в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции.
Достижение указанной цели планируется обеспечить решением следующих задач:
- обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области;
- создание организационной базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области;
- организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;
- организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики;
- организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды;
- создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;
- обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;
- совершенствование организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции на территории Нижегородской области;
- совершенствование деятельности органов исполнительной власти по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям.
Реализация Программы рассчитана на трехлетний период с 2009 года по 2011 год и предполагает реализацию мероприятий в один этап. По окончании реализации Программы будут подводиться итоги и формироваться предложения на дальнейший период. В частности, результаты оценки эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области будут положены в основу формирования политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области на последующие три года (2012-2014 годы).
Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы.
Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, и представляет собой скоординированную по срокам и исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.
Представление информации о ходе выполнения Программы в министерство экономики Нижегородской области, а также мониторинг реализации программных мероприятий осуществляются в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.
Ежегодно по итогам реализации Программы аппаратом Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) формируются годовые отчеты о реализации программных мероприятий.
Исполнители программных мероприятий представляют в аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) квартальные и годовые отчеты, а также аналитические справки об эффективности реализуемых мероприятий.
Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, при необходимости внесения изменений в Программу организует работу в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.
Процесс реализации и результаты Программы подлежат освещению в средствах массовой информации.
Система программных мероприятий изложена в приложении 1 к настоящей Программе. В целях реализации Программы ответственным исполнителем мероприятия признается орган (организация), стоящий первым в списке исполнителей соответствующего мероприятия. Прочие исполнители признаются соисполнителями и оказывают информационную, методическую, техническую и консультативную помощь ответственному исполнителю.
Программные мероприятия финансируются за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы. Выделение дополнительных средств не предусматривается.
Показатели, позволяющие количественно и качественно оценить степень достижения цели Программы и в совокупности эффективность реализации Программы, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы достижения цели Программы
№ | Наименование | Единицы | Значения индикаторов цели Программы | ||
индикаторов цели Программы | измерения индикаторов цели Программы | На момент разработки Программы | По окончании реализации Программы | Без программного вмешательства (после предпола- гаемого срока реализации Программы) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Прирост числа выявляемых должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления* | % | 80 | 20 | 50 |
2 | Положительная оценка со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции (от общего числа опрошенных)** | % | 33 | 63 | 39 |
3 | Доля нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу | % | 0 | 90 | 0 |
* Значение индикатора 1 на момент разработки Программы установлено по данным учета ГУВД по Нижегородской области, учтен существующий по итогам 2008 года прирост количества выявленных правонарушений на 80% по сравнению с 2007 годом. В ходе реализации Программы предполагается постепенное снижение темпов роста числа выявляемых правонарушений. Так в 2009 году прогнозируется сохранение темпов прироста 40%, в 2010 году прогнозируется прирост в размере 30% к уровню 2009 года, а в 2011 году прирост к уровню 2010 года в размере 20%.
** Значение индикаторов 2 на момент разработки Программы установлено по данным социологического опроса, проведенного ТПП НО.
Для проведения мониторинга реализации Программы промежуточные значения индикаторов цели Программы приводятся в приложении 2 к настоящей Программе.
Непосредственные результаты реализации Программы могут быть оценены с помощью следующих основных показателей, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Показатели непосредственных результатов реализации Программы
№ | Показатель | Годы | ||
2009 | 2010 | 2011 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Количество субъектов противодействия коррупции, ед.* | 13 | 65 | 65 |
2 | Количество должностных лиц органов исполнительной власти Нижегородской области с высокими коррупционными рисками, в отношении которых проведены проверки соблюдения государственными служащими порядка прохождения государственной гражданской службы, в том числе соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством, чел.** | 42 | 168 | 672 |