Недействующий

Об утверждении областной целевой программы "Энергосбережение Нижегородской области на 2007-2010 годы" (с изменениями на 4 декабря 2008 г.)

1. Содержание проблемы


В августе 2003 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 1234-р была утверждена Энергетическая стратегия России на период до 2020 года.

Ранее была принята федеральная целевая программа "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796, разработанная с целью реализации Основных положений энергетической стратегии России на период до 2020 года, одобренных Правительством РФ протоколом заседания Правительства РФ от 23 ноября 2000 года № 39 и направленная на снижение энергоемкости отраслей экономики и обеспечение удовлетворения потребностей страны в энергоносителях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 796 "О федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять участие в финансировании данной Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Состояние топливно-энергетического комплекса и промышленности


В последнее десятилетие в экономике России и, в частности, в Нижегородской области, накопились нерешенные проблемы:

- не создан благоприятный инвестиционный климат, в результате чего объем годовых инвестиций в ТЭК за эти годы снизился более чем в 3 раза.

- не произошло снижение энергоемкости экономики Нижегородской области (далее - область, регион). Удельная энергоемкость экономики области превосходит среднюю по России в 1,6 раза и среднюю по Приволжскому федеральному округу (ПФО) в 1,3 раза (показатель 2001 года). Удельная энергоемкость внутреннего валового продукта (ВВП) в России выше в 3 раза, чем в развитых странах Западной Европы и в 1,8 раза, чем в США.

В 2004 году доля ТЭК в структуре промышленного производства в Нижегородской области составляет порядка 12%, в целом по стране этот показатель составляет одну треть.

В связи с тем, что энергосбережение в отраслях ТЭК реализуется по программам энергосбережения отраслей естественных монополий, особые требования предъявляются к энергосбережению энергоемких отраслей промышленности, доля которых в объеме промышленного производства области составляет: химической и нефтехимической промышленности - 6,9%; черной металлургии - 16,1%; машиностроения и металлообработки - 43,6%, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - 4,4%.

На долю промышленности приходится 66,5 и 72,4% потребления электрической и тепловой энергии соответственно.

Доля энергозатрат в себестоимости продукции и услуг составляет в среднем по этим отраслям:

- химическая и нефтехимическая

- 15,9%

- черная металлургия

- 4,4%

- машиностроение и металлообработка

- 4,1%

- целлюлозно-бумажная промышленность,

- лесная, деревообрабатывающая


- 15,9%

В этих условиях энергоемкость производства оказывает существенное влияние на цену продукции и ее конкурентность.

Развитие экономики тесно связано с удельной энергоемкостью. Эта связь проявляется через конкурентоспособность товаропроизводителей.

Высокая энергоемкость производства приводит к соответствующему уровню цен на продукцию, что ограничивает спрос на нее и тормозит развитие производства, снижая налогооблагаемую базу и уровень жизни населения, позволяя получать соответствующие доходы зарубежным экспортерам товаров.

Вторым важным фактором взаимосвязи эффективности энергоиспользования и развития экономики являются инвестиционные затраты, необходимые для обеспечения внутренних потребностей области в топливе и энергии.

Расчеты показывают, что при реализации имеющегося потенциала энергосбережения в России, достигающего почти 40% всего энергопотребления, необходимые ежегодные инвестиционные затраты только в ТЭК могут быть уменьшены в среднем на 50 трлн. рублей. Это позволит также соответственно сократить затраты на геологоразведочные работы, снизить цены на продукцию ТЭК и, как следствие, дополнительно повысить конкурентоспособность отечественного производства. При этом принимается во внимание, что инвестиции, необходимые для реализации энергосберегающих мероприятий, у потребителей энергоресурсов в 3-4 раза ниже, чем затраты на альтернативную добычу и производство энергоресурсов.

С учетом изложенного макроэкономический эффект от снижения удельной энергоемкости валового внутреннего продукта на каждый процент оценивается ростом национального дохода на 0,3-0,4 процента.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства


Жилищно-коммунальный комплекс характеризуется неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Техническое состояние коммунальной инфраструктуры большинства муниципальных образований области морально и физически устарело. Существующие сети, оборудование, сооружения значительно изношены, неэффективны и в основном не соответствуют требованиям гарантированного, устойчивого и экономически эффективного предоставления коммунальных услуг.

Процент износа инженерных коммуникаций в целом по области составляет: тепловые сети - 63%, водопроводные - 68%, канализационные - 61%; износ котельного оборудования - 58%.

Работы по ремонту инженерных сетей и оборудования планируются исходя из наличия финансовых средств, а не из расчетной годовой потребности в указанных работах, планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Поэтому остается не решенной проблема улучшения технического состояния тепловых и водопроводных сетей, и, как следствие, аварии и нарушения в режиме работы коммунального хозяйства. Остается обостренной проблема снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.

В целях обновления основных фондов в области ведется работа по модернизации жилищно-коммунального комплекса, осуществляются мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту и строительству объектов с применением энергоэффективных материалов и оборудования.

Во исполнение постановлений Правительства Нижегородской области от 11 января 2002 года № 3 "О реализации программы развития жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области", от 22 февраля 2002 года № 27 "Об отборе проектов по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве" областной комиссией по отбору проектов по энергоресурсосбережению в жилищно-коммунальном хозяйстве в 2002-2004 годах принято и рекомендовано к реализации 79 инвестиционных проектов на общую сумму 495 млн. рублей.