Механизм реализации программы "Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005-2010 гг." сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам программной проработки и направлениям решения актуальных проблем социально-экономического развития России, распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2001 г. № 800-р "О совершенствовании деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ Минэкономразвития России", распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р "Об утверждении программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.)", распоряжением Правительства Нижегородской области от 16 февраля 2002 г. № 100-р "О разработке среднесрочной программы социально-экономического развития Нижегородской области".
Функциональный механизм реализации Программы включает следующие элементы:
стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития хозяйственного комплекса области в целом, его важнейших отраслевых и межотраслевых комплексов);
экономические рычаги воздействия, включающие финансово-кредитный механизм Программы, ее материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;
повышение конкурентоспособности промышленности через введение инноваций и подготовку экономики области к вступлению России в ВТО;
региональный заказ как инструмент региональной промышленной политики;
адресную поддержку территорий через реализацию Адресной инвестиционной программы Нижегородской области и Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 г.)";
региональную программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии территорий области";
утверждение и реализацию "Организационных мероприятий по повышению зарплаты и денежных доходов населения Нижегородской области": поэтапное повышение размера тарифной ставки 1 разряда ЕТС до уровня прожиточного минимума;
разработку и реализацию областной межведомственной программы "Кадры 21 века";
развитие малого и среднего бизнеса, развитие туризма как значимой отрасли экономики области;
правовые рычаги влияния на экономическое развитие области (совокупность нормативных правовых документов федерального и регионального уровня, способствующих деловой и инвестиционной активности, а также регулирующих отношения федеральных, областных и отраслевых органов, заказчиков и исполнителей в процессе реализации мероприятий и проектов Программы).
Проведение законодательных и институциональных преобразований, обеспечивающих реализацию Программы, должно быть направлено на:
создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы;
защиту прав собственности, в том числе интеллектуальной, и улучшение корпоративного управления;
развитие института банкротства и защиту прав кредиторов;
выравнивание условий конкуренции и создание действенной антимонопольной политики;
дебюрократизацию экономики, которая заключается в упорядочении регулирующих функций государства, сокращении административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
повышение эффективности управления государственной собственностью;
развитие финансовой и инвестиционной инфраструктуры.
Перечень соответствующих законодательных и нормативных актов, направленных на формирование инвестопроводящей сети и стимулирование привлечения инвестиций в область, приводится в приложении 5.
Вопросы финансирования мероприятий Программы в очередном финансовом году будут решаться при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в отчетном периоде, что обеспечит необходимую информационно-аналитическую поддержку принятия решений для реализации Программы по годам с учетом:
- полноты и эффективности выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования средств, выделяемых на реализацию Программы;
- финансирования Программы по годам, источникам и направлениям расходов в сопоставлении с объемами, принятыми при утверждении Программы;
- объемов финансирования мероприятий Программы из федерального и областного бюджетов и внебюджетных источников.
Таким образом, в механизм реализации Программы закладывается определенный динамизм системы программных мероприятий, параметры которого определяются результатами мониторинга выполнения Программы и результатами ежегодных инвестиционных конкурсов подпрограмм и проектов. Это позволит обеспечить адаптивность Программы к изменениям внутренней и внешней среды, влияющей на экономику Нижегородской области.
Для осуществления Программы предусматривается использовать кредитно-денежный механизм, государственную контрактную систему на закупку и поставку продукции, налоговое законодательство, лизинг, целевые дотации и субсидии областного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" выбор исполнителей программных мероприятий, реализуемых с использованием бюджетных средств, будет осуществлен на конкурсной основе. Среди поставщиков оборудования предпочтение будет отдано отечественным производителям. Заказы на выполнение программных мероприятий размещаются государственным заказчиком на предприятиях и в организациях области посредством заключения государственных контрактов (договоров) по результатам конкурсов.
Наряду с мероприятиями по ресурсному обеспечению в Программе намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной активности в Нижегородской области. С точки зрения основополагающей для роста деловой и инвестиционной активности инвестиционной политики эти меры отражены в Программе стимулирования инвестиционной деятельности в Нижегородской области, предусматривающей: снижение рисков инвестирования на территории Нижегородской области; развитие управленческого сопровождения реализации приоритетных инвестиционных проектов; развитие и продвижение имиджа Нижегородской области на российском и международном уровне. С целью обеспечения наиболее полной реализации гарантийных, страховых и залоговых возможностей предприятий-участников Программы в области может быть создан консолидированный залоговый фонд предприятий области.