НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 5 марта 2004 года № 16-З
(с изменениями на 7 июня 2006 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 30.04.2004 № 33-З
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З
------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 29 января 2004 года
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы".
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Г.М. Ходырев
Нижний Новгород
5 марта 2004 года
№ 16-З
Областная целевая программа
"Содействие занятости населения
Нижегородской области
на 2004-2007 годы"
(далее Программа)
Наименование Программы | Областная целевая программа "Содействие занятости населения Нижегородской области" на 2004-2007 годы |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 15), распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 июля 2003 года № 371-р |
Заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (далее - Департамент), министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций, министерство образования и науки, департамент труда министерства труда и социальной защиты Нижегородской области, Нижегородский областной комитет государственной статистики. |
Основные исполнители Программы | Департамент, районные (городские) центры занятости населения, органы местного самоуправления, работодатели |
Основные цели и задачи Программы | Создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой. |
Сроки реализации Программы | В течение 2004-2007 годов |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2004-2007 годах 1 825 928,9 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 386 094,2 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: |
Контроль за реализацией Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Областная целевая программа "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 года № 10-ФЗ) и "Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 ноября 2000 года № 83 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения", распоряжением Правительства Нижегородской области от 1 июля 2003 года № 371-р "О разработке программы содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы".
Разработка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2004-2006 годы, прогнозной оценки состояния рынка труда как в целом по области, так и по каждому району, а также с учетом предложений областных организаций, в компетенцию которых входят различные аспекты регулирования рынка труда и содействия занятости населения.
Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов; развитие профессиональной ориентации населения; ослабление негативного влияния на занятость структурных сдвигов в экономике на основе совершенствования форм и методов подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых с предприятий работников; обеспечение социальной поддержки безработных. Программа финансируется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также за счет средств работодателей.
Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости населения, которая реализовывалась в Нижегородской области в предыдущие годы.
Перечень терминов, используемых в настоящей Программе
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.
Безработный - по законодательству Российской Федерации неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке службой занятости населения.
Временная занятость - временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы.
Временная работа - работа, предоставленная на ограниченный период времени или для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняются их рабочие места.
Впервые ищущие работу - лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.
Высвобождение (массовое) рабочей силы - одновременное увольнение большой группы людей (свыше 30 процентов) с одного предприятия по причинам экономического, технологического или структурного характера. Как правило, имеет негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.
Занятые - лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
выполняли работу по найму за вознаграждение, а также иную, приносящую доход, работу самостоятельно или у отдельных граждан;
временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, обучения, переподготовки и др.;
выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.
Информатизация службы занятости - процесс внедрения в сферу занятости современных информационных технологий.
Квотирование рабочих мест - целевое выделение части вакантных рабочих мест для замещения представителями групп населения, особо нуждающихся в социальной защите с точки зрения рынка труда.
Миграция - передвижение населения на длительное время по территории с пересечением каких-либо административных или национальных границ. Синоним - переселение.
Незанятые - граждане трудоспособного возраста, не работающие в экономике и не занятые каким-либо видом деятельности, приносящим доход.
Общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки. Выполняются гражданами, прежде всего безработными, по направлению органов федеральной государственной службы занятости населения.
Регулирование рынка труда - составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда - совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними.
Трудовые ресурсы - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.
Уровень регистрируемой безработицы - удельный вес зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.
Уровень общей безработицы - удельный вес общей численности безработных к численности экономически активного населения.
Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.
В основу прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2003-2006 годы заложены сценарные условия развития Российской Федерации с учетом особенностей и тенденций развития экономики области, сложившихся в предыдущие годы.
Ожидается, что в 2003 году физические объемы промышленного производства вырастут на 6 процентов по сравнению с 2002 годом. В 2004-2006 годах ежегодный рост объемов производства составит не менее 3 процентов.
В 2003 году отмечался рост инвестиционной активности в экономике области за счет промышленности, где наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, объем инвестиций в основной капитал которого может составить около 2 миллиардов рублей. Активную инвестиционную политику проводят также предприятия связи.
Расширение внешнего рынка сбыта продукции будет способствовать развитию машиностроительного и топливно-энергетического комплексов, стекольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, предприятий металлургического комплекса.
Стабильный прирост инвестиций в основной капитал повлечет за собой ежегодное увеличение объемов строительно-монтажных работ, необходимых для освоения инвестированных средств. К 2006 году объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, увеличится по сравнению с 2003 годом на 5 процентов в сопоставимой оценке.
Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах 1995 года с 2003 по 2005 годы увеличится не менее чем на 2,5 процента. Этому будет способствовать рост почти по всем основным видам сельскохозяйственной продукции: в отрасли растениеводства: зерна - на 21,5 процента, сахарной свеклы - на 14,3 процента, картофеля - на 10,9 процента, овощей - на 2 процента; в отрасли животноводства: скота и птицы - на 2 процента, молока - на 0,6 процента.
Однако несмотря на ожидаемый рост объемов производства в основных отраслях экономики для многих отраслей продолжает оставаться проблема излишней численности работников и относительно низкий уровень производительности труда, в связи с чем будет продолжаться процесс дальнейшего увольнения работников. Кроме того, увольнение работников и сокращение рабочих мест будет связано с процессами реструктуризации предприятий ряда отраслей экономики.
Таким образом, прогнозируемые темпы экономического роста не окажут адекватного влияния на увеличение численности работающих. В 2004-2007 годах прогнозируется рост числа занятых в пределах 1-1,2 процентов. При таких темпах численность занятых в экономике области может составить в 2007 году 1780 тысяч человек, увеличившись по сравнению с оценкой 2003 года (1730 тысяч человек) на 2,9 процента.
За последние годы в области наблюдается устойчивый рост спроса на рабочую силу. Если в 2000 году предприятия и организации заявили в службу занятости о наличии 132 тысяч вакансий, то в 2001 году - 169,3 тысяч вакансий, а в 2002 году - 214,7 тысяч вакансий.
Произошел некоторый рост числа зарегистрированных безработных: с 13,4 тысяч человек в 2000 году до 15 тысяч человек в 2002 году. На конец первого полугодия 2003 года численность зарегистрированных безработных составила 14 тысяч человек.
Вместе с тем следует отметить, что по данным областного комитета государственной статистики общее число безработных и уровень общей безработицы значительно превышают число зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы.
Общая численность безработных и уровень безработицы, рассчитанные по
результатам обследования населения по проблемам занятости
за 2000-2003 годы по Нижегородской области
Годы | Общая численность безработных (тыс. человек) | Уровень общей безработицы (%) | Уровень регистрируемой безработицы (%) |
2000 | 178,0 | 10,1 | 0,71 |
2001 | 152,0 | 8,3 | 0,72 |
2002 | 144,0 | 7,8 | 0,82 |
2003 | 116,0 | 6,3 | 0,76 |
Одновременно увеличилось и предложение рабочей силы. Если в 2000 году в службу занятости населения обратилось в поиске работы 123,9 тысяч человек, в 2001 году - 147,1 тысяч человек, в 2002 году - 160,5 тысяч человек.
По оценке министерства экономики и развития предпринимательства Правительства Нижегородской области численность занятых в экономике в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилась на 30,4 тысяч человек.
В перспективе до 2007 года численность занятых в экономике области к факту 2002 года возрастет на 80,4 тысяч человек, в том числе в материальном производстве на 53,9 тысяч человек, а в непроизводственной сфере - на 26,5 тысяч человек.
Прогнозируется рост числа занятых почти во всех отраслях материального производства, за исключением сельского и лесного хозяйства. В непроизводственной сфере уменьшение занятых ожидается в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения.
Предполагается, что в 2004-2007 годах увеличится численность занятых на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной собственности (на 26 тысяч человек), а также в частном секторе (на 41,5 тысяч человек), при этом сократится число занятых в организациях смешанной формы собственности (без иностранного участия), в общественных объединениях и организациях, в организациях с иностранным участием.
В 2007 году 1010,0 тысяч человек, или 56,7 процентов, от общего числа занятых в экономике области будут работать в частном секторе.
Анализ численности трудовых ресурсов за последние три года свидетельствует о ее относительной стабильности. В 2001 году трудовые ресурсы составляли 2065,1 тысяч человек, в 2002 году 2126,7 тысяч человек, в 2003 году (оценка) - 2140,0 тысяч человек.
В рамках действия настоящей Программы прогнозная оценка трудовых ресурсов позволяет выделить 2 этапа: