Недействующий

Об утверждении Программы реформирования региональных финансов Нижегородской области (с изменениями на 13 ноября 2006 г.)

3.5.2. Совершенствование процедуры принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов (Е2)


Исходное состояние и необходимость реформирования

В настоящее время государственная поддержка инвестиционных проектов осуществляется под проекты, прошедшие экспертизу в соответствии с установленным порядком. Основными критериями при оценке инвестиционных проектов являются:

     социальная значимость проекта;
     бюджетный эффект от реализации;
     величина чистой текущей стоимости проекта;
     срок окупаемости проекта.

Процедура принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов осуществляется в соответствии с:

- Законом Нижегородской области от 31 декабря 2004 года № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";

- постановлением Правительства Нижегородской области от 26 февраля 2006 года № 56 "О порядке и условиях предоставления инвестиционным проектам статуса приоритетных, заключения инвестиционных соглашений и контроля за ходом их реализации";

- постановлением Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 года № 47 "Об инвестиционном совете при Губернаторе Нижегородской области";

- постановлением Правительства Нижегородской области от 15 февраля 2006 года № 46 "О мерах по реализации Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 года № 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области" при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов".

Принятие решений об осуществлении новых инвестиционных проектов производится через механизм работы с инвесторами по принципу "одного окна", при котором инвестор выходит с заявкой на реализацию инвестиционного проекта в министерство инвестиционной политики Нижегородской области и получает от министерства инвестиционной политики все необходимые документы для начала проектирования и строительства объекта.

Действующая процедура не учитывает величины будущих эксплуатационных расходов, что может привести к тому, что вместо получения положительного социально-экономического и бюджетного эффекта от финансирования социальной сферы, областной бюджет получит дополнительную нагрузку.

Механизм реализации и ожидаемые результаты


На первом этапе реализации данного мероприятия предполагается провести оценку используемых процедур принятия решений об осуществлении новых инвестиционных проектов за три отчетных года.

Следующим шагом реализации данного направления реформирования будет утверждение запрета для инициации инвестиционных проектов в случае, если эксплуатационные расходы будущих периодов превышают положительный финансовый эффект от их реализации. Для этого необходимо установить минимальные значения для соотношений между положительным финансовым эффектом от реализации инвестиционного проекта и эксплуатационными расходами будущих периодов с учетом специфики отрасли и срока, достаточного для получения точного и адекватного результата о величине затрат и полезного эффекта от реализации инвестиционного проекта.

Будет разработан порядок включения в областной бюджет расходов на осуществление новых инвестиционных проектов с учетом эксплуатационных расходов. Порядок включает методологию оценки эксплуатационных расходов будущих периодов и  методологию оценки финансового результата от реализации инвестиционного проекта.

На втором этапе планируется использование утвержденных в рамках реализации Программы нормативных правовых актов при разработке закона об областном бюджете в части формирования расходов областного бюджета на финансирование новых инвестиционных проектов. Планируется публиковать в средствах массовой информации и размещать на официальном сайте Правительства Нижегородской области результаты оценки, с учетом эксплуатационных расходов, новых инвестиционных проектов до утверждения их законом об областном бюджете.

Альтернативные варианты и возможные риски


Принятие процедуры, ужесточающей правила инвестиционного управления, несет риск затягивания процесса принятия решения и риск составления неточного прогноза расходной или доходной статей бюджета проекта, в связи со сложностью расчетов эксплуатационных расходов будущих периодов.

Достаточно реальной альтернативой является возможность оценки  реализации инвестиционных проектов на основе мнения экспертов и их видения развития событий. Однако в данном случае повышается субъективность и снижается прозрачность процедур принятия решения, в то время как обеспечение прозрачности системы управления региональными финансами является одним из приоритетов реформирования в Нижегородской области.