НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 5 марта 2004 года № 16-З


Об утверждении областной целевой программы
"Содействие занятости населения Нижегородской области
на 2004-2007 годы"

(с изменениями на 7 июня 2006 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 30.04.2004 № 33-З
 Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З            
------------------------------------------------------------------------


     Принят Законодательным Собранием                                                               29 января 2004 года



Статья 1

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы".

     Статья 2.  
   
      (статья 2 изложена в новой редакции
Законом Нижегородской области от 7 июня 2006 года № 47-З - см. предыдущую редакцию)

    

        Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.



Губернатор                                          Г.М. Ходырев


Нижний Новгород

5 марта 2004 года

№ 16-З



Утверждена Законом Нижегородской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Содействие занятости населения Нижегородской
области на 2004-2007 годы"


Областная целевая программа
"Содействие занятости населения
Нижегородской области
на 2004-2007 годы"

 

Паспорт
областной целевой программы "Содействие занятости населения
Нижегородской области" на 2004-2007 годы


(далее Программа)

Наименование Программы

Областная целевая программа "Содействие занятости населения Нижегородской области" на 2004-2007 годы

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 15), распоряжение Правительства Нижегородской области от 1 июля 2003 года № 371-р

Заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (далее - Департамент), министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, министерство промышленности и инноваций, министерство образования и науки, департамент труда министерства труда и социальной защиты Нижегородской области, Нижегородский областной комитет государственной статистики.

Основные исполнители Программы

Департамент, районные (городские) центры занятости населения, органы местного самоуправления, работодатели

Основные цели и задачи Программы

Создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой.
Реализация государственной политики занятости осуществляется путем:
развития гибкости рынка труда;
увеличения уровня занятости;
совершенствования работы по профилактике безработицы;
улучшения информационного обеспечения политики занятости;
развития кадрового потенциала области, совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров и внедрения  механизмов профилирования незанятого населения;
роста мобильности трудовых ресурсов;
повышения эффективности активной политики содействия занятости на рынке труда;
повышения стимулов к активному поиску работы безработными;
обеспечения социальной защиты категорий населения, которые испытывают трудности в поиске работы

Сроки реализации Программы

В течение 2004-2007 годов

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2004-2007 годах 1 825 928,9 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 386 094,2 тысяч рублей, в том числе по источникам финансирования:
федеральный бюджет 1598504,3 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 338580,5 тысяч рублей;
областной бюджет 57647,6 тысяч рублей,
в том числе в 2004 году 11514,4 тысяч рублей;
местные бюджеты - 62679,4 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 14098,2 тысяч рублей
средства работодателей  -  107097,6 тысяч рублей, в том числе в 2004 году - 21901,1 тысяч рублей.
Объемы и источники финансирования могут корректироваться при изменении условий нормативно-правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы, наличия средств

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:
оказать содействие в трудоустройстве 553 тысячам человек, в том числе:
135 тысяч человек в 2004 году
138 тысяч человек в 2005 году
140 тысяч человек в 2006 году
140 тысяч человек в 2007 году;
организовать общественные работы для 85,1 тысяч человек, в том числе:
21,3 тысяч человек в 2004 году
21,3 тысяч человек в 2005 году
21,3 тысяч человек в 2006 году
21,2 тысяч человек в 2007 году;
организовать временное трудоустройство 92,6 тысяч несовершеннолетних граждан, в том числе:
23,1 тысяч человек в 2004 году
24,3 тысяч человек в 2005 году
22,6 тысяч человек в 2006 году
22,6 тысяч человек в 2007 году;
направить на профессиональное обучение 36,0 тысяч безработных, в том числе:
7,7 тысяч человек в 2004 году
9,5 тысяч человек в 2005 году
9,3 тысяч человек в 2006 году
9,5 тысяч человек в 2007 году;
охватить услугами по профессиональной ориентации 614,6 тысяч человек, в том числе:
155,0 тысяч человек в 2004 году
153,4 тысяч человек в 2005 году
153,6 тысяч человек в 2006 году
152,6 тысяч человек в 2007 году;
сдержать уровень регистрируемой безработицы по области в течение 2004-2007 годов в пределах 1,1 процента.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

Введение

Областная целевая программа "Содействие занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 10 января 2003 года № 10-ФЗ) и "Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 568-р, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 ноября 2000 года № 83 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения", распоряжением Правительства Нижегородской области от 1 июля 2003 года № 371-р "О разработке программы содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы".

Разработка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2004-2006 годы, прогнозной оценки состояния рынка труда как в целом по области, так и по каждому району, а также с учетом предложений областных организаций, в компетенцию которых входят различные аспекты регулирования рынка труда и содействия занятости населения.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов; развитие профессиональной ориентации населения; ослабление негативного влияния на занятость структурных сдвигов в экономике на основе совершенствования форм и методов подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых с предприятий работников; обеспечение социальной поддержки  безработных. Программа финансируется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также за счет средств работодателей.

Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости населения, которая реализовывалась в Нижегородской области в предыдущие годы.

     

Перечень терминов, используемых в настоящей Программе


Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.

Безработный - по законодательству Российской Федерации неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке службой занятости населения.

Временная занятость - временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы.

Временная работа - работа, предоставленная на ограниченный период времени или для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняются их рабочие места.

Впервые ищущие работу - лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.

Высвобождение (массовое) рабочей силы - одновременное увольнение большой группы людей (свыше 30 процентов) с одного предприятия по причинам экономического, технологического или структурного характера. Как правило, имеет негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.

Занятые - лица от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

выполняли работу по найму за вознаграждение, а также иную, приносящую доход, работу самостоятельно или у отдельных граждан;

временно отсутствовали на работе из-за болезни, отпуска, обучения, переподготовки и др.;

выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

Информатизация службы занятости - процесс внедрения в сферу занятости современных информационных технологий.

Квотирование рабочих мест - целевое выделение части вакантных рабочих мест для замещения представителями групп населения, особо нуждающихся в социальной защите с точки зрения рынка труда.

Миграция - передвижение населения на длительное время по территории с пересечением каких-либо административных или национальных границ. Синоним - переселение.

Незанятые - граждане трудоспособного возраста, не работающие в экономике и не занятые каким-либо видом деятельности, приносящим доход.

Общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки. Выполняются гражданами, прежде всего безработными, по направлению органов федеральной государственной службы занятости населения.

Регулирование рынка труда - составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование спроса и предложения рабочей силы.

Рынок труда - совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними.

Трудовые ресурсы - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.

Уровень регистрируемой безработицы - удельный вес зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Уровень общей безработицы - удельный вес общей численности безработных к численности экономически активного населения.

Экономически активное население - часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Численность экономически активного населения включает занятых и безработных.

Раздел I
Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости
и на рынке труда

     

Подраздел I.  Социально-экономическое развитие области и его влияние на рынок труда


В основу прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2003-2006 годы заложены сценарные условия развития Российской Федерации с учетом особенностей и тенденций развития экономики области, сложившихся в предыдущие годы.

Ожидается, что в 2003 году физические объемы промышленного производства вырастут на 6 процентов по сравнению с 2002 годом. В 2004-2006 годах ежегодный рост объемов производства  составит не менее 3 процентов.

В 2003 году отмечался рост инвестиционной активности в экономике области за счет промышленности, где наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, объем инвестиций в основной капитал которого может составить около 2 миллиардов рублей. Активную инвестиционную политику проводят также предприятия связи.

Расширение внешнего рынка сбыта продукции будет способствовать развитию машиностроительного и топливно-энергетического комплексов, стекольной, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, предприятий металлургического комплекса.

Стабильный прирост инвестиций в основной капитал повлечет за собой ежегодное увеличение объемов строительно-монтажных работ, необходимых для освоения инвестированных средств. К 2006 году объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, увеличится по сравнению с 2003 годом на 5 процентов в сопоставимой оценке.

Производство продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах 1995 года с 2003 по 2005 годы увеличится не менее чем на 2,5 процента. Этому будет способствовать рост почти по всем основным видам сельскохозяйственной продукции: в отрасли растениеводства: зерна - на 21,5 процента, сахарной свеклы - на 14,3 процента, картофеля - на 10,9 процента, овощей - на 2 процента; в отрасли животноводства: скота и птицы - на 2 процента, молока - на 0,6 процента.

Однако несмотря на ожидаемый рост объемов производства в основных отраслях экономики для многих отраслей продолжает оставаться проблема излишней численности работников и относительно низкий уровень производительности труда, в связи с чем будет продолжаться процесс дальнейшего увольнения работников. Кроме того, увольнение работников и сокращение рабочих мест будет связано с процессами реструктуризации предприятий ряда отраслей экономики.

Таким образом, прогнозируемые темпы экономического роста не окажут адекватного влияния на увеличение численности работающих. В 2004-2007 годах прогнозируется рост числа занятых в пределах 1-1,2 процентов. При таких темпах численность занятых в экономике области может составить в 2007 году 1780 тысяч человек, увеличившись по сравнению с оценкой 2003 года (1730 тысяч человек) на 2,9 процента.

   

  Подраздел II. Рынок труда, безработица, изменения в сфере занятости


За последние годы в области наблюдается устойчивый рост спроса на рабочую силу. Если в 2000 году предприятия и организации заявили в службу занятости о наличии 132 тысяч вакансий, то в 2001 году - 169,3 тысяч вакансий, а в 2002 году - 214,7 тысяч вакансий.

Произошел некоторый рост числа зарегистрированных безработных: с 13,4 тысяч человек в 2000 году до 15 тысяч человек в 2002 году. На конец  первого полугодия 2003 года численность зарегистрированных безработных составила 14 тысяч человек.

Вместе с тем следует отметить, что по данным областного комитета государственной статистики общее число безработных и уровень общей безработицы значительно превышают число зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы.


Общая численность безработных и уровень безработицы, рассчитанные по
результатам обследования населения по проблемам занятости
за 2000-2003 годы по Нижегородской области

Годы

Общая численность безработных (тыс. человек)

Уровень общей безработицы (%)

Уровень регистрируемой безработицы (%)

2000

178,0

10,1

0,71

2001

152,0

8,3

0,72

2002

144,0

7,8

0,82

2003
(01.07)

116,0

6,3

0,76


Одновременно увеличилось и предложение рабочей силы. Если в 2000 году в службу занятости населения обратилось в поиске работы 123,9 тысяч человек,  в 2001 году - 147,1 тысяч человек,  в 2002 году - 160,5 тысяч человек.

По оценке министерства экономики и развития предпринимательства Правительства Нижегородской области численность занятых в экономике в 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличилась на 30,4 тысяч человек.

В перспективе до 2007 года численность занятых в экономике области к факту 2002 года возрастет на 80,4 тысяч человек, в том числе в материальном производстве на 53,9 тысяч человек, а в непроизводственной сфере - на 26,5 тысяч человек.

Прогнозируется рост числа занятых почти во всех отраслях материального производства, за исключением сельского и лесного хозяйства. В непроизводственной сфере уменьшение занятых ожидается в жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания населения.

Предполагается, что в 2004-2007 годах увеличится численность занятых на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной собственности (на 26 тысяч человек), а также в частном секторе (на 41,5 тысяч человек), при этом сократится число занятых в организациях смешанной формы собственности (без иностранного участия), в общественных объединениях и организациях, в организациях с иностранным участием.

В 2007 году 1010,0 тысяч человек, или 56,7 процентов, от общего числа занятых в экономике области будут работать в частном секторе.

Анализ численности трудовых ресурсов за последние три года свидетельствует о ее относительной стабильности. В 2001 году трудовые ресурсы составляли 2065,1 тысяч человек, в 2002 году  2126,7 тысяч человек, в 2003 году (оценка) - 2140,0 тысяч человек.

В рамках действия настоящей Программы прогнозная оценка трудовых ресурсов позволяет выделить 2 этапа:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»