Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 января 2007 года № 32

Об утверждении областной целевой программы "О повышении
качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых
на территории Нижегородской области, на 2007-2010 годы"

(с изменениями на 5 мая 2008 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 14 июля 2009 года № 491
__________________________________________________________________________


---------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 05.05.2008 № 178
---------------------------------------------------------



В соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями на 30 декабря 2006 года), в целях защиты населения Нижегородской области от недоброкачественной и опасной для здоровья человека пищевой продукции, обеспечения здорового питания населения области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, на 2007-2010 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области предусмотреть соответствующее финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета. В ходе реализации Программы объемы финансирования могут корректироваться с учетом реальных возможностей областного бюджета.

3. Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области внести в реестр имущества государственной собственности области движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета, в установленном законодательством порядке.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области сформировать в рамках своей компетенции межведомственные комиссии по созданию условий для обеспечения населения соответствующего муниципального образования услугами торговли, гарантирующими качество и безопасность пищевых продуктов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.



Губернатор                                                                                В.П. Шанцев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 31.01.2007 № 32

     

Областная целевая программа
"О повышении качества и безопасности пищевых продуктов,

реализуемых на территории Нижегородской области,
на 2007-2010 годы"

(в ред. постановления Правительства области от 05.05.2008 № 178)

Паспорт
областной целевой программы "О повышении качества

и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории
Нижегородской области, на 2007-2010 годы"

     
(в ред. постановления Правительства области от 05.05.2008 № 178)

Наименование Программы

Областная целевая программа "О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, на 2007-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 2 января 2000 года № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (c изменениями на 30 декабря 2006 года),
- Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями на 30 декабря 2006 года),
- Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 "О ветеринарии" (с изменениями на 30 декабря 2006 года),
- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изменениями на 25 ноября 2006 года),
- постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2000 года № 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения",
- распоряжение Правительства Нижегородской области от 31 июля 2006 года № 562-р "О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области

Цель Программы

Создание системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области.

Задачи Программы

1. Проведение мероприятий по предотвращению поступления на областной продовольственный рынок опасных для здоровья и жизни населения, а также некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов.
2. Стимулирование увеличения объемов производства высококачественной пищевой продукции, отвечающей требованиям международных стандартов.
3. Стимулирование увеличения объемов производства пищевых продуктов лечебно-профилактического направления, обогащенных микронутриентами.
4. Разработка и внедрение системы добровольной сертификации пищевых продуктов, изготовленных без применения ненатуральных компонентов и генно-инженерно-модифицированных организмов (далее - ГМО), знака соответствия указанной системы добровольной сертификации.
5. Проведение разъяснительной и информационной работы среди населения о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Исполнители Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области - ответственный исполнитель, во взаимодействии с:
- министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области,
- лицензионной палатой Нижегородской области,
- комитетом государственного ветеринарного надзора Нижегородской области,
- департаментом здравоохранения Нижегородской области,
- департаментом образования Нижегородской области, - департаментом социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области,
- органами местного самоуправления Нижегородской области (при условии их участия),
- управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области (по согласованию),
- управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области (по согласованию),
- управлением Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области (по согласованию);
- ФГУ "Нижегородский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (по согласованию),
- Приволжским межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (по согласованию),
- ООО "Нижегородский центр сертификации" (по согласованию);
- ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии Нижегородской области" (по согласованию),
- ФГУ "Нижегородский референтный центр Россельхознадзора" (по согласованию),
- Главным управлением внутренних дел Нижегородской области (по согласованию),
- Нижегородской таможней (по согласованию),
- организациями пищевой и перерабатывающей промышленности (при условии их участия),
- сельскохозяйственными товаропроизводителями Нижегородской области (при условии их участия),
- некоммерческим партнерством "Союз магазинов Нижегородской области" (по согласованию),
- Академией Автоматической идентификации и логистики (по согласованию),
- Ассоциацией "Нижегородский хлеб" (по согласованию),
- ЗАО "Объединение "Молоко" (по согласованию).

Срок реализации Программы

2007-2010 годы
Программа реализуется в один этап.

Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы

(Раздел - в ред. постановления Правительства области от 05.05.2008 № 178 - см. предыдущую редакцию)

Предполагаемые объемы финансирования Программы за счет средств всех предполагаемых источников финансирования за весь период реализации Программы  - 297,458 млн. рублей, из них:

- средства областного бюджета - 37,008 млн. рублей,

- собственные средства предприятий  - 260,45 млн. рублей.

2007 год - 40,24 млн. руб., в том числе:

- областной бюджет - 4,84 млн. руб.,

- собственные средства предприятий - 35,4 млн. руб.

2008 год - 67,119 млн. руб., в том числе:

- областной бюджет 6,989 млн. руб.,

- собственные средства предприятий - 60,13 млн. руб.

2009 год - 90,3 млн. руб., в том числе:

- областной бюджет - 15,255 млн. руб.

- собственные средства предприятий - 75,05 млн. руб.

2010 год - 99,79 млн. руб., в том числе:

- областной бюджет - 9,925 млн. руб.

- собственные средства предприятий - 89,87 млн. руб.

Привлечение средств из федерального бюджета не предусмотрено.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
- не допустить к использованию в пищевых производствах и к реализации населению опасной для здоровья и жизни человека сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- снизить поступление на продовольственный рынок Нижегородской области некачественной пищевой продукции;
- снизить заболеваемость населения, связанную с микронутриентной недостаточностью, с 11,58% на 1000 человек в 2005 году до 9% в 2010 году;
- увеличить уровень использования среднегодовой производственной мощности по выпуску важнейших видов пищевых продуктов на 20% к 2010 году;
- повысить информированность населения о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Система управления и контроля за реализацией Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляется Правительством Нижегородской области.
Оперативное управление реализацией Программы - министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области.

     

1. Содержание проблемы


Основанием для разработки областной целевой программы "О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, на 2007-2010 годы" является распоряжение Правительства Нижегородской области от 31 июля 2006 года № 562-р "О мерах по реализации Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий".

Современная ситуация в продовольственном секторе потребительского рынка Нижегородской области характеризуется как общими, так и специфическими проблемами, обусловленными поступлением на рынок области пищевых продуктов низкого качества, а также фальсифицированных продуктов.

Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по контролю и надзору за качеством и безопасностью пищевых продуктов отмечаются следующие нарушения: замена мясного сырья в колбасных изделиях и мясных полуфабрикатах на сою, муку, мясо птицы, не предусмотренных рецептурами на данные виды изделий; авансирование даты изготовления цельномолочной продукции, то есть фальсификация маркировки, либо отсутствие таковой; несоответствие качества питьевой воды, расфасованной в емкости, показателям химического и солевого состава; превышение предельно допустимых концентраций пестицидов в растениеводческой продукции и т.д.

В результате контроля потребительского рынка Нижегородской области (данные управления Роспотребнадзора по Нижегородской области) за 9 месяцев 2006 года забраковано и снижено в сортности (в % к общему объему проинспектированной продукции):

- по причине несоответствия сертифицированного товара требованиям стандартов: 45,7% импортной маргариновой и майонезной продукции; 86,4% водки и ликеро-водочных изделий, в том числе импортных - 73,9%; 22% сыров; 17,1% консервов и пресервов рыбных; 16,9% масла животного; 11,1% консервов молочных; 5,8% кондитерских изделий и других;

- по причине нарушения правил маркировки, отсутствия сопроводительных документов: 49,1% консервов плодоовощных и ягодных; 38% хлеба и хлебобулочных изделий; 21,6% рыбной продукции; 16,9% колбасных изделий и других.

В 2005 году на территории Нижегородской области при проведении микробиологических исследований в 50 пробах продовольственного сырья и пищевой продукции были обнаружены сальмонеллы (29 проб мясной продукции и 21 проба птицепродукции).

Ухудшились санитарно-химические показатели в следующих группах пищевых продуктов: хлебобулочные изделия, сахар и кондитерские изделия, плоды и ягоды, картофель, безалкогольные и алкогольные напитки.

Регулярно регистрируются факты нарушения правил этикетирования продукции, содержащей в своем составе генно-инженерно-модифицированные организмы (далее - ГМО). За 9 месяцев 2006 года исследовано 269 продуктов питания, из них в 23 продуктах обнаружены ГМО компоненты. Вместе с тем, Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" и Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" обязывают производителей пищевой продукции наносить информацию на этикетке о наличии ГМО при содержании их в продукте.

Одновременно на территории области увеличилось количество производителей, использующих при производстве мясных полуфабрикатов и колбасных изделий сою и её производные (2002 год - 58 производителей, 2006 год - 78).

По результатам государственной ветеринарно-санитарной экспертизы в 2005 году признано некачественными и обезврежено 575 тонн мяса животных и 1408 тонн мяса птицы. Утилизировано опасной для здоровья и жизни населения говядины, свинины и мяса других животных - 104 тонны, мяса птицы - 43 тонны.

Из приведенных данных следует, что назрела острая необходимость усиления контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области.

Ранее принятая Программа повышения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья в Нижегородской области, утвержденная постановлением Администрации Нижегородской области от 5 сентября 2000 года № 223, действовала до 5 марта 2005 года. Финансирование реализации данной Программы из областного бюджета предусмотрено не было, что значительно снизило ее эффективность.

2. Цель и задачи Программы.
Основные направления реализации программных мероприятий


Основной целью Программы является создание системы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области.

Задачи Программы:

1. Проведение мероприятий по предотвращению поступления на областной продовольственный рынок опасных для здоровья и жизни населения, а также некачественных и фальсифицированных пищевых продуктов.

2. Стимулирование увеличения объемов производства высококачественной пищевой продукции, отвечающей требованиям международных стандартов.

3. Стимулирование увеличения объемов производства пищевых продуктов лечебно-профилактического направления, обогащенных микронутриентами.

4. Разработка и внедрение системы добровольной сертификации пищевых продуктов, изготовленных без применения ненатуральных компонентов и ГМО, знака соответствия указанной системы добровольной сертификации.

5. Проведение разъяснительной и информационной работы среди населения о качестве и безопасности пищевых продуктов.

Основные мероприятия по реализации Программы:

- усиление в рамках своей компетенции контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, на всех этапах товародвижения от производителя до потребителя;

- укрепление материально-технической базы государственных учреждений ветеринарии;

- создание и ведение полного реестра организаций, осуществляющих производство, поставку, хранение, переработку и реализацию пищевых продуктов в Нижегородской области (далее - реестр участников продовольственного рынка);

- организация мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области (далее - мониторинг);

- проведение в рамках своей компетенции комплексных проверок, рейдов, в том числе на постах ГИБДД;

- создание дополнительных государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы для проведения оценки безопасности пищевых продуктов животного и растительного происхождения на рынках Нижегородской области;

- содействие реализации национальной программы "Россия против контрафакта" и системы добровольной сертификации "Марка года", зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии - № РОСС RU. И329.04ГВ02;

- усиление в рамках своей компетенции контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, закупаемых для государственных нужд Нижегородской области;

- усиление в рамках своей компетенции контроля за производством и оборотом продукции, содержащей ГМО;

- содействие внедрению на пищевых производствах международных систем управления качеством;

- стимулирование технического переоснащения и модернизации пищевых производств;

- стимулирование увеличения объемов производства пищевых продуктов лечебно-профилактического направления, обогащенных микронутриентами;

- проведение конкурсов, выставок, ярмарок;

- содействие в формировании позитивного имиджа товаропроизводителей, выпускающих продукцию высокого качества;

- содействие развитию стабильных партнерских отношений между нижегородскими товаропроизводителями и организациями оптовой и розничной торговли;

- разработки и введения добровольной сертификации пищевой продукции, изготовленной без применения ненатуральных компонентов и ГМО;

- проведение разъяснительной и информационной работы среди населения через средства массовой информации по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, а также прав потребителей на получение полной и достоверной информации о составе и потребительских свойствах продуктов.

3. Механизм реализации Программы


Структура Программы представлена двумя основными направлениями.

Первое - предусматривает усиление контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, находящихся в обороте на территории Нижегородской области, за счет скоординированных действий органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов по надзору и контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, нижегородских товаропроизводителей, организаций оптовой и розничной торговли и иных организаций.

Второе направление представляет собой стимулирование производства высококачественных пищевых продуктов товаропроизводителями Нижегородской области.

В целях реализации настоящей Программы предусматривается создание соответствующей межведомственной комиссии.

Одновременно рекомендовано органам местного самоуправления Нижегородской области сформировать в рамках своей компетенции межведомственные комиссии по созданию условий для обеспечения населения соответствующего муниципального образования услугами торговли, гарантирующими качество и безопасность пищевых продуктов.

Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области разрабатывает ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе их выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу, в том числе мониторинг.

Информация о финансировании и итогах реализации Программы направляется министерством сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области в министерство экономики Нижегородской области для реализации полномочий по мониторингу реализации областных программ.

4. Срок реализации Программы


Срок реализации Программы - 2007-2010 годы.

В течение 2007 года предполагается провести мероприятия по созданию полного реестра участников продовольственного рынка, заключению соглашений, организации проведения мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области.

С конца 2007 года предусматривается разработка системы добровольной сертификации пищевой продукции, изготовленной без применения ненатуральных компонентов и ГМО; содействие созданию ассоциации производителей, вырабатывающих данную пищевую продукцию.

Одновременно, в течение 2007-2010 годов будут проводиться мероприятия по усилению контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области, посредством согласованных действий участников Программы, а также проведение разъяснительной и информационной работы среди населения области.

5. Ресурсное обеспечение Программы

     
(Глава 5 - в ред. постановления Правительства области от 05.05.2008 № 178- см. предыдущую редакцию)


Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы за весь период реализации Программы  - 297,458 млн. рублей, из них:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»