Исходное состояние и необходимость реформ
Межбюджетные отношения в Нижегородской области формируются в соответствии с Законом Нижегородской области от 14 июля 2005 года № 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области". Закон утверждает методику распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов на основе оценки налогового потенциала и дифференциации расходных потребностей в расчете на одного потребителя бюджетных услуг (без применения в расчете фактических доходов и расходов).
Областной фонд финансовой поддержки поселений (в части городских округов) образуется в составе областного бюджета с целью выравнивания, исходя из численности жителей. Полномочия по выравниванию обеспеченности поселений, за исключением городских округов, переданы на уровень муниципального района.
Для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области в составе областного бюджета формируется областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов). Методика расчета дотаций из этого фонда основана на расчете индекса бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области исходя из индекса налогового потенциала и численности потребителей бюджетных услуг.
В целях предоставления бюджетам муниципальных районов (городских округов) субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов бюджетов муниципальных районов (городских округов) Нижегородской области в составе расходов областного бюджета образуется фонд софинансирования социальных расходов. Распределение субсидий из областного фонда софинансирования социальных расходов между муниципальными районами (городскими округами) осуществляется законом Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Подобный подход не способствует устойчивости региональной нормативной правовой базы в области межбюджетных отношений.
Механизм реформирования и ожидаемые результаты
На первом этапе реализации Программы будет проведена оценка уровня социально-экономического положения муниципальных образований, дифференциации их налогового потенциала и расходных потребностей, а также равномерности распределения по территории области налоговой базы. На основе этой оценки можно будет определить эффективность выбранной модели межбюджетных отношений и, возможно, выработать коррективы в действующие методики распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности.
На втором этапе реформирования будут подготовлены и внесены в действующий Закон области от 14 июля 2005 года № 89-З "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" дополнения, предусматривающие утверждение методики распределения средств областного фонда софинансирования социальных расходов, в рамках которой производится перераспределение средств с учетом региональных нормативов.
Все разрабатываемые в рамках Программы методики (как в виде проектов, так и утвержденные) будут опубликованы в областных СМИ и сети Интернет. Ежегодно, до представления в Законодательное Собрание Нижегородской области проекта закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год в СМИ и сети Интернет будут публиковаться расчеты по распределению финансовой помощи.
Результатом реформирования региональных финансов в части межбюджетных отношений будет являться распределение в 2007 году не менее 80% расходов областного бюджета на предоставление финансовой помощи по предусмотренным законодательством области методикам. За счет этого будет обеспечена объективность и прозрачность распределения финансовой помощи между муниципальными образованиями.
Альтернативные варианты и возможные риски
Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи, поэтому альтернативы предлагаемым мероприятиям нет.
Основной риск, связанный с проведением оценки уровня социально-экономического положения муниципальных образований, а также дифференциации налогового потенциала и расходных потребностей, связан со сложностью, а порой и невозможностью получения министерством финансов Нижегородской области необходимых объективных данных, характеризующих налоговую базу того или иного муниципального образования.