Исходное состояние и необходимость реформ
В настоящее время в Нижегородской области работа по определению параметров качества бюджетных услуг ведется каждым отраслевым органом исполнительной власти. Наиболее заметный прогресс в этой области достигнут в здравоохранении и в образовании, в силу наличия достаточно большого количества регламентирующих отраслевых документов, касающихся качества услуг.
Правительство области провело предварительную обобщающую работу по определению стандартов качества бюджетных услуг в рамках Программы оптимизации расходов социальной сферы Нижегородской области на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 19 августа 2002 года № 201. Принятие этой программы привело к формированию у сотрудников государственных органов власти понимания целесообразности такой работы и основных принципов ее реализации.
В 2002 году департаментом здравоохранения Нижегородской области были разработаны стандарты качества или протоколы лечения больных по нозологическим формам, которые утверждены приказом от 14 мая 2002 года № 379-в.
Контроль качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Положением о контроле качества медицинской помощи в Нижегородской области, утвержденным совместным приказом департамента здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 5 июля 2006 года № 705-в/175-о.
Положение закрепляет применение к медицинским организациям финансовых санкций за ненадлежащее качество медицинской помощи. Межведомственный контроль качества медицинской помощи и организация экспертизы временной нетрудоспособности является составной частью контроля качества в системе ОМС. Основными задачами контроля качества является оценка правильности выбора медицинской технологии, качества оказанной услуги в соответствии с установленным стандартом. В настоящее время более 50% медицинских услуг имеют стандарты качества, которые опубликованы в средствах массовой информации.
Что касается стандартов качества предоставления бюджетных образовательных услуг, то необходимо отметить, что обучение в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и региональным базисным учебным планом, а также государственными образовательными стандартами начального, среднего и высшего профессионального образования по профессиям и специальностям.
Законом Нижегородской области от 4 августа 2005 года № 96-З утверждена Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы, целью которой является развитие областной системы образования, ориентированной на внедрение инновационных методов в образовательный процесс, обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
Составление перечня бюджетных услуг имеет целью определение конечного результата и параметров качества всех предоставляемых бюджетных услуг. При этом необходимо учитывать, что некоторые аспекты качества услуг определены действующим законодательством по отдельным отраслям социальной сферы.
Одним из наиболее сложных является вопрос построения единой системы качества предоставления бюджетной услуги независимо от территориального или отраслевого признака.
Важным моментом в организации системы мониторинга качества услуг является информированность населения о принятых стандартах и возможности потребителей услуг дать свою оценку работы бюджетных учреждений.
На первом этапе реформы будет проведена полная инвентаризация действующего законодательства на предмет наличия уже установленных стандартов качества предоставляемых бюджетных услуг. С учетом собранных материалов по бюджетным услугам, содержащимся в перечне бюджетных услуг, будут разработаны нормы, касающиеся качества услуг: приняты и утверждены стандарты качества предоставления бюджетных услуг по видам услуг. На этом этапе также будет разработана система мониторинга качества предоставляемых услуг и утвержден порядок, регламентирующий применение этой системы на практике, опубликованы стандарты качества и результаты их мониторинга.
В результате реализации данного направления реформирования не менее 50% бюджетных услуг будут иметь установленные стандарты качества.
Альтернативные варианты и ожидаемые риски
Альтернативой является использование уже разработанных материалов по стандартам качества, что уменьшает риски по объему работы, но увеличивает риски по дальнейшему использованию этих стандартов на практике. Существуют также риски принятия федеральных законов, устанавливающих стандарты качества услуг, отличные от установленных в области.
Кроме того, вопрос качества услуг и их мониторинга носит неоднозначный характер, связанный с субъективностью восприятия этих услуг населением и необязательным соответствием между "внешним видом" услуги и ее "наполнением", что добавляет риск необъективности системы оценки качества услуг.