Формирование межбюджетных отношений на 2006 год будет проводиться в рамках реформирования местного самоуправления Российской Федерации и в соответствии с законами "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" и "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области".
До 1 января 2006 года должно быть осуществлено четкое разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями власти Нижегородской области; определен перечень бюджетных учреждений, передаваемых и принимаемых от других уровней бюджетной системы.
Межбюджетные отношения органы государственной власти Нижегородской области будут строить с органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления муниципальных районов будут строить межбюджетные отношения с органами местного самоуправления поселений. Законом области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются полномочиями органов государственной власти Нижегородской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета Нижегородской области с целью выравнивания, исходя из численности жителей, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений Нижегородской области по осуществлению их полномочий по решению вопросов местного значения.
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области" установлены единые для всех органов местного самоуправления и на долговременной основе нормативы отчислений от налоговых и неналоговых доходов.
Из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области финансовая помощь будет предоставляться в следующих формах:
- дотации из областного фонда финансовой поддержки городских округов;
- дотации из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);
- субвенции из областного фонда компенсаций на исполнение переданных органам местного самоуправления законами Нижегородской области отдельных государственных полномочий, на исполнение полномочий в области общего образования и полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям;
- дотации из фонда реформирования муниципальных финансов.
Объем средств для выравнивания поселений из областного бюджета будет определен в размере 0,5% от объема собственных доходов областного бюджета и поделен на дотации для городских округов и субвенции из фонда компенсаций для муниципальных районов на выравнивание поселений.
Областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) будет сформирован в объеме, эквивалентном 12 процентов от объема собственных доходов (налоговых и неналоговых доходов областного бюджета Нижегородской области с учетом дотаций из федерального бюджета).
Распределение фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) будет осуществляться согласно методике, принятой Законом области "О межбюджетных отношениях в Нижегородской области". В 2006 году 60% фонда будет направлено на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и распределяться по формуле, учитывающей различия в развитии налоговой базы муниципальных районов (городских округов) (индекс налогового потенциала), а также различия в стоимости предоставления бюджетных услуг (индекс бюджетных расходов). При расчете индекса бюджетных расходов учитывается численность потребителей бюджетных услуг по учтенному кругу отраслей, различия в стоимости предоставления коммунальных услуг, различия в численности и плотности населения муниципальных районов (городских округов).
Вторая часть (40%) областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) распределяется между муниципальными районами (городскими округами), объем расчетных доходов которых, с учетом распределения областного фонда финансовой поддержки поселений, областного фонда компенсаций, в части предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов на исполнение государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, и первой части областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), ниже прогнозируемого объема их расходов в планируемом году.
Субвенции из областного фонда компенсаций будут предоставлены на исполнение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий:
- полномочий в области общего образования;
- полномочий по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям;
- полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по воспитанию и обучению детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях;
- полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства;
Объем субвенций и распределение средств на исполнение переданных полномочий будет определяться в соответствии с законами области.
Дотации из фонда реформирования муниципальных финансов. С целью участия в конкурсе на получение средств из федерального Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов в областном бюджете на 2006 год будет предусмотрен Фонд реформирования муниципальных финансов. Использование средств Фонда будет направлено на реализацию программ реформирования муниципальных финансов, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, реализацию социально значимых мероприятий и проектов.
В целях оказания финансовой поддержки местных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, а также реформирования местного самоуправления в составе расходов областного бюджета образуются дотации на осуществление мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Распределение средств будет производиться с учетом реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и изменений налогового и бюджетного законодательства.
Начиная с 2006 года, бюджет закрытого административно-территориального образования г.Саров включается в консолидированный бюджет Нижегородской области и будет учитываться при распределении финансовой помощи из областного бюджета по общей методике. Средства, поступающие из федерального бюджета на финансовую поддержку г.Саров, будут передаваться по целевому назначению в бюджет г.Саров.