ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 3 сентября 2008 года № 1523-р
О внесении изменений в распоряжение Правительства
Нижегородской области от 13 июня 2007 года № 772-р
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
распоряжения Правительства Нижегородской области от 29 марта 2012 года № 593-р
______________________________________________________________________________
Внести изменение в распоряжение Правительства Нижегородской области от 13 июня 2007 года № 772-р "Об утверждении принципов и механизмов оценки эффективности проектов в сфере информатизации органов исполнительной власти Нижегородской области", утвердив Методику оценки эффективности проектов в сфере информатизации органов исполнительной власти Нижегородской области в прилагаемой редакции.
Губернатор В.П. Шанцев
ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 03.09.2008 № 1523-р
"УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 13.06.2007 № 772-р
МЕТОДИКА
оценки эффективности проектов в сфере информатизации
органов исполнительной власти Нижегородской области
1. Основные определения и сокращения, используемые в рамках настоящей Методики
Бюджет проекта - сметная совокупная стоимость, распределенная по периодам выполнения проекта.
Доступность ресурса - уровень наличных ресурсов, который может меняться во времени.
Заказчик проекта - орган, организация или подразделение (лицо, уполномоченное его представлять), в интересах которого реализуется проект. Обычно заказчик вводит в действие результаты проекта и осуществляет его финансирование.
Инициация проекта - стадия процесса управления проектом, результатом которой является санкционирование начала проекта или очередной фазы его жизненного цикла.
Календарный план - совокупность перечня работ с указанием сроков начала и окончания, их логической взаимосвязи, исполнителей, ресурсных, временных и внешних ограничений. Основной инструмент управления реализацией проекта.
Ключевые показатели эффективности - количественно измеримые показатели, которые должны быть использованы для подготовки отчетности о ходе работ, выбранные таким образом, чтобы отражать критические факторы успеха проекта.
Матрица ответственности (Матрица распределения ответственности) - структура, которая ставит в соответствие организационной структуре проекта структурную декомпозицию работ для назначения ответственных лиц за каждую работу.
Оценка бюджета - плановая стоимость запланированных работ.
Оценка риска - процесс качественной и/или количественной оценки рисков для последующего принятия решения по управлению рисками в проекте.
Паспорт (карточка) проекта - основной документ, содержащий в кратком виде ключевую информацию о проекте (цели и результаты, обоснование необходимости, потребности в ресурсах и пр.), на основании которой принимается решение о целесообразности и старте проекта либо его отклонении.
Портфель проектов - множество проектов, объединенных для удобства управления. Они могут иметь или не иметь общую цель, и, как правило, имеют общие ограничения по ресурсам.
Орган управления портфелем проектов - орган централизованного скоординированного управления программой информатизации для достижения стратегических целей программы.
Проект - целенаправленная деятельность временного характера, предназначенная для создания уникального продукта, услуги или результата.
Процесс - совокупность взаимосвязанных работ и ресурсов, шагов и процедур, ведущих к результату через преобразование входных данных в выходные.
Разработка бюджета - распределение предполагаемых затрат по отдельным компонентам проекта в соответствии с графиком их выполнения.
Ранжирование проектов - упорядочивание проектов в соответствии с возможной величиной выгод и ущерба от реализации проекта.
Расписание проекта - описание последовательности и продолжительности работ, а также потребности в ресурсах. Разрабатывается с целью последующего составления календарного плана работ.
Риск проекта - опасность возникновения непредвиденных ситуаций в проекте, которые могут воздействовать на достижение целей проекта. Представляет сочетание вероятности проявления определенной угрозы или возможности и величины последствий рисковых событий.
Совокупная стоимость проекта - сумма прямых затрат на выполнение проекта (расходы на приобретение оборудования, привлечение подрядчиков и т.п.) и косвенных (внутренних) затрат на выполнение проекта.
Трудозатраты - количество единиц затрат труда персонала, необходимых для завершения работы или какого-либо другого элемента проекта. Обычно выражается в рабочих человеко-часах, человеко-днях или иных единицах, затрачиваемых персоналом.
Цель проекта - желаемый результат деятельности, достигаемый путем успешного осуществления проекта в заданных условиях его реализации.
2. Цели Методики
Цели разработки процедуры управления портфелем проектов и методики оценки эффективности проектов:
обеспечение результативности проектов и достижения целей программы информатизации;
оптимизация использования бюджетных средств на цели информатизации Нижегородской области;
целостное представление по всем проектам в сфере информатизации и накапливание опыта успешных проектов;
обеспечение прозрачности и обоснованности принятия решений в процессе управления проектами в сфере информатизации.
3. Методика управления портфелем проектов
Процесс управления портфелем проектов представлен как пятишаговый процесс (рис.1), который позволяет определить приоритеты инициатив и управлять ими:
определение инициатив;
оценка инициатив;
установка приоритетов;
подбор ресурсов;
управление портфелем.
Процесс не является последовательным и имеет петли обратной связи.
Рисунок 1
Шаги процесса управления портфелем проектов
Проектные инициативы могут появляться как со стороны пользователей информационных технологий, так и со стороны структур сферы информатизации. Не каждая инициатива может стать проектом.
Для оценки инициатив необходимо использовать объективные согласованные критерии, чаще всего являющиеся комбинацией финансовых и нефинансовых показателей.
Областями оценки инициативы являются ее ценность, соответствие текущему состоянию организации, риски, требования к денежным потокам, потребные и наличные нефинансовые ресурсы, график внедрения. Ценность инициативы может определяться критериями выгод для целевой аудитории и финансовыми результатами. Количественная оценка финансовых результатов проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-проекты) чрезвычайно затруднена и в практике, как правило, не применяется. Для получения одобрения инициатива должна соответствовать стратегическим целям, а также принятой технической политике.
Со стартом проекта всегда связаны риски, что запланированные результаты не будут достигнуты, что организация не сможет вовремя внедрить проект и в рамках выделенного объема финансирования, что проектная инициатива не будет использована.
Риски можно классифицировать на:
организационные - риск, что организационные перемены помешают полностью использовать проект и выгоды от него;
технологические - риск, что выбранная технология не оправдает ожиданий или не предназначена для данного конкретного использования;
постановки - риск, что требования к результатам не четко определены либо могут существенно меняться в ходе проекта.
Приоритеты присваиваются не всем проектам. Так, обязательные с юридической или технической точек зрения проекты, а также стратегические проекты с большой значимостью должны включаться в портфель проектов автоматически. Установка приоритетов для оставшихся инициатив производится на основе информации, полученной на этапе оценки. В портфель проектов должны быть включены все инициативы с высокой ценностью и низким риском, а также некоторые другие проекты (за исключением инициатив с низкой ценностью и высоким риском). При этом приоритеты проектов должны пересматриваться через определенные промежутки времени на основе их переоценки.
После установки приоритетов необходимо оценить ресурсы и начать выделять (назначать) их проектам в соответствии с приоритетами до тех пор, пока ресурсы не истощатся. Оставшиеся проекты следует отложить до будущего рассмотрения или до решения вопроса о выделении дополнительных ресурсов.
Как правило, проводится сценарный анализ портфеля, в том числе оптимистичный (при отсутствии ресурсных ограничений) и пессимистичный (обязательные и необходимые для поддержания текущей деятельности проекты).
Активное управление портфелем проектов направлено на приведение имеющегося портфеля к требуемому состоянию.
4. Описание процесса управления портфелем проектов
Методика описания процесса управления портфелем проектов
Пошаговое (поэтапное) описание процесса управления портфелем проектов приводится в формате:
роль шага;
активность шага;
вход шага;
правила шага;
выход шага;
статус запроса.
Неизменяемые на данном шаге атрибуты шага не заполняются.
Документы процесса управления портфелем проектов указываются только в момент их порождения процессом или действий с ними.
Порядки и правила предназначены для определения необходимых действий на определенных шагах процесса управления портфелем проектов и для обоснования таких действий.
Блок-схемы (рисунки 2-5) отражают пошагово возможные последовательности выполнения действий по управлению портфелем проектов.
На блок-схемах также отражаются документы процесса управления портфелем проектов на шагах их порождающих.
Рисунок 2
Общий порядок реализации шага процесса
Для упрощения усвоения процедуры вместо ролей процесса сразу используются назначения на роли в случаях, когда такие назначения однозначно определены в существующих нормативных документах.
Блок-схема процесса управления портфелем проектов
Рисунок 3
Блок-схема процесса управления портфелем проектов (1/3)
Рисунок 4
Блок-схема процесса управления портфелем проектов (2/3)
Рисунок 5
Блок-схема процесса управления портфелем проектов (3/3)
5. Пошаговое описание процесса управления портфелем проектов
Шаг 1: Инициация проекта
Роль шага: Инициатор
Активность шага: Заполнение предварительной информации по проекту
Вход шага: Форма паспорта проекта
Правила шага: Порядок инициации проекта
Выход шага: Частично заполненный паспорт проекта
Статус: "Проект инициирован"
Шаг 2: Регистрация проекта
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Регистрация и рассмотрение проектной инициативы на предмет соблюдения порядка инициации и достаточности информации
Вход шага: Частично заполненный паспорт проекта
Правила шага: Порядок инициации проекта
Выход шага: Зарегистрированный паспорт проекта
Статус: "Проект зарегистрирован"
Шаг 3: Информирование инициатора о нарушении порядка инициации
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Отклонение проектной инициативы в случае нарушения порядка инициации проекта с информированием инициатора о причинах отклонения
Вход шага: Паспорт проекта
Правила шага: Порядок инициации проекта
Выход шага: Уведомление инициатора об отклонении проектной инициативы
Статус: "Проект не зарегистрирован"
Шаг 4: Предоставление необходимой информации
Роль шага: Инициатор
Активность шага: Предоставление дополнительной информации по проекту в ответ на запрос руководителя по управлению портфелем проектов
Вход шага: Запрос дополнительной информации
Правила шага: Порядок инициации проекта
Выход шага: Дополнительная информация по проекту
Статус: Без изменения
Шаг 5: Предварительная оценка проекта
Роль шага: Эксперт
Активность шага: Проведение предварительной бюджетной оценки проекта, возможных альтернатив реализации проекта, оценки возможных выгод и рисков реализации проекта.
Вход шага: Паспорт проекта
Правила шага: Порядок оценки и ранжирования проектов, Правила классификации проектов
Выход шага: Предварительная оценка проекта
Статус: Без изменения
Шаг 6: Заполнение паспорта проекта
Роль шага: Инициатор, руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Заполнение паспорта проекта на основании предварительной оценки проекта экспертом.
Вход шага: Предварительная оценка проекта
Правила шага: Порядок оценки и ранжирования проектов, Правила классификации проектов
Выход шага: Заполненный паспорт проекта
Статус: "Подготовлен паспорт"
Шаг 7: Предоставление необходимых документов по проекту
Роль шага: Инициатор
Активность шага: Разработка и представление к рассмотрению дополнительных документов по проекту
Вход шага: Перечень необходимых документов
Правила шага: Порядок оценки и ранжирования проектов, правила классификации проектов
Выход шага: Бюджет проекта, технические требования, план-график проекта, технико-экономическое обоснование проекта
Статус: "Подготовлена проектная документация"
Шаг 8: Подготовка заседания Экспертного совета по вопросам информатизации Нижегородской области (далее - экспертный совет)
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Подготовка повестки дня и материалов по рассматриваемым проектам, информирование членов совета и приглашенных
Вход шага: Паспорта и документы проектов
Правила шага: Порядок оценки и ранжирования проектов, Правила классификации проектов
Выход шага: Повестка заседания
Статус: Без изменения
Шаг 9: Оценка проектов
Роль шага: Экспертный совет
Активность шага: Оценка проектов и включение в портфель
Вход шага: Повестка заседания, паспорта и документы проектов
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Согласованные оценки выгод и рисков проектов
Статус: Без изменения
Шаг 10: Анализ портфеля проектов
Роль шага: Экспертный совет
Активность шага: Анализ портфеля и одобрение проектов в составе портфеля
Вход шага: Сводный перечень проектов с оценками выгод и рисков
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Рекомендации экспертного совета
Статус: "Проект рекомендован", "Проект отклонен"
Шаг 11: Информирование инициатора об отклонении проекта
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Информирование инициатора об отклонении проекта с указанием причин отклонения
Вход шага: Паспорт проекта
Правила шага: Порядок оценки и ранжирования проектов, Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Уведомление инициатора об отклонении проекта
Статус: "Проект отклонен"
Шаг 12: Подготовка заседания Координационного совета по информатизации Нижегородской области при Губернаторе - Председателе Правительства (далее - координационный совет)
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Подготовка повестки дня и материалов по рассматриваемым проектам, информирование членов совета и приглашенных
Вход шага: Паспорта проектов, сценарные анализы портфеля
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Повестка заседания
Статус: Без изменения
Шаг 13: Утверждение портфеля проектов
Роль шага: Координационный совет
Активность шага: Рассмотрение и утверждение проектов в составе портфеля
Вход шага: Повестка заседания, паспорта проектов, сценарные анализы портфеля
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Решение координационного совета, утвержденный портфель проектов
Статус: "Проект утвержден"/"Проект отклонен"
Шаг 14: Корректировка портфеля проектов
Роль шага: Экспертный совет
Активность шага: Корректировка и дополнительный анализ портфеля проектов
Вход шага: Рекомендации координационного совета
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Скорректированный портфель проектов
Статус: "Проект утвержден"/"Проект отклонен"
Шаг 15: Информирование инициаторов об утвержденном портфеле
Роль шага: Руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Информирование инициатора об утверждении проекта
Вход шага: Решение координационного совета
Правила шага: Порядок анализа и утверждения портфеля проектов
Выход шага: Скорректированный портфель проектов
Статус: "Проект утвержден"
Шаг 16: Выделение финансирования
Роль шага: Орган по выделению финансирования
Активность шага: Обеспечение финансирования в бюджетах соответствующих уровней
Вход шага: Бюджет проекта
Правила шага: Действующие нормативные документы
Выход шага: Скорректированный портфель проектов
Статус: "Финансирование выделено"/"Финансирование не выделено"
Шаг 17: Проведение конкурса
Роль шага: Заказчик
Активность шага: Проведение конкурса
Вход шага: Технические требования, конкурсная документация
Правила шага: Действующие нормативные документы
Выход шага: Итоги конкурса
Статус: "Выбран исполнитель"
Шаг 18: Заключение договора, выделение ресурсов
Роль шага: Заказчик
Активность шага: Заключение договора, выделение ресурсов и старт проекта
Вход шага: Итоги конкурса
Правила шага: Действующие нормативные документы
Выход шага: Договор, назначенные ресурсы
Статус: "Проект стартовал"
Шаг 19: Мониторинг ключевых этапов реализации проектов
Роль шага: Орган управления портфелем проектов, руководитель по управлению портфелем
Активность шага: Мониторинг ключевых этапов реализации проектов
Вход шага: Ключевые показатели эффективности
Правила шага: Порядок мониторинга проектов
Выход шага: Фактические значения показателей эффективности
Статус: Без изменения
Шаг 20: Формирование отчета по проекту
Роль шага: Заказчик
Активность шага: Формирование отчета по проекту
Вход шага: Целевые и фактические значения показателей эффективности
Правила шага: Порядок мониторинга проектов
Выход шага: Отчет по проекту
Статус: "Проект завершен"
Шаг 21: Оценка результатов завершенных проектов
Роль шага: Экспертный совет
Активность шага: Оценка результатов проекта
Вход шага: Отчеты по проектам
Правила шага: Порядок мониторинга проектов
Выход шага: Оценка результатов проекта
Статус: "Проект успешно завершен" / "Проект неуспешно завершен"
Шаг 22: Руководитель по управлению портфелем проектов
Роль шага: Формирование архива проектов
Активность шага: Размещение ключевой информации и всей документации по проекту в архив
Вход шага: Паспорт проекта, оценка результатов проекта, документация по проекту
Правила шага: Порядок мониторинга проектов
Выход шага: Информация по проекту в архиве
Статус: "Проект в архиве"