Основные направления действий органов власти | Принятые нормативные правовые акты | Основные результаты
| ||||
федерального уровня | регионального уровня | положительные результаты | нерешенные проблемы | |||
I. Социальная политика | ||||||
Здравоохранение: 1. Развитие рынка медицинских услуг, в т.ч. за счет развития сектора негосударственных учреждений. 2.Обеспечение гос. гарантий бесплатной медицинской помощи населению, формирование системы обязательного медицинского страхования (ОМС). 3. Борьба с социально-опасными болезнями, снижение уровня заболеваемости населения. | 1.Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". 2. Закон РФ "О медицинском страховании граждан в РФ", постановление Правительства РФ "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью". 3. ФЦП "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в РФ", ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". | 1. Распоряжение Правительства области "О плане основных мероприятий реализации задач, поставленных в 2004 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ", постановление "Об организации платных услуг мед. учреждениями населению НО". 2. "Программа гос. гарантий обеспечения граждан НО бесплатной мед. помощью", постановление "О создании в НО Территориального фонда ОМС". 3. Законы: "О профилактике наркомании и токсикомании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения НО". Распоряжение "О дополнительных мерах по предупреждению дальнейшего распространения эпидемии ВИЧ-инфекции на территории НО". РЦП: "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в НО"; "Вакцино-профилактика"; "О неотложных мерах по профилактике инфекционных заболеваний в НО на период 2004-2006 г.г.", "Детская гематология/онкология для НО на 2004-2008 г.г."; "Адресная лекарственная помощь гражданам НО, имеющим право на льготное обеспечение+ на период 2003-2005 г.г."; "Бронхиальная астма в НО" на 2003-2007 г.г. и др. | 1. В 2003 г. в области было оказано платных медицинских услуг на 1,4 млрд. руб. санаторно-курортных - 245 млн. руб. Доля платных услуг в общих расходах на здравоохранение за два последних года составила 7,3%. 2. Доля средств ОМС в общем объеме финансирования здравоохранения в 2003 г. составила 32,6%. 3. В 2003 г. по сравнению с 2002 г. снизился уровень заболеваемости: по инфекционно-паразитарным заболеваниям - на 15,6%, по туберкулезу - на 10,2%. | 1. Наблюдается высокий рост цен на платные медицинские услуги: в 2003 г. - на 30,5%, тогда как инфляция в целом - на 17,7%. Сокращается объем платных медицинских услуг: в 2003 г. в сопоставимых ценах - на 13,75%. 2. В расчете на 1 жителя расходы на здравоохранение в 2003 г. составили 1703 руб. или 86,3% от нормы, утвержденной Программой гос. гарантий. 3. По экспертным оценкам в наркологические учреждения обращаются лишь 1 из 10 больных. Число зарегистрированных ВИЧ инфицированных составило: в 1999 г. - 75 чел., в 2000 г. - 233, в 2001 г. - 911, в 2002 г. - 710, в 2003 г. - 423. | ||
Образование: Стабилизация и развитие образовательного комплекса области в новых социально-экономических условиях: 1. Развитие рынка услуг образования (в т.ч. за счет развития негосуд. сектора учреждений). 2.Лицензирование, аттестация, аккредитация учреждения на право ведения образовательной деятельности; завершение муниципализации сети образовательных учреждений. 3. Сохранение кадрового потенциала отрасли. 4. Завершение муниципализации сети образовательных учреждений. 5. Развитие системы летнего отдыха детей. 6.Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. 7. Поддержка талантливой молодежи. | 1-5. Закон РФ "Об образовании", постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", "Федеральная программа развития образования", ФЦП "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 - 2006 г.г." | 1. "Программа развития образования НО до 2005 г.". 2. Постановление Правительства области "О порядке передачи в муниципальную собственность объектов социальной сферы". 3. Закон области "О целевой контрактной подготовке педагогических работников НО". 4. Постановление Правительства области "О порядке передачи в муниципальную собственность объектов социальной сферы". 5. Программа "Лето" 6. Распоряжение Правительства области "О плане основных мероприятий реализации задач, поставленных в 2004 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ", "Программа развития образования НО до 2005 г.", РЦП "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003 - 2005 г.г.)". 7. Распоряжение Правительства области "Об участии в программе "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 г.г.". Областная программа "Научная смена" (на 2003-2006 г.г.). | 1-2. Все гос. образовательные учреждения областного бюджета и 87% муниципальных образовательных учреждений имеют лицензию на право ведения образовательной деятельности. 3. По целевой контрактной подготовке ежегодно в ВУЗах области обучается около 400 чел. 4. За 1996-2003 г.г. проведено реформирование сети детских садов: доля учреждений, находящихся на бюджетном ассигновании выросла с 78% до 90%; перепрофилированы пустующие сады под другие объекты соц. назначения. Произошли изменения сети общеобразоват. школ: число дневных школ сократилось в основном за счет закрытия неукомплектованных и находящихся в ветхом и аварийном состоянии; открыты и осуществляют образовательную деятельность новые виды учреждений - 14 гимназий и 14 лицеев. 5. Создана система отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи (охват составляет 70-80% детей и молодежи). 6. По программе в 2003 г. из областного бюджета выделены средства в размере 18 млн. руб., на которые закуплены 120 комплектов компьютерного оборудования, установленные в детских домах и учреждениях начального проф. образования. В Нижегород. Центре Федерации интернет-образования прошло обучение 2 тыс. учителей и администраторов системы образования. 7. На поддержку талантливой молодежи из областного бюджета в виде областных именных стипендий ежегодно выделяется около 2,5 млн. руб. | 1-2. В связи с резким недостатком средств бюджетов всех уровней и ухудшающимся состоянием материально-техническим состоянием базы ряд муницип. образоват. учреждений не может получить лицензию на право ведения образоват. деятельности. 3-4. Низкий уровень оплаты труда в сфере образования: в 2003 г. средняя зарплата составляла 58,1% от средней зарплаты по области. Сокращение числа педагогических работников: в 2003/2004 уч. г. по сравнению с пред. уч. г. число учителей уменьшилось на 4,1%, Отсутствие условий для закрепления выпускников ВУЗов по специальностям. Продолжающееся старение преподавательского состава образовательных учреждений. 5. Из-за недостатка финансирования устаревает материальная база загородных оздоровительных лагерей. 6. Учебно-материальная база образоват. учреждений устаревает: в 2003/2004 уч.г. 35,3% школ требовался капитальный ремонт. Недостаточное количество современной компьютерной техники в образовательных учреждениях, недостаточная пропускная спсобность каналов связи, слабая оснащенность лицензионным программным обеспечением. 7. Продолжается отток талантливой молодежи из системы высшего профессионального образования и науки. | ||
Социальная защита: 1. Обеспечение населения необходимым объемом социальных услуг. 2. Развитие сети социальных учреждений | 1-2. ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О государственной социальной помощи", ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ", ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЦП "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 г.г.", ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ФЦП "Молодежь России" (2001-2005 г.г.). | 1. Постановления по реализации на территории области ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ". РЦП: "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в НО"; "Ветераны и участники боевых действий"; "Ветераны и участники боевых действий"; "Дети-сироты"; "Старшее поколение"; "Улучшение положения семьи, женщин и детей на 2001 - 2003 г.г.", "Молодежь Нижегородской области"; Программа по социальной поддержке инвалидов на 2003-2005 г.г.", Областная межведомственная программа по улучшению положения многодетных семей в НО и др. 2. Закон области "Об адресной социальной помощи в НО". Распоряжения: "Об открытии муниципальных магазинов для обслуживания малообеспеченных граждан области"; "О социальных отделах аптек для оказания лекарственной помощи малообеспеченным гражданам". Постановление "Об утверждении Примерного положения о муниципальном центре социальной помощи населению". РЦП: "Жилье для ветеранов"; "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в НО" и др. | 1. В области сохранены все областные программы, направленные на адресную социальную поддержку нетрудоспособного населения, которые позволяют ежемесячно оказывать помощь около 40 тыс. граждан. 2. За 2002-2003 г.г. в области были введены в эксплуатацию: 2 детских дома; 2 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних. Открыты 2 дома-интерната, 2 дома милосердия, 1 областной санаторно-реабилитационный центр, 2 муниципальных центра социальной помощи населения. | 1. Сохраняется достаточно большая доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума: в 2003 г. - 22,9% от общей численности населения области. 2. Ограниченный уровень бюджетного финансирования социальных учреждений по сравнению с реальной потребностью сужает возможности оказания всех видов социальной помощи. | ||
Культура и искусство, спорт и туризм: 1. Сохранение и развитие сети учреждений культуры. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Развитие спорта и туризма | 1. ФЦП "Культура России" (2001-2005 г.г.), ФЗ "О библиотечном деле", ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России", ФЗ "О музейном фонде РФ и музеях в РФ". 2. ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ", ФЗ "О физической культуре и спорте в РФ", ФЦП "Развитие туризма в РФ" (1999-2005 г.г.), Концепция развития туризма в РФ на период до 2005 г. | 1. РЦП "Развитие музейного дела в НО, "Программа формирования и сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия НО на 2003 - 2005 г.г.", Программа привлечения инвестиций в кап. ремонт и реставрацию объектов недвижимости гос. собственности НО на 2003-2005 г.г.". 2. Постановление "О мерах по развитию физической культуры и спорта НО", "Программа развития въездного и внутреннего туризма на 2000-2005 г.г.", Программа "Развитие физической культуры и спорта в НО на 2002 - 2005 г.г.". | 1. В результате реализации программы "Формирование и содержание библиотечных фондов+на 2003-2005 г.г." создано 6 модельных компьютерных библиотек; дополнительно стали оказываться новые информационные услуги в 25 районных ЦБС. По программе "Развитие музейного дела+на 2003-2005 гг" приобретено оборудование для 10 музеев. 2. В 2003 г. число занимающихся в секциях и группах физкультурно-спортивной направленности по сравнению с 2002 г. увеличилось на 10% и составило 295,3 тыс. чел. В 2003 г. число спортивных сооружений увеличилось на 4%. | 1. Наблюдается значительный моральный и физический износ материальной базы учреждений культуры. 2. Износ материальной базы санаторно-курортной сферы, недостаточно развита туристская инфраструктура, низкий уровень сервисного обслуживания, отсутствие интегрированности субъектов нижегородской туриндустрии в единое информационное туристское пространство. | ||
Трудовые отношения и занятость: 1. Развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений 2. Содействие в трудоустройстве населения, защита от безработицы 3. Охрана труда | 1. Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений", Ген. Соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002-2004 г.г. 2. Трудовой кодекс РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", 3. ФЗ "Об основах охраны труда в РФ", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Постановление Правительства РФ "О гос. надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда". | 1. Закон "О социальном партнерстве", Региональное трехстороннее Соглашение между облсовпрофом, объединениями работодателей и Правительством НО. 2. Областная целевая программа "Содействия занятости населения НО на 2004-2007 г.г.", "Программа содействия развитию персонала на производстве НО до 2005 г.", Программа развития системы проф. ориентации и психологической поддержки населения НО на 2000-2005 г.г. 3. Закон "Об охране труда", "Программа улучшения условий и охраны труда в организациях НО на 2004-2006 г.г.", Концепция обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях НО (1997-2005 г.г.). | 1. В 2001-2003 г.г. реализовывалось региональное трехстороннее Соглашение между Правительством области, областным объединением организаций "Облсовпроф" и объединениями работодателей, в котором были установлены минимальные величины тарифных ставок. Принимаемые меры способствовали росту заработной платы (с 2574,5 руб. в 2001 г. до 4512,3 руб. в 2003 г.) и росту покупательской способности населения (соотношение среднедушевого дохода и бюджета прожиточного минимума населения увеличилось с 177,2% в 2001 г. до 191,6% в 2003 г.). 2. Число безработных снизилось с 13,6 тысяч человек в 2002 г. до 13,5 тысяч человек в 2003 г. 3. В 1996-2003 г.г. наблюдалось снижение уровня производственного травматизма с 4,8 пострадавших на 1 тыс. работающих до 3,0 пострадавших. | 1. Во многих отраслях экономики сохраняются задержки выплат заработной платы и низкий уровень оплаты труда. Наблюдаются устойчивые межотраслевые различия в оплате труда. В сфере малого и среднего бизнеса сохраняется низкий охват работающих по коллективным договорам. 2. Территориальная дифференциация рынков труда по уровню безработицы: уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января 2004 г. в среднем по области - 0,73%, в Ветлужском районе - 2,1%, Воскресенском - 2%, Кр.Баковском - 2%. 3. На предприятиях частной и иностранной формы собственности наблюдается высокий уровень травматизма: в 2003 г. - 3,9 и 4,9 человека на 1 тыс. работающих, соответственно (в среднем по области - 3 чел.). | ||
II. Модернизация экономики | ||||||
Промышленность: 1. Реформирование отношений собственности, программное развитие отрасли. 2. Повышение инвестиционной привлекательности и эффективности деятельности промышленных предприятий | 1. "Программа социально-экономического развития РФ на 2003-2005 г.г.", ФЗ "О финансово-промышленных группах", ФЗ "О приватизации гос. и муниципального имущества", Прогнозный план (программа) приватизации фед. имущества на 2003 г. 2. Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, Постановление Правительства РФ "О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности", Закон РФ "О науке и государственной научно-технической политике". | 1. Закон области "О промышленной политике", Прогнозный план приватизации гос. имущества НО в 2002-2003 г.г., "Программа развития легкой промышленности на 2001-2005 г.г.". 2. "Об утверждении Программы развития свободных экон. зон в НО", Закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории НО", Постановление "Об утверждении Основных направлений пром. политики НО на 2003-2005 г.г.". Программа "Инновации и высокие технологии в промышленности НО на период 2003-2005 г.г.". | 1. В настоящее время около 60% промышленных предприятий имеют частную форму собственности. 2. В области наблюдается тенденция роста инвестиций в основной капитал: в 2001 г. - 114,1%; в 2002 г. - 134,5%; в 2003 г. - 101,4%. | 1. Существует зависимость большого количества пром. предприятий области от одного предприятия-гиганта, находящегося в частной собственности. Например, от финансово-экономической ситуации на ОАО "ГАЗ" зависят около 130 предприятий региона. 2. Большое количество предприятий не имеют средства на обновление производственных фондов. Это, прежде всего, легкая промышленность, часть предприятий машиностроения и нефтехимического комплекса. Сохраняется высокая доля убыточных предприятий: 2000 г. - 34,6%, 2001 г. - 32,7%, 2002 г. - 45,5%, 2003 г. - 37%. | ||
Топливно-энергетический комплекс: 1. Повышение энерго-эффективности экономики. 2. Погашение задолженности перед энергоснабжающими и газоснабжающими организациями | 1-2 Энергетическая стратегия России до 2020 г., ФЗ "Об электроэнергетике", ФЦП "Энергоэффективность экономики" на 2002-2005 г.г., ФЗ "Об энергосбережении", ФЗ "О газоснабжении в РФ", "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". | 1. Закон "Об энергосбережении", Постановление "О порядке финансирования работ по реконструкции и восстановлению ветхих электросетей", Программа мероприятий использования местных, нетрадиционных и возобновляемых энергоресурсов на период 2001-2010 г.г., 2. Соглашение с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Нижновэнерго", Постановление "О состоянии электро- и газоснабжения в области". | 1. В рамках ФЦП "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 г.г. проводятся работы по внедрению энергосберегающих мероприятий и переходу бюджетных и муниципальных котельных на природный газ. В результате проведенных работ в 2003 г. высвобождено жидкого мазутного топлива на сумму 27 млн.руб. и каменного угля на 11 млн.руб., сэкономлено около 10 тыс.тонн условного топлива. 2. В результате подписания Соглашения с РАО ЕЭС России региону удалось избежать энергетического кризиса в период отопительных сезонов. | 1. Высокий износ энергетических мощностей. Высокий уровень загруженности и износа газораспределительных станций. 2.Наблюдаются задолженность муниципальных образований за электрическую и тепловую энергию, газ. | ||
Агропромышленный комплекс: 1. Формирование сельхозпредприятий новых форм собственности. 2. Программное развитие отрасли Привлечение финансовых средств для развития отрасли. 3. Развитие земельных отношений | 1. ФЗ "О сельскохоз. Кооперации", Постановления Правительства РФ "О гос. поддержке развития фермерства и других субъектов МП в сельском хозяйстве", ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" 2. ФЗ "О гос. регулировании АПК", Постановление Правительства РФ "О совершенствовании кадрового обеспечения АПК", ФЦП "Повышение плодородия почв России на 2002 - 2005 г.г.", ФЗ "О финансовом оздоровлении с.-х.. товаро-производителей", ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для гос. нужд". 3. Земельный кодекс РФ, Закон РФ "О плате за землю", ФЗ "О гос. земельном кадастре", "О разграничении гос. собственности на землю", ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". | 1. Программа развития интеграционных процессов в АПК НО на 2000-2001 г.г.", Концепция управления земельными ресурсами в НО. 2. Программа развития АПК НО до 2005 г., "Программа кадрового обеспечения АПК области на 2001-2005 г.г.", Закон "О целевом бюджетном фонде НО по поддержке АПК", "Об утверждении Порядка реализации программы реструктуризации долгов предприятий АПК перед бюджетами всех уровней и гос. внебюджетными фондами". 3. Законы: "О землеустройстве", "О разграничении гос. собственности на землю в НО"; "О разграничении гос. собственности на землю в НО"; "Об индексации и применении ставок земельного налога на территории НО в 2003 г."; "О нормах предоставления земельных участков на территории НО"; "Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного назначения в НО". | 1. На 1 января 2004 г. число фермерских хозяйств составило 3033. В области созданы и функционируют более 20 интеграционных структур, более трети сельскохоз. предприятий вовлечены в интеграционные процессы. 2.Финансовая поддержка предприятий АПК включает: возмещение части затрат по краткосрочным и долгосрочным кредитам; сельскохозяйственное страхование; компенсация части стоимости минеральных удобрений; поддержка племенного дела в животноводстве; компенсация затрат на приобретение техники и запасных частей. 3. В области произведена кадастровая оценка земли, установлены базовые ставки с коэффициентами, учреждена агропромышленная биржа. | 1. Вклад фермерского хозяйства в сельскохозяйственном производстве пока очень мал - около 1%. 2.Слабая материально-техническая база АПК: обеспеченность по тракторам в 1,5 раза ниже норматива; по зерноуборочным и кормоуборочным комбайнам в 2 раза; около 80% их эксплуатируется за пределами сроков амортизации. Сохраняется диспаритет цен - цены на сельскохоз. продукцию ниже цен на промышленные товары. 3. В области не определен принцип ведения сельскохоз. оборота земель, исходящий из общерегиональных интересов. | ||
В сфере поддержки и развития малого предпринимательства: 1. Создание благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности 2. Создание инфраструктуры поддержки малого бизнеса | 1-2. ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", гл. НК РФ "Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности", ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", Постановление Правительства РФ "О Федеральном фонде поддержки МП". | 1. Закон "О гос. поддержке малого предпринимательства в НО", закон "О ЕНВД для отдельных видов деятельности", распоряжение "О мерах по преодолению административных барьеров при развитии предпринимательства и упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности малого предпринимательства НО", "Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства в НО на 2004-2005 г.г.". 2. Распоряжение "О вопросах гос. Фонда поддержки МП НО", постановление "О порядке реализации предпринимательских проектов", распоряжение "О создании гос. Фонда развития субъектов МП АПК и сельской инфраструктуры", постановление "О частичном возмещении процентной ставки по кредитам коммерческих банков на поддержку малого предпринимательства и предприятий бытового обслуживания". | 1. В настоящее время в области действуют более 100 тыс. субъектов малого предпринимательства, из которых 18,4 тыс. малых предприятий и более 85 тыс. индивидуальных предпринимателей без образования юр. лица. За 2003 год малыми предприятиями выпущено товаров и услуг на сумму 62,9млрд. руб. с ростом к 2002 г. на 49,5% (по данным НОКГС). 2.Существующая инфраструктура поддержки малого предпринимательства области состоит из более 50 субъектов поддержки предпринимательской деятельности: фонды поддержки малого предпринимательства, в т.ч. ГУ "Фонд поддержки малого бизнеса области"; лизинговые компании; дома малого бизнеса; учебно-деловые центры; консалтинговые центры; некоммерческие партнерства; ассоциации предпринимателей. Открыт Центр развития предпринимательства области. | 1. Развитию малого предпринимательства мешает много проблем, основные: высокий износ ОФ; высокие процентные ставки по кредитам; слабая защищенность от криминальных структур; излишняя бюрократия в таких областях, как процедура регистрации предприятий, лицензирование, выделение помещений. 2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса пока слабо развита, во многих городах и районах области она вообще отсутствует. | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство: 1. Развитие рынка услуг ЖКХ. 2. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг населением | 1. Жилищный кодекс РФ, ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 г.г.", Указ Президента РФ "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту гос. и муницип. жилищных фондов", Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики", Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ, ФЗ "Об ипотеке". 2. Постановление Правительства РФ "О федеральных стандартах оплаты жилья и ком. Услуг и порядке возмещения расходов на кап. Ремонт жилья на 2005 г.", Постановление Правительства РФ "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", Постановление Правительства РФ "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг". | 1. Распоряжения "О развитии конкуренции при предоставлении ЖКУ", "О развитии конкуренции в сфере управления жилищным фондом", Программа развития ЖКХ НО на 1997-2003 г.г., "Программа ипотечного жилищного кредитования населения НО". 2. Указ Губернатора "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", "О внедрении адресного субсидирования населения НО по оплате ЖКУ", Постановление "О мерах по реализации единой тарифной политики в ЖКХ НО". | 1-2. В 2003 г. уровень фактических платежей граждан в целом по всем видам представляемых услуг по области составил 88,3% от их стоимости. Наиболее социально незащищенным гражданам предоставляются субсидии и льготы по оплате ЖК. В 2003 г. получили субсидию 287,6 тыс. семей на сумму 1095,5 млн. руб. | 1-2. Надежность работы систем коммунального хозяйства низкая. В области нуждается в замене около 30% уличной водопроводной сети, около 40% - канализационной сети, около 12% - тепловых сетей. Качество предоставляемых ЖКУ остается на низком уровне: около 50% обращений составляют жалобы на некачественное обслуживание жилых помещений. Высокий уровень оплаты ЖКУ и значительный рост тарифов (за 2002-2003 г.г. - в 2,4 раза) отрицательно сказываются на благосостоянии населения области, особенно для низкодоходных слоев населения. | ||
Транспорт и связь: 1.Развитие рынка транспортных услуг и услуг связи. 2.Развитие инфраструктуры транспорта и связи. | 1."Программа структурной реформы на ж.-д. транспорте", "О лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", "О лицензировании перевозочной и другой деятельности на железнодорожном транспорте", ФЗ "О связи", ФЗ "О почтовой связи", Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи". 2. Соглашение о международном транспортном коридоре "Север-Юг", ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 г.г.)", ФЦП "Юг России". | 1. Постановление "Об организации пас. перевозок частными автобусами на терр. НО", "Программа стимулирования инвестиционной деятельности в НО до 2005 г.", закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории НО", Программа организации работы наземного пассажирского транспорта на период 2003 - 2006 г.г., областная программа "Повышение безопасности дорожного движения в НО на 2003-2004 г.г.", постановление "О развитии средств электросвязи НО на 2002-2006 г.г.". 2. Областная межотраслевая программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в НО в 2002-2006 г.г.", Соглашение между Министерством транспорта РФ и Правительством области о взаимодействии в сфере обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития транспортного комплекса области на 5 лет. | 1. Число работающих на предприятиях малого бизнеса в сфере транспорта возросло с 4 тыс. чел. 568 в 2001 г. до 6,9 тыс. чел. в 2003 г. Связь является наиболее динамично развивающейся отраслью: в 2003 г. объем услуг связи, оказанных населению (в расчете на 1 жителя) возрос по сравнению с 2002 г. на 33,9%. 2. В 2002-2003 г.г. построено около 80 км автомобильных дорог, введен в эксплуатацию железнодорожно-автомобильный вокзал на станции Пижма. Введены в эксплуатацию АТС на 168 тыс. номеров, 2 волоконно-оптические линии связи, автоматическая междугородняя телефонная станция на 10890 каналов. | 1.Недостаточный платежеспособный спрос населения, старение автобусного парка, высокие цены на топливо. Недостаточная телефонизация в сельской местности. Снижение объема услуг почтовой связи. 2. Недостаток финансовых средств у предприятий на обновление парка машин, высокая стоимость автомобилей. | ||
Торговля: 1. Развитие потребительских рынков, регулирование деятельности предприятий розничной торговли. 2. Контроль за качеством продукции | 1. Закон "О защите потребителей", Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в РФ" (1, "Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков РФ на 1998-2005 г.г.", Закон РФ "О потребительской кооперации". 2. Закон РФ "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", Постановление Правительства РФ "О мерах по защите потребительского рынка РФ от проникновения некачественных импортных товаров", ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Постановление Правительства РФ "О гос. регулировании цен на лекарственные средства". | 1. Распоряжение "О возрождении системы торгово-закупочного обслуживания сельского населения НО", распоряжение "О развитии потребительской кооперации и взаимодействии органов МСУ с органами потребительской кооперации НО", постановление "Об организации льготного кредитования организаций потребительской кооперации", Программа развития бытового обслуживания населения в Нижегородской области на 2003-2005 г.г., постановление "О положении дел в сфере торговли области и поддержке сети дешевых продуктовых магазинов", постановление "Об утверждении Типовых правил работы рынков и торговых площадок на территории НО". 2. Постановление "О работе органов МСУ по развитию конкуренции и защите прав потребителей", распоряжение "О Программе защиты прав потребителей НО на 2001-2003 г.г.", Программа повышения качества и безопасности продуктов питания и пищевого сырья. | 1. Положение на потребительском рынке области остается стабильным и характеризуется высоким уровнем товарной насыщенности. В 2003 г. РТО в области составил 92 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 7,7 % выше 2002 г. 2. Структурными подразделениями по защите прав потребителей органов МСУ ежегодно проводится более 20 тысяч проверок ХС, рассматривается более 40 тысяч обращений и заявлений граждан. | 1. Низкая покупательская способность населения препятствует развитию потребительского рынка: в 2003 г. 22% населения региона имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. 2. Низкая конкурентоспособность товаров регионального производства в условиях роста импортных товаров. Несмотря на принимаемые меры, состояние торговых мест на торговых и пищевых рынках области нередко имеет антисанитарное состояние, наблюдаются отступления от норм сохранности продовольственных товаров. |