Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Нижегородской области в 2009-2011 годах" (с изменениями на 27 июня 2011 года)

2.1. Содержание проблемы

Актуальность разработки и принятия Программы обусловлена международными и общероссийскими тенденциями развития отрасли "туризм". Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.

Международный туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Средние темпы роста туризма составляют 7-9 % в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Однако в среднесрочной перспективе в условиях экономического кризиса прогнозируется падение темпов роста туристской отрасли, сокращение въездных потоков на 50 - 70 %, внутренних - на 30 - 40 %, а также общее снижение инвестиционной активности в сфере туриндустрии.

По прогнозам Всемирной туристской организации в ближайшие десятилетия общие темпы роста туризма сохранятся. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. В странах ЕС вклад туризма в валовой внутренний продукт в 2009 году составит 9,9 %.

Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):

- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест);

- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;

- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел; изготовление сувенирной продукции;

- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж области и страны в целом.

Оценивая тенденции развития мирового туризма и потенциал восточно-европейских стран, Всемирная туристская организация прогнозирует вхождение России к 2010 году в десятку наиболее посещаемых стран мира. С учетом прогнозов и мировых тенденций Правительством Российской Федерации сделаны определенные шаги в направлении развития отрасли "туризм".

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от  6 мая 2008 года № 51, является логическим продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005 года, которая заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В свою очередь, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.

Российская Федерация, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает пока незначительное место на мировом туристском рынке. На её долю приходится около 1 % мирового туристского потока. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. В 2008 году количество иностранных гостей, въехавших в Россию, составило 23,676 млн. чел. Непосредственно в целях туризма в 2008 году в Российскую Федерацию из зарубежных стран въехало 2,295 млн. чел. За пределы Российской Федерации с целью туризма выехало 11,313 млн. чел.

По ряду показателей развития туристской отрасли Нижегородская область занимает ведущие позиции среди регионов Российской Федерации. Например, по количеству размещенных лиц в гостиницах и аналогичных средствах размещения область находится на втором месте в Приволжском федеральном округе (далее - ПФО), уступая лишь республике Татарстан, и на девятом месте в целом по Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ряд таких факторов, как высокий уровень конкуренции на международном рынке со стороны зарубежных стран, высокий уровень конкуренции на российском и международном рынке со стороны регионов Российской Федерации, в том числе входящих в ПФО, дисбаланс экспорта и импорта туристских услуг, неразвитость туристской инфраструктуры обусловливают необходимость решения проблемы развития ВВТ наиболее эффективными программными методами.

Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:

- недостаточная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта на российском и международном туристских рынках (область долгое время была "закрытой", поэтому мало известна на рынке и не достаточно популярна);

- недостаточно развитая материальная база туристской индустрии и не- развитая туристская инфраструктура;

- неудовлетворительное состояние и недостаток объектов показа, способных удовлетворить потребности иностранных туристов;

- несоответствующая требованиям и ожиданиям иностранных туристов квалификация персонала.

В целях увеличения доли области на рынке ВВТ и осуществления государственной политики по развитию туристской индустрии на территории области Правительство Нижегородской области разработало настоящую Программу.

Нижегородская область, по оценкам международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных субъектов Российской Федерации, в которых туризм может стать одной из основных бюджетообразующих отраслей. Перспектива вхождения основных центров туризма Нижегородской области в маршрут "Большое Золотое кольцо России" также обусловливает необходимость решения данной задачи программными методами.

_____________________

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям - WTTC (http://www.wttc.org/).
Там же.

_____________________

     
     Характеристика туристского потенциала Нижегородской области
     
     Туристские ресурсы Нижегородской области