ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 апреля 2007 года № 124
О внесении изменений в постановление Правительства
Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 4 июня 2018 года № 398
_______________________________________________________________________________
Правительство Нижегородской области постановляет:
внести в постановление Правительства Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265 "Об утверждении областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" (с изменениями на 22 марта 2007 года) следующие изменения:
1. Исключить пункты 6 и 7 постановления.
2. Областную целевую программу "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 17 августа 2006 года № 265, изложить в новой редакции (прилагается).
И.о.Губернатора С.А.Потапов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 16.04.2007 № 124
Наименование Программы | Областная целевая программа "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 2 марта 2007 года); протокол совещания у Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от 22 мая 2006 года № 1-БР |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Разработчик Программы | Министерство экономики Нижегородской области |
Исполнители Программы | 1. Министерство экономики Нижегородской области 2. Министерство финансов Нижегородской области 3. Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию) 4. Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области 5. Министерство строительства Нижегородской области 6. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию) 7. Министерство топливно-энергетического комплекса Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию) 8. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области 9. Департамент здравоохранения Нижегородской области 10. Департамент образования Нижегородской области 11. Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию) 12. Комитет по развитию спорта Нижегородской области 13. Комитет по культуре Нижегородской области и подведомственные ему государственные учреждения (по согласованию) 14. Главное управление МЧС РФ по Нижегородской области (по согласованию) 15. Аппарат Губернатора и Правительства Нижегородской области 16. Управление делами Губернатора Нижегородской области 17. Главное управление внутренних дел Нижегородской области (по согласованию) 18. Региональная служба по тарифам Нижегородской области 19. ГУ Нижегородская государственная областная телерадиостудия "ННТВ" (по согласованию) 20. Органы местного самоуправления Нижегородской области (по согласованию) 21. Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородинженерстрой" (по согласованию) 22. Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородсельинвестстрой" (по согласованию) 23. Государственное предприятие Нижегородской области "Гидростройспецсервис" (по согласованию) 24. Государственное энергетическое производственное предприятие Нижегородской области "Нижегородоблкоммунэнерго" (по согласованию) |
Основная цель Программы | Создание материальной базы развития социальной и инженерной инфраструктуры для обеспечения решения главной стратегической цели - повышение качества жизни населения Нижегородской области |
Основные задачи Программы | 1. Повышение уровня обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры как городского, так и сельского населения Нижегородской области. 2. Повышение обеспеченности объектов социальной инфраструктуры инженерными коммуникациями, уровня благоустройства жилья. 3. Ввод в действие объектов, строительство которых длится более 10 лет. |
Сроки и этапы реализации Программы | 2007 год |
Предполагаемые объемы и источники финансирования Программы | В 2007 году Программа предполагает финансирование за счет средств бюджетов всех уровней в сумме 6459457,0 тыс. рублей: областной бюджет - 5372114,0 тыс. рублей; федеральный бюджет - 397390,0 тыс. рублей (в случае финансирования из федерального бюджета); местный бюджет - 316416,0 тыс. рублей (при условии участия органов местного самоуправления в реализации Программы); прочие источники - 373537,0 тыс. рублей (при условии участия в мероприятиях Программы) |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | 1. Рост объемов строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры по сравнению с предыдущими годами. 2. Ввод в действие: - 40 объектов образования, из них: школ на 2532 ученических места (в 2005 году - 1246 уч. мест), 3 детских дома (в предыдущий год ввода не было); - 19 учреждений здравоохранения, из них: амбулаторно-поликлинических учреждений - 450 посещений в смену (в 2005 году 550 посещений в смену); больничных учреждений - 555 коек (в 2005 году 43 койки); - 10 объектов и 5 пусковых комплексов в сфере культуры с вводом мощностей (Домов культуры на 569 мест, школы искусств на 75 мест, детской библиотеки на 25 тыс. томов, детской художественной школы на 140 учащихся, 3 музеев площадью 2051 кв.м.) Будет выполнена модернизация сценического оборудования театра оперы и балета, театра кукол, II этап модернизации оборудования театра юного зрителя, установлена система вентиляции и кондиционирования зрительного зала филармонии; - 7 спортивных объектов: 1 спортивно-оздоровительный комплекс емкостью 3050 человек в день, 3 бассейна; - 21 объект социальной защиты населения, в т.ч. 2 жилых домов для ветеранов, 6 центров реабилитации, дома милосердия, дома - интерната; - 112 объектов электроэнергетики и газоснабжения, из них: 85 объектов газификации в сельской местности. Обеспечение софинансирования объектов, заявляемых в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2007 год. 3. Ввод в действие 14 объектов, строительство которых длится более 10 лет. 4. Проведение ремонтных работ учреждений культуры, социальной защиты, капитальный ремонт ветхих электрических сетей. 5. Обеспечение оборудованием спортивных школ, учреждений культуры, создание информационных порталов. 7. Проведение проектно-изыскательных работ для 201 объекта. |
Основанием для разработки областной целевой программы "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2007 год" является Закон Нижегородской области от 9 апреля 2001 года № 176-З "О Правительстве Нижегородской области" (с изменениями на 2 марта 2007 года) и протокол совещания у Губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева от 22 мая 2006 года № 1-БР.
Настоящая Программа включает в себя комплекс мероприятий (строительство и ввод в действие объектов социальной и инженерной инфраструктуры, проектно-изыскательские работы, работы капитального характера), повышающих обеспеченность населения Нижегородской области объектами социальной и коммунальной инфраструктуры и оснащенность самих объектов системами отопления, водо- и газоснабжения.
В состав Нижегородской области входят 48 муниципальных районов и 4 городских округа. Исторически сложившиеся различия природно-климатического характера, системы расселения, структуры производства предопределили уровень экономического и социального развития территорий Нижегородской области (далее - Нижегородская область, область, регион), их финансовые возможности.
Сравнение интегрального показателя социально-экономического развития конкретной территории со среднеобластными значениями позволяет отнести ее к одному из четырех уровней оценки состояния развития - высокий (выше 105% среднеобластного значения), средний (от 92,5% до 105% среднеобластного значения), низкий (от 80% до 92,5% среднеобластного значения) и крайне низкий (менее 80% среднеобластного значения).
За последние годы, по оценке министерства экономики Нижегородской области 35-36 (до 69%) муниципальных районов и городских округов области имеют высокий или средний уровень развития. В то же время, уровень социально-экономического развития 1/3 всех районов области стабильно оценивается как низкий.
Низкий уровень обеспеченности территорий области объектами социальной и инженерной инфраструктуры и неравномерность их размещения - главная проблема социально-экономической дифференциации развития территорий. Выравнивание существующего уровня различий - задача, на решение которой направлена данная Программа.
На основании анализа уровня обеспеченности Нижегородской области, муниципальных районов и городских округов области объектами образования, здравоохранения, жилья, культуры, спорта, социальной защиты выявлены следующие общие для всей социальной и инженерной инфраструктуры проблемы.
1. Уровень обеспеченности Нижегородской области в целом по большинству объектов социальной и инженерной инфраструктуры ниже среднероссийских значений или федеральных нормативов.
2. Благоустройство жилищного фонда и оснащенность социальных объектов инженерными коммуникациями ни по одному из видов (водоснабжение, газоснабжение, канализация) не достигает 100%.
3. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры имеют высокую степень физического и морального износа (износ основных фондов в 2004 году увеличился по сравнению с 2000 годом: по фондам коммунального хозяйства - с 36,1% до 54,2%, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения - с 32,4% до 43,4%, образования - с 27% до 37,7%, культуры - с 24,6% до 37%). Здания и сооружения построены по устаревшим типовым проектам, что увеличивает затраты на их содержание и не позволяет оказывать качественные услуги.
4. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры крайне неравномерно размещены по территории муниципальных районов, городских округов области; более того, ряд территорий вообще не получают некоторые виды жизненно важных услуг (например, медицинская помощь отоларингологического профиля оказывается только в половине районов области, пульмонологического - только в 6 районах и двух городах, и т.д.).
5. Недостаточные уровень и качество, а также неравномерное распределение объектов социальной и инженерной инфраструктуры сдерживают достижение главной цели деятельности Правительства Нижегородской области - повышение качества жизни населения.
Глубина и острота указанных проблем была проанализирована и охарактеризована в разрезе конкретных направлений социальной системы региона.
Обеспеченность объектами образования населения Нижегородской области в целом удовлетворительная. Так, например, в 2004 году в дошкольных образовательных учреждениях области на 100 мест приходился 81 ребенок, в среднем по Российской Федерации - 92 ребенка. По числу дневных общеобразовательных школ область находится на 7 месте среди регионов Российской Федерации, но на 41 месте по числу учащихся, занимающихся во вторую смену.
Вместе с тем, если в среднем по области на 100 мест в детских дошкольных учреждениях приходится 81 ребенок, то в городских поселениях и сельской местности, соответственно, 99 и 56. В ряде районов области (Большемурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Вознесенском, и др.) количество детей в детских дошкольных учреждениях составляет половину проектной мощности учреждений, что вызвано общим ухудшением демографической обстановки, а также низким уровнем доходов населения. В то же время, в крупных городах и районах области (города Н.Новгород, Арзамас, Дзержинск, Балахнинский район) не хватает детских дошкольных учреждений, материальная база которых позволяет предоставлять качественные дополнительные услуги (тематические кружки, занятия, секции, бассейны).
Аналогичная ситуация сложилась в общеобразовательных школах области. Более чем в 30 муниципальных районах и городских округах области существующая мощность школ больше численности школьников. При этом в других округах и районах области (Балахнинском, Выксунском, Кстовском, Павловском районах и г. Н.Новгороде) из-за недостатка учебных площадей до 20% учащихся вынуждены обучаться во 2 смену. В целом по области во вторую смену занимается 14% учащихся. При этом до 11,1% общеобразовательных учреждений, в которых обучается до 14% учащихся, требуют капитального ремонта, и только 70% - имеют все виды благоустройства (при чем, если в городской местности данный показатель достигает 95,2%, то в сельской - всего 56,6%).
Таким образом, при внешнем благополучии, которое демонстрируют усредненные показатели, в обеспеченности населения области образовательными учреждениями (в частности, детскими дошкольными и школьными) существуют проблемы:
- неравномерное размещение образовательных учреждений;
- финансовые возможности территорий не позволяют строить объекты по современным проектам, позволяющим оказывать развивающие и оздоравливающие детей качественные услуги;
- высокий процент обучающихся школьников во вторую смену (за 2004/2005 учебный год - 14%, что соответствует 41 месту среди регионов Российской Федерации).
Одним из наиболее важных показателей условий жизни населения является обеспеченность объектами системы здравоохранения. Это стационары, амбулатории, поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты. В Нижегородской области несколько лучшее положение относительно России в целом по обеспеченности населения стационарными медицинскими учреждениями. В 2004 году в среднем по области на 10 тыс. чел. населения приходилось 116 больничных коек, это чуть выше среднего по Российской Федерации (112), однако, их размещение крайне неравномерно: в Володарском районе - 61, в Варнавинском - 70, в Вадском - 81. Особую проблему составляет обеспечение доступа населения к специализированной стационарной медицинской помощи. Например, на территории области развернуто 664 койки гастроэнтерологического профиля при установленном федеральном нормативе 530 коек. При этом обеспеченность койками данного профиля на 39,1% выше в г. Н.Новгороде, на 65,6% выше в г. Дзержинске, но в 41 районе области данный вид помощи вообще отсутствует. Ниже нормативного на территории области количество коек онкологического (помощь не оказывается в 26 районах области), фтизиатрического профиля (помощь не оказывается в 36 районах), патологии новорожденных (помощь оказывается лишь в 7 районах и трех городах). Требуется повышение качества оказания медицинской помощи в учреждениях родовспоможения, создание межрайонных перинатальных центров.
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (по числу посещений в смену на 10 тысяч чел. населения) в Нижегородской области снизилась в 2004 году с 236,6 до 234,5 по сравнению с 2003 годом, в то время как по Российской Федерации в среднем она неизменно выше и составила в 2004 году 251,3. При недостаточной мощности поликлиник поток людей, пользующихся медицинскими услугами, гораздо выше: в Нижегородской области число больных с диагнозом, установленным впервые в жизни, составило в 2004 году 762 человека из тысячи, а в среднем по Российской Федерации - 745 человек.
Материально-техническая база медицинских учреждений изношена. По итогам 2002 года в целом по области только 55,2% учреждений оборудованы водопроводом, 47,8% - канализацией, 51,7% - имеют центральное отопление. Наименьшую оснащенность имеют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), большинство из них располагаются в ветхих зданиях, почти 20% зданий имеют износ 100%. Особенно плохая материально-техническая база сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов - основного источника оказания медицинской помощи на селе.
Несмотря на то, что инвестиции, направленные на развитие отрасли "здравоохранение", в фактических ценах растут, их доля от общего объема инвестиций снижается (по итогам 2004 года она составляла 2,1%, за 2005 год - 1,6%).
В целом проблему обеспеченности населения объектами здравоохранения можно охарактеризовать как неудовлетворенную потребность в:
- реструктуризации коечного фонда наряду с созданием объектов специализированной помощи на территории муниципальных районов, городов области;
- увеличении мощности амбулаторно-поликлинических учреждений;
- оборудовании действующих объектов коммунальной инфраструктурой, повышении их технической оснащенности;
- ликвидации дефицита обеспеченности медицинским персоналом.
В Нижегородской области наибольшую потребность в строительстве учреждений культуры испытывают крупные города и районы области (число мест в культурно-досуговых учреждениях на 1000 жителей в 2004 году составило в среднем по области 69,7, в городах Н.Новгороде - 7,4, Арзамасе- 8,2, Дзержинске - 10,7). Такое же состояние и по библиотекам: в городах Н.Новгороде, Арзамасе число массовых библиотек на 10 тыс. населения составляет 0,9 ед. (по области - 3,6).
Число посещений музеев на 1000 человек населения в 2004 году составило по Российской Федерации - 517, в то время как по области - 285 (50 место среди регионов Российской Федерации).
В сельских районах области объекты культуры имеют более высокий уровень износа, расположены в нетиповых, приспособленных помещениях.
Объем и качество предоставляемых услуг культуры непосредственно проявляется в уровне образования и культуры нижегородцев, особенно подрастающего поколения.
Как и в предыдущие годы высока доля зданий клубов, требующих капитального ремонта, она составила 22,8 %.
Таким образом, в сфере культуры отмечается тот же комплекс проблем, который обозначен в предыдущих разделах Программы.
В настоящее время уровень обеспеченности области спортивными залами более чем в два раза ниже федерального норматива (должно действовать 3149 спортивных залов, действует 1365), обеспеченность плоскостными сооружениями - лишь 24 % от федерального норматива (должно действовать 10328, действует 2450) .
В ряде районов области уровень обеспеченности названными типами спортивных сооружений ниже, чем в среднем по области. Так, уровень обеспеченности спортивными залами Балахнинского района составляет 25% от федерального норматива, Городецкого района - 37%, Кстовского района - 39%, Кулебакского района и г. Дзержинска - 29%, г. Нижнего Новгорода - 28%. Уровень обеспеченности плоскостными сооружениями Балахнинского района составляет 7% от федерального норматива, Кстовского и Пильнинского районов, городов Н. Новгорода - 12%, Дзержинска - 9%, Павловского района - 15%, Арзамаса - 16%, Володарского района - 18%, Семеновского района - 19%. Лишь в 16 городах и районах области работают бассейны, из которых два - 50-ти метровые, 8 нестандартных, остальные - 25-метровые.
В настоящее время пропускная способность всех спортивных объектов области составляет 3,3% от населения области. Для сравнения, аналогичный показатель в Республике Башкортостан составляет 6%, в Саратовской области - 18%, в Татарстане - 5%.
Низкая обеспеченность спортивными сооружениями, отсутствие современных многофункциональных спортивных сооружений особенно характерны для сельских районов области, где спортивные залы зачастую имеют нестандартные размеры, а имеющиеся спортивные объекты нуждаются в капитальном ремонте.
Уровень развития материальной спортивной базы области существенным образом влияет на число жителей области, занимающихся физической культурой и спортом, которое составляет 8,4% от населения области. Аналогичный показатель по России составляет 11%, по Приволжскому федеральному округу - 13%. В других регионах Приволжского федерального округа он равен: в Пермской и Самарской областях - 9%, Пензенской области - 11%, Оренбургской области - 15%, Чувашской Республике - 18%.
Перечень объектов, строительство и реконструкция которых запланированы на ближайшие годы, был сформирован в соответствии с положениями федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7, а также с учетом необходимости в этих спортсооружениях и готовности заинтересованных сторон к реализации строительства.
Согласно действующему распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р социальные нормативы обеспеченности составляют: территориальными центрами социальной помощи семье и детям - один на 50 тысяч жителей, домами - интернатами для престарелых и инвалидов - 30 мест на 10 тыс. жителей, домами - интернатами для детей и подростков - 20 мест на 10 тыс. жителей.
В Нижегородской области отмечается рост контингента, которому государство гарантирует социальную защиту. По состоянию на 1 января 2005 года зарегистрировано 378 тысяч инвалидов, в том числе 14,1 тысяч детей-инвалидов. За последние три года численность инвалидов в Нижегородской области увеличилась на 20 тыс. человек. Также одной из особенностей современной демографической ситуации в Нижегородской области является высокая численность лиц нетрудоспособного возраста.
В настоящее время в области работает 73 стационарных учреждения почти на 10 тысяч мест для обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; дефицит мощности небольшой - около 400 мест. В то же время, для детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, в Нижегородской области существует только 3 дома-интерната на 710 мест (города Балахна, Арзамас, Нижний Новгород), это лишь десятая часть от установленного федерального социального норматива. Социальными приютами область обеспечена всего на 13 %, территориальными центрами социальной помощи семье и детям - на 8,6 %.
Проблемы в области социальной защиты населения:
- существует широкая сеть учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью, критическим уровнем износа зданий и устаревшим оборудованием, расположенным зачастую в нетиповых помещениях;
- уровень обеспеченности социальной инфраструктурой значительно отличается по территориям. Наибольший недостаток испытывают в основном, крупные промышленные города и районы области (Балахнинский, Выксунский, Кстовский, города Арзамас, Дзержинск, Нижний Новгород). В то же время, в более мелких сельскохозяйственных районах области большинство объектов социальной сферы имеют более высокий процент износа, слабую материально-техническую базу и более низкую квалификацию кадров;
- нерациональное и несбалансированное финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры снижает эффективность уже вложенных в них денежных средств.