ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2003 года № 104

Об утверждении "Программы содействия занятости населения
 города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы"


          В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 22 Устава города Нижнего Новгорода и с целью обеспечения социальной защиты населения города Нижнего Новгорода на рынке труда

ГОРОДСКАЯ ДУМА ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить "Программу содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004 - 2007 годы" (прилагается).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на постоянную комиссию Городской Думы по социальной защите и культуре (Шумакова О.Н.).

                                                       
     Глава города                                                   Председатель Городской Думы     
                                В.Е.Булавинов                                                 И.Н.Карнилин

Приложение
к постановлению Городской Думы
от 17.12.2003 № 104

ПРОГРАММА
содействия занятости населения
города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы


Перечень терминов, используемых в Программе:

Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.

Безработный - по законодательству РФ неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке службой занятости.

Временная занятость - временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы.

Временная работа - работа, предоставленная на ограниченный период времени или для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняются их рабочие места.

Впервые ищущие работу - лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.

Высвобождение (массовое) рабочей силы - одновременное увольнение большой группы людей (свыше 301) с одного предприятия по причинам экономического, технологического или структурного характера. Как правило, имеет негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.

Занятые граждане: 1) работающие по найму; 2) временно отсутствующие по причине отпуска, болезни, повышения квалификации и др.; 3) самостоятельно обеспечивающие себя работой; 4) избранные или назначенные на оплачиваемую работу; 5) проходящие службу в любых родах войск; 6) учащиеся общеобразовательных школ (старше 16 лет), профтехучилищ, учебных заведений среднего и высшего профессионального образования и др.

Информатизация службы занятости - процесс внедрения в сферу занятости современных информационных технологий.

Квотирование рабочих мест - целевое выделение части вакантных рабочих мест для  замещения представителями групп населения,  слабозащищенных с точки зрения рынка труда.

Миграция - передвижение населения на длительное время по территории с пересечением каких-либо административных или национальных границ.

Незанятые - граждане трудоспособного возраста, не работающие в экономике и не занятые каким-либо видом деятельности, приносящим доход.

Общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки. Выполняются гражданами, прежде всего безработными, по направлению органов федеральной государственной службы занятости.

Регулирование рынка труда - составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование спроса и предложения рабочей силы.

Рынок труда - совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними.

Трудовые ресурсы - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.

Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.

Уровень общей безработицы - отношение численности общего количества безработных к численности экономически активного населения.

Экономически активное население - численность занятых в экономике и общее число безработных.

 

Паспорт Программы содействия занятости населения
города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы

Наименование Программы

Программа содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (статья 15), распоряжение Правительства Нижегородской области от 01.07.2003 № 371-р "О разработке Программы содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы", распоряжение главы администрации города Нижнего Новгорода от 09.07.2003 № 1978-р "О разработке программы содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы".

Заказчик Программы

Администрация города Нижнего Новгорода

Основные разработчики Программы

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области,

Департамент по труду и социальной защите населения администрации города Нижнего Новгорода,

Департамент экономики, планирования и строительства администрации города Нижнего Новгорода,

другие департаменты администрации города Нижнего Новгорода и организации, участвующие в регулировании и содействии занятости населения

Основные исполнители

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области,

Департамент по труду и социальной защите населения администрации города Нижнего Новгорода,

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода,

Департамент жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода,

Департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода,

районные администрации города Нижнего Новгорода.

Основные цели и задачи Программы

Создание условий для развития эффективного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой.

Реализация государственной политики занятости осуществляется путем:

развития гибкости рынка труда;

увеличения уровня занятости;

совершенствования работы по профилактике безработицы;

улучшения информационного обеспечения политики занятости;

развития кадрового потенциала города, совершенствования системы профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров и внедрения эффективных механизмов профилирования незанятого населения;

роста мобильности трудовых ресурсов;

повышения эффективности активной политики занятости на рынке труда;

повышения стимулов к активному поиску работы безработными;

обеспечения социальной защиты тех категорий населения, которые испытывают трудности в поиске работы

Сроки реализации Программы

В течение 2004-2007 годов


Объемы и источники
финансирования Программы



Общий объем финансирования мероприятий активной политики занятости Программы в 2004-2007 годах 581,4 млн. рублей, в том числе в 2004 году - 125,6 млн. рублей, в том числе по источникам финансирования:

-      федеральный бюджет 484,0 млн. рублей, в том числе в 2004 году - 104,4 млн. рублей;

-      областной бюджет 21,7 млн. рублей,

-      в том числе в 2004 году 4,4  млн. рублей;

-      бюджет города Нижнего Новгорода - 24,0 млн. рублей, в том числе в 2004 году - 6,0 млн. рублей

Объемы  и источники финансирования могут корректироваться при изменении условий нормативно-правовой базы и порядка финансирования мероприятий Программы, наличия средств

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы


Реализация мероприятий Программы позволит:

-      оказать содействие в трудоустройстве 191,0 тыс. человек, в том числе:

46,4 тыс. человек в 2004 году

47,8 тыс. человек в 2005 году

48,4 тыс. человек в 2006 году

48,4 тыс. человек в 2007 году;

-      организовать общественные работы для 28,1 тыс. человек, в том числе:

7,1  тыс. человек в 2004 году

7,1  тыс. человек в 2005 году

7,0 тыс. человек в 2006 году

6,9 тыс. человек в 2007 году;

-      организовать временное трудоустройство 32,8 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе:

8,5 тыс. человек в 2004 году

8,1 тыс. человек в 2005 году

8,1 тыс. человек в 2006 году

8,1 тыс. человек в 2007 году;

-      направить на профессиональное обучение 15,5 тыс. безработных, в том числе:

3,1 тыс. человек в 2004 году

3,9 тыс. человек в 2005 году

3,9 тыс. человек в 2006 году

3,9 тыс. человек в 2007 году;

-      охватить услугами по профессиональной ориентации 248,3  тыс. человек, в том числе:

64,0  тыс. человек в 2004 году

61,9  тыс. человек в 2005 году

61,9  тыс. человек в 2006 году

60,5  тыс. человек в 2007 году;

-      сдержать уровень регистрируемой безработицы по городу в течение 2004-2007 годов в пределах 1,0 процента.

Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы осуществляет администрация города Нижнего Новгорода

     


Введение

Программа содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы (далее - Программа)  разработана  в соответствии с Законом РФ от 19.04.91   
№ 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"
(в редакции от 10.01.2003), "Концепцией действий на рынке труда на 2003-2005 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2003 № 568-р, постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15.11.2000 № 83 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке территориальных программ содействия занятости населения", распоряжением Правительства Нижегородской области от 01.07.2003 № 371-р "О разработке Программы содействия занятости населения Нижегородской области на 2004-2007 годы", распоряжением главы администрации города Нижнего Новгорода от 09.07.2003 № 1978-р  "О разработке программы содействия занятости населения города Нижнего Новгорода на 2004-2007 годы".

Разработка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития города Нижнего Новгорода, прогнозной оценки состояния рынка труда по городу, а также с учетом предложений городских организаций, в компетенцию которых входят различные аспекты регулирования рынка труда и содействия занятости населения.

Программа предусматривает меры, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов; развитие профессиональной ориентации населения; ослабление негативного влияния на занятость структурных сдвигов в экономике на основе совершенствования форм и методов подготовки и переподготовки незанятого населения и высвобождаемых с предприятий работников; обеспечение социальной поддержки  безработных. Программа финансируется за счет средств федерального, областного и  городского бюджетов, а также за счет средств работодателей.

Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в городе Нижнем Новгороде в предыдущие годы.


1. Анализ и прогноз ситуации в сфере занятости и на рынке труда


1.1 Социально-экономическое развитие города и его влияние на рынок труда.

В основу прогноза социально-экономического развития города на 2003-2006 годы заложены сценарные условия развития Нижегородской области, с учетом особенностей и тенденций развития экономики города, сложившихся в предыдущие годы.

Ожидается, что в 2003-2006 г.г. физические объемы валовой продукции в сферах материального и нематериального производства будут ежегодно возрастать и составят соответственно: в 2003 г. - 100,4 % , 2004 г. - 101,7 %, в 2005 и 2006 г.г. - на уровне предыдущих лет. Основной рост валового объема продукции будет достигнут за счет следующих отраслей экономики: промышленность, торговля и общественное питание, транспорт и связь.

Основной бюджетообразующей отраслью в Нижнем Новгороде остается промышленность. В промышленности наибольший удельный вес занимают: машиностроение и металлообработка (58,4%), электроэнергетика (17%), пищевая и мукомольно-крупяная промышленность (13,2%), черная и цветная металлургия (3%), медицинская промышленность (2,7%). Основные факторы роста валового объема продукции полностью зависят от тенденций, прогнозируемых в указанных отраслях промышленности.

Прогноз развития отрасли «промышленность», являющейся основной бюджетообразующей отраслью в городе, сформирован с учетом тенденций развития производства, анализа положения на внутреннем и внешнем рынках, размеров поставок продукции для государственных нужд и других условий промышленной деятельности в городе.

В 2004-2006 г.г. прогнозируется рост объемов производства в восьми отраслях промышленности: электроэнергетика, черная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, пищевая, медицинская и полиграфическая промышленность. В шести отраслях наметится стабилизация и в некоторых случаях замедление экономического роста: топливная промышленность, цветная металлургия, мукомольно-крупяная, химическая и нефтехимическая и легкая промышленность.

Рынок транспортных услуг наряду с информационным и финансовым рынками обеспечивает жизнедеятельность и устойчивость функционирования всей экономики города. Транспорт является в ней важным связующим звеном, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Развитие экономики невозможно без развития транспортного комплекса.

Транспортный комплекс города, за исключением городского общественного транспорта, в рассматриваемом периоде будет развиваться в условиях, регламентированных Правительством РФ и направленных на сокращение монопольного сектора, стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности, совершенствование тарифной политики на транспорте при усилении государственного контроля, повышение эффективности использования государственной собственности на транспорте. В системе городского пассажирского транспорта предусматривается совершенствование системы размещения заказов на осуществление маршрутных пассажирских перевозок.

Организациями связи планируется в 2004-2006 годах ускоренное развитие рынка современных и высококачественных услуг связи (передача данных, электронная почта, услуги по доступу в сеть Интернет и услуги иных тематических служб, подвижная связь, услуги цифровых сетей с интеграцией обслуживания интеллектуальных сетей и др.).

В строительном комплексе города ожидается повышение инвестиционной активности, темп роста объемов подрядных работ прогнозируется на уровне инфляционного роста.

Нижний Новгород является административным центром агропромышленного комплекса Нижегородской области, в котором сосредоточены в основном органы управления сельскохозяйственным производством, а также ветеринарно-санитарного надзора и подготовки специалистов высшей квалификации для сельского хозяйства. В формировании продовольственного рынка города участвуют небольшие хозяйства населения, главным образом потребительского (объемы производства ограничиваются потребностями семьи) и потребительско-товарного типа (производство продукции не только для самообеспечения, но и на частную реализацию). В пределах городской черты имеются несколько сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности пригородного типа, продукция которых практически не оказывает влияния на общий объем валовой продукции города.

Несмотря на стабилизацию экономики, для большинства отраслей характерна излишняя численность работников и низкий уровень производительности труда, в связи с чем, возможно, будет происходить дальнейшее высвобождение работников. Но в целом, прогнозируемые темпы роста экономики города будут способствовать увеличению числа занятых.

1.2 Рынок труда, безработица, изменения в сфере занятости.

За последние годы в городе наблюдается устойчивый спрос на рабочую силу. Если в 2000 году предприятия и организации заявили в службу занятости о наличии 58,0 тыс. вакансий, то в 2001 году - 70,1 тыс. вакансий, а в 2002 году - 103,7 тыс. вакансий. Одновременно увеличилось и предложение рабочей силы. Если в 2000 году в службу занятости обратилось в поиске работы 47,8 тыс. человек, то в 2001 году - 58,9 тыс. человек, а в 2002 году 68,4 тыс. человек.

          Произошел некоторый рост числа зарегистрированных безработных: с 4,3 тыс. человек в 2000 году до 4,4 тыс. человек в 2002 году. На конец 1 полугодия 2003 года численность зарегистрированных безработных составила 4,5 тыс. человек.

Вместе с тем следует отметить, что по данным городского отдела статистики областного комитета государственной статистики общее число безработных и уровень общей безработицы значительно превышают число зарегистрированных безработных и уровень регистрируемой безработицы.

Общая численность безработных и уровень безработицы, рассчитанные по результатам обследования населения по проблемам занятости за 2000-2003гг. по городу Нижнему Новгороду.

Годы

Общая численность безработных (тыс. человек)

Уровень общей безработицы (%)

Уровень регистрируемой безработицы (%)

2000

57,7

8,2

0,58

2001

45,5

6,1

0,53

2002

42,4

5,9

0,62

2003

(01.07)

37,5

5,6

0,67

          

По оценке департамента экономики, планирования и строительства администрации города Нижнего Новгорода численность занятых в экономике города будет незначительно снижаться. Если в 2002 году в экономике города было занято 577 тыс.человек, в 2003 году занято 576 тыс.человек, то в 2004 году - 575 тыс.человек, в 2005 году - 574 тыс.человек, в 2006 году - 573 тыс.человек, в 2007 году - 572 тыс.человек.

Таким образом в период 2004-2007 г.г. снижение в целом составит 3 тыс.человек или 0,5%, в том числе в сфере материального производства - 0,26 тыс.человек или 0,1%, в непроизводственной сфере - 2,67 тыс.человек или 1,4%.

Прогнозируется снижение числа занятых практически во всех отраслях непроизводственной сферы в целом на 1,4%, а также в таких отраслях материального производства как промышленность - на 5,7%, строительство - на 1,2%. Незначительный рост числа занятых прогнозируется в таких отраслях материального производства как транспорт и связь - на 0,1%, торговля, общепит - на 7,8%, прочие отрасли - на 6,8%.

Анализ численности трудовых ресурсов за последние три года свидетельствует о ее относительной стабильности. В 2002 году трудовые ресурсы составляли 804,9 тыс. человек, в 2003 году (оценка) - 803,6 тыс. человек, в 2004 году (прогноз) - 802,2 тыс.человек, в 2005 году (прогноз) - 800,8 тыс.человек, в 2006 году (прогноз) - 799,4 тыс.человек.

          В рамках действия настоящей Программы прогнозная оценка трудовых ресурсов позволяет выделить 2 этапа:

          I этап (2003-2005гг.) - стабилизация трудовых ресурсов за счет вступления в трудоспособный возраст поколения, родившегося в 80-е годы и выхода на пенсию относительно малочисленного поколения "детей войны";

          II этап (2005-2007 гг.) - длительное и устойчивое сокращение трудовых ресурсов, когда в трудоспособный возраст начнет вступать поколение родившихся в 90-е годы. При этом произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения.

          Следует отметить, что реализация настоящей Программы будет осуществляться на фоне продолжающегося ухудшения демографической ситуации, обусловленной, в первую очередь, низким уровнем рождаемости в сочетании с относительно высокой смертностью.

По расчетным данным на начало 2003 года в г. Н. Новгороде проживало 1321,1 тыс. человек постоянного населения или 47,3 % городского населения области. Кроме того, еще 8,1 тыс. человек проживало в подчиненных городу населенных пунктах.

В возрастной структуре населения детей и подростков (0-15 лет) - 14,8 %, лиц трудоспособного возраста (мужчины 16-59 лет и женщины 16-54 лет) - 62,3 % и лиц пенсионного возраста - 22,9 %.

В общей численности населения доля мужчин и женщин составила, соответственно, 45,4 и 54,6 %.


Продолжается процесс "старения" населения. Согласно международным критериям, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и старше во всем населении превышает 7 %. Население города Нижнего Новгорода  можно считать таковым последние три десятилетия, а на начало 2003 года 14,4 % жителей города находятся в этой возрастной группе. С 1992 года численность населения города в возрасте старше трудоспособного превышает численность детей и подростков (0-15 лет). Сложившаяся возрастная структура обуславливает значительную величину коэффициента демографической нагрузки 0,604 (отношение лиц моложе и старше трудоспособного возраста к числу лиц в трудоспособном возрасте), т. е. каждый третий в нашем городе нетрудоспособен, это или ребенок или пожилой человек. Молодежи в возрасте 16-29 лет в населении города 20,9 %, т. е. каждый пятый.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»