Действующий

Об утверждении Концепции миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года (с изменениями на 15 июня 2023 года)

 

II. Условия формирования и реализации миграционной политики
в Нижегородской области

     

Демографическая ситуация в Нижегородской области (далее также - регион, область) характеризуется снижением численности постоянного населения. За последние 3 года население области сократилось на 44,8 тыс. чел. или на 1,4%.

На изменение численности населения региона оказывают влияние основные демографические процессы: рождаемость, смертность, миграция.

Миграционные процессы являются важной составляющей демографического развития области. Отмечаются крайняя нестабильность миграционных процессов и существенные колебания миграционного прироста (убыли).

В течение последних 10 лет миграция является существенным фактором компенсации естественной убыли населения. Процент компенсации естественной убыли за 2010-2019 годы колебался от 6,6 до 49,6. Коэффициент миграционного прироста в среднем за 2010-2014 годы составлял 14,8 на 10 тыс. человек населения, за 2015-2019 годы - 1,8. В 2016 и 2018 годах наблюдалось отрицательное сальдо миграции. Таким образом, миграционные процессы в области носят нестабильный характер.

     Коэффициент миграционного прироста,
     на 10 тыс. населения по годам

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

11,2

21,1

21,2

15,2

5,4

2,1

-3,5

1,8

-11,6

20,0


Наибольший вклад в миграционный прирост Нижегородской области вносит внешняя миграция.

В потоках внешней миграции (прибывшие и выбывшие) межрегиональная миграция составляет 65-80%. При этом сальдо межрегиональной миграции за 2015-2018 годы имеет отрицательные значения в размере 1,5-2,5 тыс. человек. Наибольший отток населения происходит в Центральный федеральный округ, в основном, в Москву и Московскую область (от 1,3 до 3,6 тыс. человек ежегодно). В 2019 году зафиксировано положительное сальдо межрегиональной миграции на уровне 1,1 тыс. человек.

Миграционный прирост формируется, прежде всего, за счет международной миграции. Международный миграционный прирост в среднем за последние 5 лет составлял около 2 тыс. человек ежегодно.

Основными государствами, которые поставляют мигрантов и являются определенным источником увеличения численности населения Нижегородского региона, традиционно являются страны ближнего зарубежья (государства Средней Азии и Закавказья, Украина и Беларусь). Доля приезжих из этих стран составляет более 70%, из них около половины - выходцы из Узбекистана и Таджикистана.

Особенностью миграционных процессов является изменение половозрастного состава международных мигрантов. Так, удельный вес лиц трудоспособного возраста в 2019 году снизился по сравнению с 2013 годом на 6 процентных пунктов и составил 82,1%. При этом доля мигрантов старше трудоспособного возраста выросла с 7 до 10%. Данные процессы увеличивают демографическую нагрузку пенсионерами на трудоспособное население и ведут к дополнительным затратам бюджета области. В этой связи необходимо стимулирование привлечения в область переселенцев в активном работоспособном возрасте, являющихся дополнительными трудовыми ресурсами.

Удельный вес детей до 16 лет с 2013 года по 2016 год вырос более чем в 2 раза - до 13,1%, с 2017 года наблюдается снижение показателя. В 2019 году доля прибывших детей составила 7,9%. С учетом большой естественной убыли населения создание условий, способствующих переезду в область семей с детьми, должно стать первоочередной задачей миграционной политики области.

Причины миграции населения очень разнообразны. Отмечается, что за последние 5 лет удельный вес мигрантов, приехавших в область в связи с учебой, снизился с 14,3% до 8,3%.

Мигранты, пребывающие сегодня в регион, по сравнению с их предшественниками, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки.

Таким образом, целесообразным является увеличение образовательной иммиграции. Так как область является крупнейшим образовательным центром, данная задача вполне выполнима. Образовательная миграции имеет большое значение для демографической ситуации и положительно влияет на рынок труда, кроме того, является инструментом миграционной политики и политики интеграции. Так, в 2019 году в образовательных организациях высшего образования Нижегородской области обучались 4 666 иностранных студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья. В текущем году иностранные граждане обучаются в 12 образовательных организациях высшего образования. В области создана комфортная среда для проживания и адаптации иностранных студентов. Например, в 2019 году запущено в эксплуатацию общежитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им.Н.И.Лобачевского" на 700 мест.

Увеличение притока мигрантов с целью осуществления трудовой деятельности по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями региона является необходимостью для поступательного развития экономики области. Миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост. Одна из задач - создание условий для привлечения востребованных экономикой квалифицированных специалистов разного профиля.

Важным направлением миграционной политики является создание условий для адаптации и интеграции иностранных граждан. Мероприятия по данному направлению реализуются органами исполнительной власти Нижегородской области совместно с религиозными и некоммерческими организациями в рамках подпрограммы "Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Нижегородской области", включенной в государственную программу "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797.

На постоянной основе оказывается поддержка общественно значимой работе социально ориентированных некоммерческих организаций. Ежегодно в регионе ими реализуется цикл проектов и программ, направленных на гармонизацию межнациональных отношений, профилактику межэтнической напряженности и популяризацию национальных культур народов (торжества, приуроченные к национальным праздникам, памятным и юбилейным датам, фестивали и творческие вечера национальных культур, круглые столы и конференции, посвященные обсуждению вопросов межнационального сотрудничества и т.д.). К участию в мероприятиях приглашаются трудовые мигранты и иностранные студенты.

В области реализуются мероприятия по недопущению распространения идеологии радикального ислама и терроризма среди мусульманской общины региона, осуществляется постоянный мониторинг развития межнациональной ситуации в регионе.

Таким образом, характер миграционных процессов и демографическая ситуация на территории Нижегородской области обусловливают необходимость реализации эффективной миграционной политики, учитывающей специфику региона.

Одним из перспективных механизмов миграционной политики является переселение в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом.

Нижегородская область участвует в реализации государственной программы по оказанию содействия добровольному переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, с 2014 года. За данный период в регион переехало 12,4 тыс. соотечественников. В настоящее время в регионе действует государственная программа "Оказание содействия добровольному переселению в Нижегородскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2021-2025 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 сентября 2021 г. № 856 (далее - Программа). Программа направлена на стимулирование и организацию процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом, для социально-экономического и демографического развития Нижегородской области посредством:

(абзац шестнадцатый в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 02.06.2022 № 403 - см. предыдущую редакцию)  

- создания организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, для постоянного проживания в Нижегородской области;

- регулирования миграционных потоков в целях обеспечения экономики Нижегородской области квалифицированными специалистами и замещения естественной убыли населения.