1. Важность и актуальность постановки этого вопроса безусловна. От возможностей радиоэлектронной отрасли удовлетворять спрос в электронной компонентной базе (ЭКБ) нужного качества и необходимого объема зависят все без исключения отрасли промышленности и, в первую очередь, обороноспособность, безопасность и экономика страны. Радиоэлектроника является катализатором научно-технического прогресса, и по ее уровню судят об экономическом потенциале государства и о жизненном уровне населения.
2. Отечественная радиоэлектроника находится в состоянии структурно-технологического кризиса и, как следствие, в настоящее время не в состоянии обеспечить необходимую технологическую независимость страны и конкурентоспособность радиоэлектронной техники (как гражданской, так и военной) на фоне динамичного развития мировой радиоэлектроники.
Например, ускоренное развитие отечественной автомобильной электроники и, соответственно, использование ее для "начинки" техники заметно повлияло бы на деятельность отечественного автомобилестроения. Электронная "начинка" в современной технике составляет 20 - 40% ее общей стоимости, объем производства мобильной техники в нашей стране превышает миллиарды долларов, в то же время доля отечественной электроники в ней - единицы процентов, а "интеллектуальной электроники" - и вообще близка к нулю.
Сегодня на рынке радиоэлектронной продукции присутствует жесткая конкуренция и ее быстрое развитие во всем мире объясняет высокие требования к отечественным производителям, в том числе и в плане обновления номенклатуры. В то же время по многим позициям рынок насыщен, и потребность в ранее производимой продукции снизилась. В связи с этим предлагается переориентировать ряд предприятий (организаций) на производство ее новых видов, которые были бы востребованы отечественными и российскими производителями в машиностроении, автомобилестроении, связи, энергетике, транспорте и др.
В связи с этим оправданы меры государственной поддержки отрасли. Необходимо поддержать отрасль через бюджетное финансирование НИОКР в рамках утвержденных государственных научно-технических программ и "протекционизм в формировании заказов основными ведомствами". Необходимо создать отечественным производителям:
- условия для расширения продаж на внешних рынках;
- обеспечить кредитование важнейших инвестиционных проектов;
- принять меры по динамичному развитию высокоэффективных наукоемких технологий, технологическому перевооружению и повышению инновационной активности предприятий, ускоренному обновлению их фондов;
- совершенствование кадровой политики. Содействовать обеспечению потребностей отрасли в подготовке инженерных и научных кадров высокой квалификации (тематиков, системотехников, программистов, конструкторов, инженеров-схемотехников, радиоинженеров и других), созданию инфраструктуры инновационного комплекса системы образования для целей проектирования, изготовления, внедрения и эксплуатации АСУ и ИТТ; организовать подготовку специалистов по новым инженерным специальностям для развития медицинской электроники и приборостроения, радиоинформатики, цифрового телевидения, спутниковых навигационных систем.
В 2002 году Президентом Российской Федерации были утверждены "Основы политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу", главной целью которых является достижение технологической независимости России в области ЭКБ. В настоящее время разработана стратегия развития электронной промышленности, ядром которой является подпрограмма "Развитие электронной компонентной базы" на период 2007 - 2011 годы в составе федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2007-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 года № 54. Подпрограмма детально проработана, прошла согласование на всех уровнях. В рамках реализации стратегии определен ряд первоочередных мероприятий по подъему отечественной электроники.