Исходное состояние и необходимость реформ
Профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов Нижегородской области регламентирована:
- Законом Нижегородской области от 10 мая 2006 года № 40-З "О государственной гражданской службе Нижегородской области";
- Законом Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 225-З "О государственных должностях Нижегородской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Нижегородской области";
- Законом Нижегородской области от 10 мая 2006 года № 41-З "О классных чинах государственной гражданской службы Нижегородской области";
- распоряжением Правительства Нижегородской области от 15 июня 2006 года № 421-р "О целевой контрактной подготовке специалистов для работы в органах государственной власти и органах местного самоуправления Нижегородской области";
- Указом Губернатора Нижегородской области от 20 октября 2003 года № 58 "О государственном заказе на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих".
Актуальность вопросов повышения эффективности деятельности органов государственной власти связана с дублированием и неопределенностью выполняемых функций органами исполнительной власти Нижегородской области.
Основными нерешенными проблемами кадрового обеспечения государственной гражданской службы Нижегородской области являются:
отсутствие единой системы подбора кадров на государственную службу;
наличие высокой текучести (до 15%) кадров государственных служащих;
необходимость обновления профессиональных знаний основного состава государственных гражданских служащих в связи с изменением содержания и условий осуществления функций государственного управления и, вместе с тем, с недостаточным финансированием обучения кадров органов государственной власти;
отсутствие системы оценки профессиональной деятельности и качества работы государственных служащих;
отсутствие системы критериев и профессиональных требований к государственным гражданским служащим;
отсутствие системы работы с резервом кадров как основным источником обновления и пополнения кадров.
Состояние кадрового корпуса государственных гражданских служащих Нижегородской области характеризуется следующими показателями. Образовательный уровень государственных гражданских служащих достаточно высок: 89% гражданских служащих имеют высшее образование, 28% - имеют второе высшее образование по специализации государственной должности, 10% служащих прошли профессиональную переподготовку, 53% служащих повысили квалификацию.
На государственной гражданской службе Нижегородской области наблюдается тенденция смены поколений, на государственную службу приходят лица, не имеющие опыта работы и необходимой квалификации. Это приводит, с одной стороны, к поиску новых профессиональных кадров, а с другой, новых возможностей организации целевой подготовки кадров для системы государственного управления, ускорения темпов переподготовки и повышения квалификации кадрового состава.
Не решена проблема формирования и подготовки кадрового резерва. Необходимо менять подходы к формированию и искать механизмы пополнения состава резерва.
Остается открытым вопрос об оценке результативности деятельности как самих органов исполнительной власти, так и персонала управления. Проведение аттестаций достаточно формализовано и не стимулирует государственных служащих на карьерный рост.
Самой острой нерешенной проблемой является кадровое обеспечение муниципальной службы. В Нижегородской области среди 7300 работников органов местного самоуправления только 53% имеют высшее образование, 36% - среднее профессиональное образование, 11% - среднее общее образование. Без привлечения дополнительных средств эту проблему местным бюджетам не решить.
В связи с реорганизацией органов исполнительной власти Нижегородской области и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" внедряется процедура открытого конкурса на замещение вакансий в органы исполнительной власти Нижегородской области.
Информация о конкурсах размещается в средствах массовой информации и на официальном сайте Правительства Нижегородской области. В ходе конкурса претенденты на государственные должности проходят социально-психологическое тестирование и собеседование. Проведение конкурса открывает возможность для зачисления в резерв.
Положение по оценке основных требований к направлениям и должностям государственной службы, законодательное закрепление введения запрета в части назначения на государственные должности в обход конкурсных процедур, установление обязательной переаттестации госслужащих не менее чем раз в 3 года закреплены федеральными нормативными документами, имеющими прямое действие для субъектов Российской Федерации:
В рамках подготовки нормативного правового документа о государственном заказе Нижегородской области на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих проведен анализ по выявлению основных сфер деятельности государственных служащих, требующих мер по повышению квалификации.
Механизм реализации и ожидаемые результаты
Несмотря на достигнутые успехи в применении конкурсных процедур замещения вакантных должностей на государственной гражданской службе, Правительство Нижегородской области ставит перед собой ряд задач, связанных с дальнейшим совершенствованием механизмов подбора и найма наиболее квалифицированных и ответственных сотрудников на вакантные должности.