ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июля 2009 года № 466


Об утверждении областной целевой программы "Противодействие
коррупции в Нижегородской области" на 2009-2011 годы



В соответствии со статьями 5, 6 Закона Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2009-2011 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.



Губернатор                                                                                               В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 08.07.2009 № 466

     

Областная целевая программа
"Противодействие коррупции в Нижегородской области"
на 2009-2011 годы


     (далее - Программа)

    1. Паспорт Программы

Наименование Программы

областная целевая программа "Противодействие коррупции в Нижегородской области" на 2009-2011 годы

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

- Закон Нижегородской области от 7 марта 2008 года № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области"

Государственный заказчик Программы

аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке)

Основной разработчик Программы

аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке)

Основная цель Программы

создание в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции

Основные задачи Программы

- обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области;

- создание организационной базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области;

- организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;

- организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики;

- организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды;

- создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;

- обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции на территории Нижегородской области;

- совершенствование деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям

Сроки и этапы реализации Программы

2009-2011 годы;

Программа реализуется в один этап

Исполнители основных мероприятий Программы

- аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке);

- межведомственный координационный совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области;

- управление по взаимодействию со средствами массовой информации (пресс-служба) Губернатора и Правительства Нижегородской области;

- министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;

- управление по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области;

- государственно-правовой департамент Нижегородской области;

- ГУВД по Нижегородской области (по согласованию);

- прокуратура Нижегородской области (по согласованию);

- Торгово-промышленная палата Нижегородской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования Программы

финансирование Программы предполагается за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы

Система организации контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Индикаторы достижения цели Программы

- прирост числа выявляемых должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, % - 20;

- положительная оценка со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции, (по результатам социологического исследования), % - 63;

- доля нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу, % - 90


2. Текст Программы

2.1. Содержание проблемы


Коррупция, подменяя публично-правовые решения и действия коррупционными отношениями, основанными на удовлетворении в обход закона частных противоправных интересов, оказывает разрушительное воздействие на структуры власти и управления, становится существенным тормозом экономического и социального развития, препятствует успешной реализации приоритетных национальных проектов. Так, по данным социологического опроса населения Нижегородской области, проведенного Торгово-промышленной палатой Нижегородской области (далее - ТПП НО) в 2008 году (далее - социологический опрос), 86% респондентов отметили, что им приходилось сталкиваться с фактами коррупционных проявлений.

Ядро коррупции составляет взяточничество, по данным социологического опроса, более 64% респондентов давали незаконное вознаграждение должностным лицам в течение предыдущих 12 месяцев. Кроме того, коррупция имеет обширную периферию, включающую множество самых разнообразных деяний противоправного и аморального характера.

Соответственно, противодействие коррупции требует широкого общесоциального подхода, применения не только правовых, но и экономических, политических, организационно-управленческих, культурно-воспитательных и иных мер. По данным социологического опроса, 67% респондентов считают, что на сегодняшний день, меры, предпринимаемые государством в сфере противодействия коррупции, не являются эффективными.

В связи с этим, борьба с коррупцией не может сводиться к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, и к кратковременным кампаниям по решению частных вопросов, она должна включать хорошо продуманную и просчитанную систему разноплановых усилий, сориентированных не менее чем на среднесрочную перспективу и осуществляемых множеством субъектов.

Все это обусловливает острую необходимость решения проблемы программными методами, что позволит обеспечить должную целеустремленность и организованность, тесное взаимодействие субъектов, противодействующих коррупции, последовательность антикоррупционных мер, адекватную оценку их эффективности и контроль за результатами.

Фактором, способствующим живучести и распространению коррупции, является привыкание и терпимость к ней, недооценка общественным мнением ее опасности и вреда (88% респондентов считают, что взятки представляют собой неизбежные или частые операции и лишь 2% считают, что в них нет необходимости). На преодоление этих негативных явлений общественного сознания, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению направлены предусмотренные Программой меры в области антикоррупционного образования и пропаганды.

В качестве отдельного, относительно самостоятельного направления, выделяется противодействие коррупции в экономической деятельности, осуществляемое с использованием возможностей предпринимательского сообщества, что имеет базовое значение для борьбы с преступностью экономической направленности, включая организованную.

Коррупция посягает на интересы службы в государственных органах, органах местного самоуправления, в коммерческих и иных организациях, а также на другие охраняемые законом ценности. Она представляет собой противоправный симбиоз необоснованной монополизации власти и управления, дискреционных полномочий служащих и отсутствия их жесткой подотчетности и подконтрольности. В связи с этим, в деле превентивного противодействия, особенно ранней профилактики коррупции, важное значение имеет последовательная реализация Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, наведение порядка в деятельности государственных, муниципальных и иных учреждений, всех категорий служащих. Решению этой задачи служат предусмотренные программой меры по обеспечению доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укреплению и развитию их связей с гражданским обществом, стимулированию антикоррупционной активности широких слоев общественности. Особое внимание уделяется снижению, а по возможности и устранению избыточного административного давления на граждан и организации.

Совершенствованию организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции с опорой на широкие слои общественности посвящен отдельный раздел программных мероприятий.

     

     2.2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции.

Достижение указанной цели планируется обеспечить решением следующих задач:

- обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции на территории Нижегородской области;

- создание организационной базы антикоррупционной деятельности в Нижегородской области;

- организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов;

- организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики;

- организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды;

- создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;

- обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных органов по предупреждению коррупции на территории Нижегородской области;

- совершенствование деятельности органов исполнительной власти по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям.

     

 2.3. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы рассчитана на трехлетний период с 2009 года по 2011 год и предполагает реализацию мероприятий в один этап. По окончании реализации Программы будут подводиться итоги и формироваться предложения на дальнейший период. В частности, результаты оценки эффективности государственной политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области будут положены в основу формирования политики в сфере противодействия коррупции на территории Нижегородской области на последующие три года (2012-2014 годы).

     

  2.4. Управление Программой и механизм ее реализации

Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы.

Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области, и представляет собой скоординированную по срокам и исполнителям мероприятий систему, обеспечивающую достижение намеченных результатов.

Представление информации о ходе выполнения Программы в министерство экономики Нижегородской области, а также мониторинг реализации программных мероприятий осуществляются в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.

Ежегодно по итогам реализации Программы аппаратом Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) формируются годовые отчеты о реализации программных мероприятий.

Исполнители программных мероприятий представляют в аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) квартальные и годовые отчеты, а также аналитические справки об эффективности реализуемых мероприятий.

Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области (управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке) несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, при необходимости внесения изменений в Программу организует работу в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.

Процесс реализации и результаты Программы подлежат освещению в средствах массовой информации.

     2.5. Система программных мероприятий


Система программных мероприятий изложена в приложении 1 к настоящей Программе. В целях реализации Программы ответственным исполнителем мероприятия признается орган (организация), стоящий первым в списке исполнителей соответствующего мероприятия. Прочие исполнители признаются соисполнителями и оказывают информационную, методическую, техническую и консультативную помощь ответственному исполнителю.

     2.6. Ресурсное обеспечение Программы


Программные мероприятия финансируются за счет средств, предусмотренных на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий Программы. Выделение дополнительных средств не предусматривается.

     

     2.7. Индикаторы достижения цели Программы


Показатели, позволяющие количественно и качественно оценить степень достижения цели Программы и в совокупности эффективность реализации Программы, приведены в таблице 1.

     Таблица 1

     
     Индикаторы достижения цели Программы

Наименование

Единицы

Значения индикаторов цели Программы

индикаторов цели Программы

измерения индикаторов цели Программы

На момент разработки Программы

По окончании реализации Программы

Без программного вмешательства (после предпола- гаемого срока реализации Программы)

1

2

3

4

5

6

1

Прирост числа выявляемых должностных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления*

%

80

20

50

2

Положительная оценка со стороны населения и предпринимательского сообщества деятельности органов власти Нижегородской области по противодействию коррупции (от общего числа опрошенных)**

%

33

63

39

3

Доля нормативных правовых актов Нижегородской области и их проектов, прошедших антикоррупционную экспертизу

%

0

90

0


* Значение индикатора 1 на момент разработки Программы установлено по данным учета ГУВД по Нижегородской области, учтен существующий по итогам 2008 года прирост количества выявленных правонарушений на 80% по сравнению с 2007 годом. В ходе реализации Программы предполагается постепенное снижение темпов роста числа выявляемых правонарушений. Так в 2009 году прогнозируется сохранение темпов прироста 40%, в 2010 году прогнозируется прирост в размере 30% к уровню 2009 года, а в 2011 году прирост к уровню 2010 года в размере 20%.

** Значение индикаторов 2 на момент разработки Программы установлено по данным социологического опроса, проведенного ТПП НО.

Для проведения мониторинга реализации Программы промежуточные значения индикаторов цели Программы приводятся в приложении 2 к настоящей Программе.  

     

     2.8. Показатели непосредственных результатов
     реализации Программы

Непосредственные результаты реализации Программы могут быть оценены с помощью следующих основных показателей, представленных в таблице 2.

     Таблица 2

     
     Показатели непосредственных результатов реализации Программы

Показатель

Годы

2009

2010

2011

1

2

3

4

5

1

Количество субъектов противодействия коррупции, ед.*

13

65

65

2

Количество должностных лиц органов исполнительной власти Нижегородской области с высокими коррупционными рисками, в отношении которых проведены проверки соблюдения государственными служащими порядка прохождения государственной гражданской службы, в том числе соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством, чел.**

42

168

672


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»