ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2005 года № 199
В целях разработки проекта бюджета Нижегородской области на 2006 год, проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2006 год" и представления его в Законодательное Собрание Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год и на перспективу до 2008 года.
2. Министерству финансов Нижегородской области:
2.1. Провести формирование консолидированного и областного бюджетов Нижегородской области на 2006 год в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год в срок до 10 сентября 2005 года.
2.2. Провести совместно с министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области уточнение основных бюджетообразующих показателей муниципальных образований области на 2006 год с учетом итогов I полугодия текущего года в срок до 10 сентября 2005 года.
2.3. Провести с органами местного самоуправления Нижегородской области сверку исходных данных, используемых для формирования межбюджетных отношений на 2006 год, в срок до 10 сентября 2005 года.
3. Рекомендовать главам местного самоуправления Нижегородской области провести формирование местных бюджетов в соответствии с Концепцией бюджетной и налоговой политики, формирования межбюджетных отношений в Нижегородской области на 2006 год.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. Губернатора В.В. Клочай
Концепция бюджетной и налоговой политики, формирования
межбюджетных отношений в Нижегородской области
на 2006 год и на перспективу до 2008 года
(далее - Концепция)
Основной задачей бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на ближайшие годы остается повышение благосостояния и сокращение уровня бедности населения Нижегородской области. Решение этой задачи возможно через осуществление комплекса мер по обеспечению роста доходов бюджета области, повышение конкурентоспособности экономики Нижегородской области, обеспечение социальной помощи нуждающимся.
Бюджетная политика области в 2006 году в первую очередь будет направлена на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. В 2006 году будет продолжена реформа бюджетной политики, начатая в 2005 году. Реформа бюджетной политики направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, переход от финансирования существующей сети бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, призвана исключить возможность принятия решений, увеличивающих бюджетные обязательства нижестоящих бюджетов без соответствующей передачи доходных полномочий.
Реформа бюджетной политики будет проведена параллельно с реформой местного самоуправления и межбюджетных отношений. Предпосылки для проведения этих реформ созданы в 2005 году. Принято и подготовлено к принятию значительное количество областных законов и нормативных правовых актов, направленных на совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Нижегородской области, методик распределения финансовой помощи между муниципалитетами.
Бюджетная и налоговая политика в 2006 году и на перспективу до 2008 года направлена на решение следующих задач.
Увеличение налогового и неналогового потенциала Нижегородской области:
- максимальное использование органами государственной власти возможностей применения налогового законодательства в части своих полномочий;
- взаимодействие с бюджетообразующими организациями на этапе бюджетного планирования.
Обеспечение стопроцентной собираемости налогов во все уровни бюджетной системы Нижегородской области:
- реализация механизма реструктуризации задолженности организаций;
- активизация работы с крупными налогоплательщиками, мониторинг их платежной и финансовой дисциплины.
Расширение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций:
- стимулирование организаций, наращивающих налогооблагаемую базу за счет инвестиций и направляющих средства в экономику Нижегородской области.
Создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики:
- стимулирование органов местного самоуправления, обеспечивших проведение реформы бюджетной политики;
- формирование реестров расходных обязательств с целью отмены и изменения нормативных правовых актов, устанавливающих необеспеченные финансированием расходные обязательства;
- повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами;
- построение бюджета на 2006 и последующие годы с выделением бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
- совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- сохранение установленных приоритетов бюджетных расходов на 2006 год: реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, установленных нормативно-правовыми актами Нижегородской области, поддержка материнства и детства, проведение профилактики туберкулеза, наркомании (борьба с ней), развитие физической культуры и спорта, газификация городов и районов области.
Оптимизация государственного и муниципального долга Нижегородской области в части стоимости и сроков заимствований.
За основу формирования доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год будут взяты основные параметры социально-экономического развития области, прогнозируемые на 2006 год.
Дополнительно будут использованы данные статистической отчетности за предыдущие годы, сведения налоговых органов о налогооблагаемой базе, начисленных и поступивших суммах доходов в консолидированный бюджет Нижегородской области и областной бюджет, информации отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти области о деятельности и перспективах развития курируемых ими отраслей.
По предварительной оценке министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области среднегодовой индекс потребительских цен составит в 2006 году 110,8%, в 2007 году - 107,9 процентов, в 2008 году - 106,5.
Формирование доходной части бюджета Нижегородской области на 2006 год будет производиться с учетом планируемых на федеральном уровне изменений налогового законодательства на 2006 год и мер по увеличению доходов бюджета области, принимаемых на уровне Правительства области и органов местного самоуправления области.
Налоговая система в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, достижение справедливости, прозрачности и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные с либерализацией налогового бремени уже осуществлены.
Тем не менее отдельные изменения налогового и бюджетного законодательства по-прежнему будут оказывать существенное влияние на формирование доходной части бюджета области на перспективу 2006-2008 годы.
Изменения коснутся налога на прибыль. Сохранится курс на либерализацию налогового бремени по данному доходному источнику. В частности, приняты отдельные изменения, расширяющие перечень расходов, относящихся на себестоимость: изменение с 30% до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков, полученных в предшествующих периодах; введение "амортизационной премии" в виде отнесения на расходы и учета при исчислении налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10 процентов стоимости основных фондов.
Значительные изменения в 2006 году произойдут в порядке налогообложения акцизов:
- отменяется налоговый режим акцизного склада в отношении алкогольной продукции - оптовые организации не будут являться плательщиками акцизов;
- предполагается внесение изменений в распределение акцизов на алкогольную продукцию свыше 9% по принципу распределения акцизов на нефтепродукты, в соответствии с установленными законодательством критериями и нормативами распределения между субъектами РФ.
С учетом прогнозируемого уровня инфляции осуществляется ежегодное индексирование специфических ставок акцизов. В 2006 году увеличатся ставки акцизов: на спирт - на 10%; на вино - 17,9%; на алкогольную продукцию и пиво - на 9%.
Кроме того, установлена ставка акциза по прямогонному бензину на уровне ставки по бензину автомобильному с октановым числом до "80" включительно.
По специальным налоговым режимам: предусматривается увеличение объема доходов, дающего право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 млн. руб. в год), расширение перечня расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы.
С 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимое имущество жилищного фонда. Налог на недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
С отменой в 2006 году налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, внесены некоторые изменения в порядок налогообложения по налогу на доходы физических лиц: имущество, облагаемое налогом при дарении, будет облагаться налогом на доходы физических лиц. При этом доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками.
С 2006 года изменяется порядок исчисления земельного налога в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Установление ставок земельного налога становится прерогативой органов власти поселений и городских округов.
Реформирование земельного налога, как одного из крупнейших среди платежей за природные ресурсы и значительного дохода местных бюджетов, вызвало необходимость консолидации усилий органов государственной власти, местного самоуправления и других субъектов земельных отношений. Для сглаживания последствий перехода на новую форму исчисления с 2006 года земельного налога (от кадастровой стоимости) в максимально короткий срок необходимо создать исчерпывающий реестр земельных участков и их собственников вплоть до уровня поселений. При этом с целью сохранения на первом этапе достигнутого уровня поступлений земельного налога, а на дальнейшую перспективу его роста, необходим максимальный учет незадействованных ранее в хозяйственном обороте земель, а также земель, фактически используемых и "ушедших" из-под налогообложения.
В результате планируемых изменений налогового и бюджетного законодательства область может дополнительно получить около 1 млрд. рублей доходов.
С приданием нового смысла понятию "налогового администрирования" необходимо разработать систему мер, усиливающих ответственность каждого администратора за полноту, правильность и своевременность поступления администрируемых ими платежей.
Налоговым органам и администраторам налогов и сборов необходимо выстроить с налогоплательщиками работу по укреплению "налоговой дисциплины", созданию условий, способствующих увеличению налоговых отчислений в бюджет области, отказу плательщиков от использования схем, приводящих к сокрытию и оптимизации налогов, выводу налоговых платежей в другие регионы.
Законотворческая работа должна получить свое развитие и быть ориентирована на оптимизацию механизма функционирования хозяйствующих субъектов в особых экономических зонах.
По-прежнему значительное место будет отводиться регулированию вопросов управления государственной собственностью области.
Главное место в вопросах собственности будет отводиться упорядочиванию арендных отношений на землю и на объекты нежилого фонда - как основных источников доходов от использования собственности. Обеспечение единства и последовательного развития методологической базы для исчисления ставок арендной платы должно обеспечить рост этих источников. Кардинального пересмотра потребует методология исчисления арендной платы за землю, что обусловлено изменением в исчислении земельного налога.
Необходимо довести до максимального упрощения и прозрачности процедуры оформления прав собственности на землю и иного землепользования, обеспечив тем самым приток внешних инвестиций.
На ближайшую перспективу необходимо провести работу по совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам земельных отношений в Нижегородской области, обеспечив при этом максимальную доступность инвесторов к реестру свободных земель и эффективное использование земельных участков.
В условиях разграничения государственной собственности на землю, в целях избежания потерь бюджета области от изменения в пользу федерального бюджета зачисления арендных платежей особое внимание следует уделить определению критериев целесообразности приобретения земель в собственность области, а также созданию преференций для организаций, выкупающих землю в собственность и переходящих на уплату земельного налога.
При реформировании государственных предприятий следует исходить из реальной возможности их интеграции в экономические процессы области, а также из их потенциальной способности обеспечивать отдельные функции государства.
В условиях сокращения объема полномочий субъектов Российской Федерации, дающих возможность увеличивать собственную доходную базу, необходимо в полной мере задействовать оставшиеся из них, в частности, в сфере регулирования ставок региональных налогов: транспортного налога, налога на игорный бизнес, земельного налога, налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства.
Развитию собственной доходной базы должно способствовать неуклонное исполнение разработанных и утвержденных мероприятий по развитию налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области на перспективу до 2007 года с последующим их совершенствованием.
С учетом положительного опыта прошлых лет необходимо расширять спектр стимулирующих факторов, направленных на укрепление и расширение производственного потенциала организаций области, изыскивать новые формы стимулирования плательщиков, предусматривая в том числе стимулирование создания новых производств на длительную перспективу.
Одним из действенных механизмов реализации этой задачи может стать работа, проводимая на уровне органов государственной власти и местного самоуправления по привлечению в область инвесторов через систему заключения инвестиционных соглашений, создания в области условий и преференций, привлекательных для развития инвестиционных процессов.
В качестве одного из факторов следует рассматривать реализацию механизма предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, предусмотренного Налоговым кодексом Российской Федерации. В этой связи также целесообразно рассмотреть возможность реструктуризации кредиторской задолженности на пользователей автомобильных дорог.
Необходимо развивать положительно зарекомендовавшую себя практику стимулирования органов местного самоуправления, обеспечивающих плановые бюджетные назначения.
С целью определения причин изменения налогооблагаемой базы, выявления предпосылок к умышленному банкротству и своевременного принятия мер к его недопущению следует обеспечить всеобъемлющий мониторинг финансовых и экономических показателей субъектов среднего и крупного предпринимательства.
Формирование расходной части местных бюджетов на 2006 год будет проведено с учетом реформы местного самоуправления и межбюджетных отношений. Расходная часть областного и консолидированного бюджетов будет строиться с учетом возможности доходной части бюджетов.
При формировании расходной части областного и местных бюджетов на 2006 год будут применены следующие подходы.
За основу формирования расходов бюджетов городов и районов области будут взяты прогнозы расходов их бюджетов на 2005 год. Из общей суммы расходов бюджетов городов и районов будут пересчитаны расходы на заработную плату с начислениями работникам бюджетной сферы, на коммунальные услуги по бюджетной сфере, на вновь вводимые муниципальные учреждения социальной сферы, на выполнение полномочий, которые с 2006 года будут финансироваться из областного бюджета, на расходы, осуществляемые за счет субвенций из областного бюджета на обеспечение образовательного процесса, на предоставление гражданам субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг. Остальные расходы будут проиндексированы на плановый уровень инфляции. Отдельные статьи расходов останутся на уровне 2005 года, исходя из возможности доходной части бюджетов.
Нормативы бюджетного финансирования будут применены только по отдельным позициям:
- стандарт стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м. общей площади жилья в месяц;
- лимиты потребления тепло- и электроэнергии по учреждениям бюджетной сферы;
- нормативы по государственному и муниципальному управлению, утвержденные постановлением Правительства Нижегородской области от 09.10.2002 № 265;
- при расчете расходов на вновь вводимые учреждения социальной сферы будут применены нормативы, действующие в 2003 году с учетом индексации.
Фонд оплаты труда работникам бюджетной сферы и аппарата управления будет рассчитан с учетом пятипроцентной экономии на вакансии и больничные листы.