Функционирование муниципальных финансов в городе Нижнем Новгороде осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Нижнем Новгороде, принятым городской Думой города Нижнего Новгорода 25.06.2008 № 120 (с изменениями).
Основные принципы функционирования муниципальных финансов в настоящее время состоят в следующем:
безусловное соблюдение требований Бюджетного кодекса;
безусловное исполнение действующих расходных обязательств;
переход к среднесрочному планированию.
В рамках реформирования бюджетного процесса была создана нормативная правовая база, обеспечивающая возможность изменения типа муниципальных учреждений, урегулированы вопросы прогнозирования временных кассовых разрывов, обеспечен системный подход к решению проблемы кредиторской задолженности муниципальных учреждений.
Однако на сегодняшний день не удалось увязать стратегическое планирование с бюджетным.
Отсутствуют действенные методы оценки деятельности муниципальных учреждений, а также методы оценки эффективности использования ими бюджетных средств. Доходная база бюджета города Нижнего Новгорода остается нестабильной, что подтвердил кризис 2008 года. Нестабильность связана не только с макроэкономическими процессами, происходящими в мировой и российской экономике, но и с несовершенством межбюджетных отношений, постоянно снижающейся долей доходов, остающихся в бюджетах городских округов. Дополнительные меры должны быть приняты в сфере повышения эффективности распределения бюджетных средств, улучшения качества и объективности планирования бюджетных ассигнований, обоснования принятия новых и увеличения действующих расходных обязательств.
Приоритеты дальнейшего развития бюджетной сферы и бюджетного процесса в городе Нижнем Новгороде определяются несколькими группами факторов.
Первая группа связана с процессами реформирования финансово-бюджетной сферы, инициируемыми на федеральном и областном уровнях. В этом направлении необходима адаптация финансово-бюджетной системы города Нижнего Новгорода к условиям, определенным от 08 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон от 08.05.2010 года № 83-ФЗ). Необходимо также учесть современные тенденции реформирования сферы государственных и муниципальных финансов, определенные в Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р и Программе Правительства Нижегородской области по повышению эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 22 апреля 2011 года № 287.
Вторая группа факторов связана с оценкой внутренних потребностей города Нижнего Новгорода в решении проблем финансово-бюджетной сферы. Эти потребности отражены в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Нижнего Новгорода на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденных постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 30.08. 2011 № 3436. К их числу относятся:
исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь социальных обязательств перед гражданами;
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Нижнего Новгорода, в том числе за счет недопущения роста кредиторской задолженности по первоочередным расходам;
повышение эффективности бюджетных расходов, качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг;
повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств;
повышение роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, управления муниципальным имуществом, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов.
Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города Нижнего Новгорода в условиях адаптации финансово-бюджетной системы к замедлению темпов роста экономики и бюджетных доходов делает актуальной разработку и реализацию системы мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления города Нижнего Новгорода, результативности бюджетных расходов и модернизацию управления муниципальными финансами города Нижнего Новгорода. Реализация такой системы мероприятий может дать значимые результаты только в условиях комплексного подхода к решению задач, объединенных общей целью повышения эффективности бюджетных расходов.