Действующий

Об утверждении областной целевой программы "Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009-2011 годы" (с изменениями на 13 января 2012 года)

2.1. Содержание проблемы

Дорожное хозяйство Нижегородской области - одно из крупнейших в Российской Федерации. По протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Нижегородская область (далее - область, регион) входит в первую пятерку субъектов Российской Федерации.

     
     Рисунок 1

     Структура сети автомобильных дорог Нижегородской области
      (по состоянию на 1 января 2009 года)


    

Протяженность общей сети автомобильных дорог Нижегородской области (без учета автомобильных дорог местного значения) на 1 января 2009 года составила 17075 км, включая 458 км (2,689%) автомобильных дорог федерального значения, 13127 км (76,88%) автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и 3490 км (20,44%, данные на 1 января 2008 года) - частных автомобильных дорог (рисунок 1).

На автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, по состоянию на 1 января 2009 года расположено 876 мостов общей протяженностью 33554 п.м, из них: 751 капитальный, 125 деревянных и 10343 водопропускные трубы общей протяженностью 156791 п.м.

Несмотря на накопленный потенциал, в дорожном хозяйстве области немало проблем. В качестве основных проблем дорожного хозяйства Нижегородской области необходимо отметить:

1. Снижение объемов ремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и расположенных на них искусственных сооружений.

2. Наличие искусственных сооружений, находящихся в аварийном состоянии.

3. Возникновение и рост в отдельные годы количества дорожно-транспортных происшествий в связи с плохими дорожными условиями.

Снижение объемов ремонта автодорог началось с 1998 года. К уровню 2002 года объемы ремонта уменьшились в 2,9 раза: с 755,5 км в 2002 году до 261 км в 2008 году (рисунок 2).

     
     Рисунок 2

     Ремонт автодорог и сооружений на них в период с 2002 по 2008 годы

    

Снижение объемов ремонта автодорог привело к увеличению ежегодного объема недоремонта, который по сравнению с объемом, требуемым по нормативным межремонтным срокам, увеличился с 59% в 2002 году до 86% в 2008 году (рисунок 3). Накопленный на конец 2008 года объем недоремонта автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, составил 73,3%. Средний износ автомобильных дорог по Нижегородской области составил 44%. С 2007 года произошли определенные положительные изменения в сложившейся за предыдущие годы тенденции снижения объемов ремонта, которые связаны с применением современных технологий ремонта автодорог способом устройства поверхностной обработки.

     Рисунок 3

     Сравнение объемов ремонтов областных автодорог за 2002-2008 годы

До 2004 года не было ярко выраженной положительной либо отрицательной тенденции, характеризующей ремонт искусственных дорожных сооружений. Она носила больше скачкообразный характер. Это связано с тем, что в отдельные годы, а именно: в 1998 году и 2003 году, были введены в эксплуатацию искусственные сооружения, ремонт которых продолжался несколько лет. Наиболее существенное снижение объемов ремонта мостовых переходов началось с 2004 года и продолжилось до 2007 года. В 2004 году объемы ремонта мостов по сравнению с уровнем 2003 года уменьшились на 581 п.м (58%), в 2005 году - на 220,4 п.м (52,5%) по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году - на 106,6 п.м (53,4%) по сравнению с 2005 годом. Рост почти в 20 раз объемов ремонта в 2007 году связан с вводом в эксплуатацию после ремонта крупного моста через реку Волгу на автодороге Н.Новгород - Шахунья - Киров (I пусковой комплекс) (рисунок 2).

Снижение объемов ремонта искусственных сооружений повлияло на ухудшение их технического состояния. За период 2003-2006 годы удельный вес аварийных мостов увеличился с 4,04% до 5%. Доля аварийных водопропускных труб в 2006 году по сравнению с показателем 2004 года снизилась с 3,65% в 2004 году до 3% в 2006 году. В то же время доля водопропускных труб, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, за этот период возросла на 2%. Только за счет увеличения финансирования ремонтных работ в 2007-2008 годах удалось изменить ситуацию. На конец 2008 года количество аварийных мостов сократилось на 7,5% по сравнению с состоянием на начало года, а количество водопропускных труб с неудовлетворительным техническим состоянием - на 1% (рисунок 4).

     Рисунок 4

     Структура искусственных сооружений (по количеству) по уровню
     технического состояния на 1 января 2009 года

Структура мостовых переходов (по количеству) по уровню технического состояния

Структура водопропускных труб (по количеству) по уровню технического



Снижение объемов ремонта автодорог и недостаточный уровень технического состояния искусственных дорожных сооружений оказали существенное влияние на возникновение другой проблемы - аварийности на дорогах. В 2008 году на автодорогах было зарегистрировано 1380 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), из которых 215 (15,6%) совершено по причинам, связанным с дорожными условиями.

Из-за плохого состояния автодорог либо их недостаточного оснащения элементами обустройства в 2008 году в Нижегородской области погибло 30 человек и 318 человек получили ранения. Основной причиной ДТП по сопутствующим дорожным условиям являются низкие сцепные качества покрытия (22,3% ДТП). К другим существенным причинам относятся: недостаточное освещение автодорог, отсутствие горизонтальной разметки. На состояние дорожной сети существенное влияние оказывает интенсивность движения, увеличение нагрузки на автодороги. За последние 5 лет объем отправленных грузов из Нижегородской области увеличился в 1,6 раза, уровень автомобилизации населения - в 1,4 раза. При таких темпах роста транспортных потоков и сохранении технических параметров и ежегодных объемов ремонта существующей сети в ближайшие пять лет большинство основных автодорог области будут работать на пределе пропускной способности.

Основной причиной возникновения данных проблем является снижение объемов финансирования дорожного хозяйства Нижегородской области, вызванное изменением налогового законодательства. В период с 2002 по 2007 годы финансирование дорожных работ осуществлялось за счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда (далее - ТДФ), собираемость налоговых и неналоговых платежей которого за этот период сократилась на 9,62% (с 3623,2 млн. руб. в 2002 году до 3274,74 млн. руб. в 2007 году), а с учетом инфляционных процессов - в 2,1 раза.

В таких условиях основной задачей отрасли стало сохранение в эксплуатационном состоянии действующей сети автомобильных дорог.

Расходы на содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них с 2002 по 2008 годы изменились незначительно (ниже фактического уровня инфляции): с 893,1 млн.руб. в 2002 году, 983,6 млн.руб. в 2003 году, 707,1 млн.руб. в 2004 году, 797,5 млн.руб. в 2005 году, 1074,1 млн.руб. в 2006 году, 1227,8 млн.руб. в 2007 году и 1329,08 млн.руб. в 2008 году.

Расходы на ремонт были уменьшены с 1391,7 млн.руб. в 2002 году до 477,12 млн.руб. в 2006 году. В 2007 году в связи с утверждением постановлением Правительства Нижегородской области от 25 апреля 2007 года № 134 областной целевой программы "Восстановление изношенных слоев покрытий автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Нижегородской области, способом устройства поверхностной обработки на 2007 год" и увеличения доходной части ТДФ сверх запланированного уровня финансирование ремонтных работ возросло до 1451,29 млн. руб. В 2008 году расходы на ремонт составили 1316,86 млн. руб., то есть ниже уровня 2002 года.

Программа предполагает для ликвидации накопленного недоремонта автомобильных дорог за "жизненный цикл" дороги в соответствии с межремонтными сроками выполнять наряду с капитальным ремонтом и ремонтом автодорог работы по восстановлению изношенных слоев покрытий участков автодорог способом устройства поверхностной обработки, стоимость которых по сравнению с ремонтом ниже в среднем за период 2009-2011 годы в 1,3 раза.