Исходное состояние и необходимость реформ
В соответствие с ежегодно заключаемыми соглашениями Правительства Нижегородской области с управлением Федеральной налоговой службы России по Нижегородской области регулярно производится мониторинг недоимки по платежам в бюджеты всех уровней в разрезе основных плательщиков.
Проведена оценка потерь областного бюджета от недополученных доходов по рассроченным и отсроченным платежам, дебиторской задолженности за три отчетных года (2003-2005 годы), в том числе с учетом инфляции, что позволило получить полное представление о финансовых последствиях несвоевременного поступления доходов в областной бюджет.
В целях урегулирования дебиторской задолженности распоряжением Правительства Нижегородской области от 16 января 2004 года № 14-р создана постоянно действующая комиссия по урегулированию задолженности хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления перед областным бюджетом. В функции комиссии входит принятие решений о пролонгации или реструктуризации задолженности, о мерах по взысканию средств с заемщиков, о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании.
Законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается лимит предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов в областной бюджет. На 2006 год лимит установлен в размере не более 3 процентов от суммы налоговых доходов областного бюджета.
В целях снижения потерь бюджета от недополученных доходов в Нижегородской области разработана нормативная правовая база по проведению реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням, штрафам в областной бюджет:
- постановление Администрации Нижегородской области от 27 октября 1999 года № 300 "О порядке проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом",
- Указ Губернатора Нижегородской области от 20 сентября 2001 года № 38 "О порядке и условиях проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по региональным налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам",
- постановление Правительства Нижегородской области от 29 января 2002 года № 19 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом".
В Нижегородской области существует необходимость в дальнейших действиях, направленных на регулирование вопроса учета дебиторской задолженности, механизмов ее сокращения, а также создания ограничений для увеличения данной задолженности в будущем.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
На первом этапе реализации Программы, с использованием результатов проведенной оценки, будет разработан порядок предоставления рассрочек и отсрочек по расчетам с бюджетом (в том числе по арендной плате за пользование государственным имуществом, платным услугам, которые оказываются бюджетной сферой). Порядок предоставления отсрочек и рассрочек установит состав и периодичность отчетности; перечень критериев, определяющих право на получение отсрочек и рассрочек; сроки и ответственных за принятие решений о предоставлении отсрочек и рассрочек (или согласование отсрочек и рассрочек), их допустимые объемы.
На втором этапе будет утвержден порядок проведения мониторинга дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей, содержащий перечень показателей, перечень возможных источников информации для проведения мониторинга, периодичность составления отчетов о состоянии задолженности и формы отчетности, регламент принятия управленческих решений в отношении дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей.
Информация о состоянии дебиторской задолженности, отсроченных и рассроченных платежей будет публиковаться в средствах массовой информации и сети Интернет.
Результатом проводимой работы будет снижение уровня задолженности плательщиков перед бюджетами всех уровней, уменьшение количества неплатежей и, в следствие, рост доходной части бюджета. Объем дебиторской задолженности, рассроченных и отсроченных платежей на 1 января 2008 года не превысит 3% доходов областного бюджета.
Альтернативные варианты и риски
Альтернатив проводимым мероприятиям, по мнению Правительства Нижегородской области, не существует.
Основные риски в реализации программных мероприятий связаны с нестабильностью налогового и бюджетного законодательства и с ограниченностью полномочий органов государственной власти Нижегородской области.