Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12.07.2007 №  228

Об утверждении областной целевой программы
"Использование природного газа в качестве топлива в сельском хозяйстве
Нижегородской области" на 2008-2010 годы

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 4 октября 2007 года № 362
__________________________________________________________________________



В связи с постоянным ростом цен на нефтепродукты и в целях снижения общих затрат на горюче-смазочные материалы, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Использование природного газа в качестве топлива в сельском хозяйстве Нижегородской области" на 2008-2010 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть соответствующее финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета. В ходе реализации Программы объемы финансирования могут корректироваться с учетом реальных возможностей бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В. В. Клочая.


Губернатор                                                                                  В.П.Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от  12.07.2007 № 228

Областная целевая программа
"Использование природного газа
в качестве топлива в сельском хозяйстве
Нижегородской области" на 2008-2010 годы

(далее - Программа)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Областная целевая программа "Использование природного газа в качестве топлива в сельском хозяйстве Нижегородской области" на 2008-2010 годы

Основание для разработки Программы

- поручение Президента Российской Федерации от 18.10.2004 № Пр-1686 ГС о переводе сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо;

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и перспективу до 2010 года" (с изменениями на 17 октября 2006 года);

- постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 года № 31  "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом";

- постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики
Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (далее - Минсельхозпрод)

Основные цели Программы

Использование природного газа в качестве топлива для автотракторной техники и зерносушилок в сельском хозяйстве Нижегородской области

Основные задачи Программы

- перевод автотракторного парка на газомоторное топливо (компримированный газ - метан);

- перевод зерносушилок на природный газ

Сроки реализации Программы

2008 - 2010 годы

Этапы реализации Программы

- строительство автогазонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС);

- приобретение автогазозаправщиков;

- переоборудование автотракторной техники с бензиновыми и дизельными двигателями на природный газ;

- перевод зерносушилок на природный газ.

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области;

- министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области;

- органы местного самоуправления муниципальных районов (при условии участия);

-сельскохозяйственные товаропроизводители (при условии участия).

Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма расходов на реализацию Программы составит 616440 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета - 308220 тыс. рублей,

из них по годам:

2008 год - 63689 тыс. руб.

2009 год - 122152 тыс. руб.

2010 год - 122379 тыс. руб.

из внебюджетных источников - 308220 тыс. рублей,

из них по годам:

2008 год - 63689 тыс. руб.

2009 год - 122152 тыс. руб.

2010 год - 122379 тыс. руб.

Объемы финансирования мероприятий Программы из различных источников ежегодно уточняются при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области.

Оперативное управление реализацией Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов Нижегородской области

Индикаторы целей Программы

- снижение вдвое затрат на горюче-смазочные материалы;

- снижение себестоимости сельскохозяйственной продукции до 8 %;

- экономия дизельного топлива в 2008-2010 годах 6387 тонн, автобензина 2226 тонн;

- снижение вредного воздействия на окружающую среду до 7 %;

- строительство 25 АГНКС, перевод 1257 единиц автотракторной техники и 119 зерносушилок на природный газ, приобретение 26 ПАГЗ;

- прокладка наружного газопровода 14,4 км;

- подготовка 51 специалиста по работе с газовым оборудованием

1. Содержание проблемы

В условиях нарастающего дефицита добычи нефти и постоянно растущих цен на жидкое углеводородное топливо, актуальной становится проблема перевода в сельском хозяйстве самоходной техники, автотранспорта и зерносушилок на альтернативные виды топлива.

Наибольшее практическое применение нашли два вида газовых моторных топлив: природный компримированный (метан) и сжиженный нефтяной (пропан и бутан) газы. В виду ограниченности ресурсов сжиженного газа, природный газ является наиболее перспективным.

Компримированный природный газ получают на автогазонаполнительных компрессорных станциях путем компримирования (сжатия) до давления 20 МПа (мегапаскалей) природного газа, поступающего по газопроводам низкого давления. После сжатия газ заправляется в газовые баллоны трактора или автомобиля.

Отечественной промышленностью выпускаются комплекты газобаллонного оборудования для оснащения как собственных автомобилей и автобусов, так и многих автомобилей иностранного производства, а также тракторов. Срок окупаемости при этом для тракторов составляет в среднем от одного до полутора лет.

По оценке ученых в себестоимости сельскохозяйственной продукции расходы на топливо достигают 50 %. Использование в сельскохозяйственном производстве более дешевого альтернативного моторного топлива - природного газа позволит существенно снизить затраты на производство продукции.

     

  2. Основные предпосылки перевода машинно-тракторного парка
     и зерносушилок на компримированный природный газ

Президент Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 30.09.2004 поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть вопрос о стимулировании широкомасштабного внедрения современных технологий в агропромышленном комплексе, в том числе перевода сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо.

Перечень заявок на переоборудование автотракторной техники и зерносушилок для работы на природном газе на 2008-2010 годы представлен в приложении 1 к настоящей Программе.

Природный газ в качестве топлива для зерносушилок и машинно-тракторного парка имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами топлива.

Прежде всего - стоимость 1 кубометра сжатого природного газа в 3-4 раза меньше, чем стоимость 1 литра бензина или дизельного топлива (1 кубометр компримированного природного газа эквивалентен 1 литру бензина). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.1993 № 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом" на период действия регулируемых цен на природный газ, поставляемый населению уровень предельной отпускной цены на сжатый природный газ, производимый газонаполнительными компрессорными станциями не может составлять более 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая налог на добавленную стоимость.

На 2007 год приказом Федеральной службы по тарифам России от 19.12.2006 № 430-э/37 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый для использования в качестве сырья на автогазонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС)" установлен предельный максимальный уровень оптовой цены на газ в размере 1300 руб. за 1000 м.Расчеты показывают, что стоимость 1 кубометра компримированного газа при этом для сельхозтоваропроизводителей будет составлять не более 4 рублей.

Кроме того, газ увеличивает ресурс работы двигателя в 1,4-1,8 раза, свечей зажигания на 40-50 %, увеличивает ресурс работы масла в 2,0-2,5 раза, а межремонтный пробег в 1,5-2,0 раза.

По отношению к другим видам топлива компримированный природный газ более безопасен. Нижний предел самовоспламенения метана 540 °С, пропанобутановой смеси - 465 °С, бензина - 270 °С дизельного топлива - 240 °С. Он почти в два раза легче воздуха, при утечке устремляется вверх и достаточно быстро "растворяется" в атмосфере.

Использование природного газа в виде топлива для сельскохозяйственной техники и зерносушилок позволяет существенно сократить количество вредных выбросов в атмосферу, тем самым повысить уровень экологической безопасности.

При развитой сети газоснабжения в области к его преимуществам также относятся отсутствие транспортных расходов, возможность повышения устойчивости работы машинно-тракторного парка при сбое поставок энергоносителей, а также значительные ресурсы газа по сравнению с нефтью.

3. Цели и задачи Программы

Основными целями и задачами Программы являются:

- обеспечение ускорения перевода сельскохозяйственного производства на энергосберегающий путь развития, увеличения производства и снижения себестоимости сельскохозяйственной продукции;

- повышение эффективности работы сельскохозяйственных товаропроизводителей путем перевода сельскохозяйственной техники и зерносушилок на более дешевое альтернативное топливо - природный газ;

- снижение вредного воздействия на окружающую среду и оздоровление экологической обстановки;

- повышение уровня рационального использования топлива за счет широкого внедрения ресурсосберегающих технологий;

- консолидация финансовых ресурсов для  реализации Программы.     

     4. Механизм, сроки и основные этапы реализации Программы


Механизм реализации программы базируется на принципе взаимодействия Правительства Нижегородской области, органов местного самоуправления и сельхозтоваропроизводителей, четкого разделения полномочий и ответственности всех участников Программы.

Реализация Программы возможна только при финансировании части затрат из областного бюджета. Затраты сельхозтоваропроизводителей на перевод автотракторной техники и зерносушилок на природный газ субсидируются в размере 50 процентов от их стоимости.

Основные этапы реализации Программы с указанием перечня мероприятий, исполнителей и сроков исполнения приведены в таблице 1.

     

    Таблица 1

     
     Основные этапы реализации Программы  "Использование природного газа
     в качестве топлива в сельском хозяйстве Нижегородской области" на 2008-2010 годы

Перечень мероприятий

Исполнители

Сроки исполнения,
годы

Ожидаемые результаты

1

2

3

4

5

1.

Сбор и обработка исходных данных для технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) использования природного газа в качестве топлива в сельхозпредприятиях Нижегородской области с учетом запланированных работ

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области

2007-2008

Исходные данные по объемам и инфраструктуре потребления природного газа автотракторным парком и зерносушильным хозяйством Нижегородской области.

2.

Подготовка ТЭО использования компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива в сельхозпредприятиях Нижегородской области для перевода автотракторного парка.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области, министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области,
Топливно-энергетические организации (при условии участия)

2007-2008

Технико-экономическое обоснование перевода автотракторной техники на природный газ.

3.

     Определение источников финансирования для реализации программы. Выбор головной организации Нижегородской области по переводу сельскохозяйственной техники на природный газ.

     Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов,
     министерство финансов Нижегородской области

2008

Источники финансирования Программы. Выбор сельхозпредприятий для выполнения пилотного проекта. Определение головного предприятия по переводу сельскохозяйственной техники на природный газ

4.

     Организация создания пунктов по монтажу газобаллонного оборудования и его техническому обслуживанию в Нижегородской области.
     Организация поставки газобаллонного оборудования и переоборудования тракторов на КПГ в прилегающих к АГНКС районах.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области,
министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области,
     Топливно-энергетические организации (при условии участия)

2008-2010

Создание пунктов по переоборудованию в Нижегородской области. Поставка оборудования. Переоборудование автотракторной техники.

5.

Организация подготовки специалистов по работе с газовым оборудованием и его обслуживанием

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области



2008-2010

Наличие квалифицированных специалистов по работе с газовым оборудованием

6.

Организация поставок по заявкам сельхозпредприятий газового оборудования для переоборудования автотракторной техники для работы на природном газе.
Организация монтажа и пусконаладочных работ

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области,
министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области

2008-2010

Перевод техники на газовое топливо. Сокращение потребления жидких моторных топлив.

7.

Организация выполнения проектных работ по размещению в сельскохозяйственных районах Нижегородской области блочных АГНКС, оснащенных дожимающими компрессорами на рабочее давление 20 МПа.

Министерство сельского хозяйства,
Топливно-энергетические организации (при условии участия)

2008-2010

Разработка проектно-сметной документации, подготовка к этапу строительства.

8.

     Организация поэтапного строительства, монтажа и пусконаладочных работ АГНКС блочного типа.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области,
министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области

2008-2010

     Пуск 25 единиц АГНКС блочного типа.

9.

Организация изготовления и поставок по заявкам сельхозпредприятий Нижегородской области ПАГЗ на рабочее давление 20 МПа.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области,
министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области

2008-2010

     Поставка 26 единиц
     ПАГЗ заказчикам.

10.

     Содействие подсоединения к газопроводу зерносушилок и их переоборудования для перевода на природный газ.

Министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области,
Топливно-энергетические организации (при условии участия)

2008-2010

     Перевод на природный газ 119 единиц зерносушилок. Снижение себестоимости продукции.

5. Управление Программой и механизм ее реализации

Основой Программы является приобретение и монтаж автогазозаправочных компрессорных станций, передвижных автогазозаправщиков и переоборудование сельскохозяйственной техники.

С учетом компактного расположения автотракторного парка, дорожной и газопроводной инфраструктуры области в районах предлагается использовать АГНКС-55 блочного типа. Средний срок службы такой газозаправочной станции составляет около 20 лет.

Поставку и монтаж АГНКС планируется осуществить силами организаций, выполняющих данные работы. За каждой действующей АГНКС закрепляются передвижные газозаправщики ПАГЗ, которые являются наиболее эффективным средством доставки компримированного природного газа к работающей в полевых условиях технике. С их помощью значительно сократятся транспортные расходы и время на заправку. Их выпускают и поставляют ОАО "Автосистема" (г. Москва) и ООО "Холдинговая компания "Агротехэнерго"" (г. Москва) и др.

Для переоборудования используются тракторы марок К-701, Т-150К, МТЗ и грузовые автомобили МАЗ, КАМАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, Газель, как наиболее распространенные в Нижегородской области и по которым в России имеется опыт перевода на компримированный природный газ.

Автогазозаправочная компрессорная станция АГНКС-55 предназначена для компримирования (сжатия) природного газа (метана) до давления 20 МПа с последующей заправкой его в автотракторную технику в качестве моторного топлива.

В состав станции входит:

- металлический блок-контейнер с шумоизоляционным покрытием;

- пятиступенчатый компрессор производительностью 2,3 м/мин;

- привод компрессора (газодизельный двигатель ЯМЗ);

- блок фильтров;

- КИП и автоматика для контроля параметров безопасности АГНКС.

АГНКС-55 работает от газопровода низкого и среднего давления (0,05-0,3 МПа).

Принцип действия

Природный газ из подводящего газопровода поступает во входной фильтр грубой очистки метана от механических примесей и влаги и поступает в компрессорный блок. В компрессоре газ сжимается в пяти ступенях, охлаждаясь в холодильниках с отделением влаги и масла. После сжатия в компрессоре газ, пройдя влагомаслоотделитель, обратный клапан, поступает в фильтр высокого давления для дальнейшей очистки и осушки газа. Осушенный и очищенный газ поступает на коллектор с выходами подачи газа на колонку. Основные параметры станции изложены в приложении 2.

Для заправки техники в полевых условиях планируется приобрести 26 передвижных газозаправщиков ПАГЗ.

Транспортировка и хранение компримированного природного газа осуществляется в легированных баллонах, установленных на автомобильном полуприцепе или прицепе, под рабочим давлением 20 МПа. В качестве тягача могут применяться не только автомобили, но и тракторы.

Передвижные газозаправщики подразделяются на три типа: передвижные тракторные газозаправщики (ПТГЗ), где тягач - трактор, а газобаллонные установки размещены на тракторном прицепе (полуприцепе); передвижные автомобильные газозаправщики (ПАГЗ), где тягачом является автомобиль, а газобаллонные установки располагаются в кузове автомобиля или автомобильном прицепе; передвижные комбинированные газозаправщики (ПКГЗ), где тягачом служит трактор, а газобаллонные установки смонтированы на автомобильном полуприцепе.

Автогазозаправщик типа ПАГЗ с объемом перевозимого газа 1280 нм (с легированными баллонами) предназначен для транспортирования и хранения сжатого природного газа, периодической заправки им автотранспорта и другой техники, работающей на компримированном природном газе, питания стационарных и других потребителей.

Заправка ПАГЗ компримированным природным газом происходит от заправочной колонки АГНКС до давления 20 МПа. Время заправки одного автомобиля от ПАГЗ составляет не более 15 мин (приложение 3).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»