НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 13 ноября 2003 года № 105-З
Принят Законодательным Собранием 16 октября 2003 года
Статья 1.
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Информатизация здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2003-2005 годы".
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора области В.П. Кириенко
Нижний Новгород
13 ноября 2003 года
№ 105-З
Областная целевая программа
"Информатизация здравоохранения и системы обязательного
медицинского страхования Нижегородской области
на 2003-2005 годы"
Наименование Программы | - | "Информатизация здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области на 2003-2005 годы" |
Государственный заказчик Программы | - | Правительство Нижегородской области |
Разработчики Программы | - | министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с департаментом здравоохранения администрации города Нижний Новгород, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Нижегородским областным центром госсанэпиднадзора |
Ответственные исполнители Программы | - | министерство здравоохранения Нижегородской области во взаимодействии с департаментом здравоохранения администрации города Нижний Новгород, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Нижегородской области, Нижегородским областным центром госсанэпиднадзора, руководством лечебно-профилактических учреждений |
Цели Программы | - | создание условий для реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения посредством внедрения современных информационных технологий |
Задачи Программы | - | создание единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области и его интеграция в информационные системы различного уровня; обеспечение высокого уровня компьютеризации лечебно-диагностического процесса, внедрение современных телекоммуникационных систем и телемедицинских технологий; повышение качества управленческих решений за счет обеспечения руководителей и специалистов своевременной информацией о деятельности учреждений здравоохранения и состоянии здоровья населения; комплексное использование информационных ресурсов органами управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования и центрами госсанэпиднадзора Нижегородской области; повышение уровня справочно-информационного обслуживания учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления и населения; создание отраслевой информационно-справочной системы с публичным доступом через Интернет, повышение эффективности и качества всех видов работ, связанных со сбором, обработкой и предоставлением информации |
Основные нормативные правовые акты, послужившие основой для разработки Программы | - | Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 № 65; |
|
| распоряжение Администрации Нижегородской области от 11.10.2000 № 1763-р "О создании регистра информационных ресурсов Нижегородской области"; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.1998 №12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении" |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2003-2005 годы |
Объем и источники финансирования Программы | - | общая сумма затрат составляет 46 млн. 126 тыс. рублей: областной бюджет - 5 млн. 609 тыс. рублей; Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 40 млн. 517 тыс. рублей (приложение 1) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | основными результатами являются: улучшение качества медицинского обслуживания населения за счет повышения эффективности управления здравоохранением и системой обязательного медицинского страхования Нижегородской области, рационального использования ресурсов здравоохранения, повышения профессионального уровня медицинских работников и минимизации трудозатрат, связанных с обработкой документов; проведение оптимальной реструктуризации здравоохранения, включающей изменение сети ЛПУ, развитие амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи, уменьшение дорогостоящих (стационарной и скорой медицинской помощи) и увеличение менее затратных - амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи, достижение федеральных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.1998 № 1096 |
Контроль за реализацией Программы | - | осуществляется Правительством Нижегородской области |
Информатизация здравоохранения Нижегородской области имеет достаточно высокий уровень развития и более чем 25-летнюю историю.
Развитие этого направления проводилось поэтапно в соответствии с программами, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также органами исполнительной власти Нижегородской области.
В рамках реализации этих программ созданы и внедрены в эксплуатацию типовые проекты информационных систем для различных учреждений здравоохранения (стационаров, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, специализированных диспансеров и центров), функционирует ряд систем федерального назначения, в том числе регистры сахарного диабета; лиц, подвергшихся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, онкологический регистр.
Базы данных "Вакцинопрофилактика", "Всероссийская диспансеризация детей", "Кадры врачей-специалистов Нижегородской области", "Сведения об информатизации лечебно-профилактических учреждений", "Мониторинг здоровья населения и деятельности ЛПУ Нижегородской области", "Комплексная оценка деятельности лечебно-профилактического учреждения", "Социально-гигиенический мониторинг" оказывают незаменимую информационную поддержку для оперативного принятия управленческих решений на всех уровнях, позволяют получать соответствующие сведения о состоянии здоровья населения.
Во многих лечебно-профилактических учреждениях активно эксплуатируются информационные системы лечебно-диагностической направленности, ряд диагностических аппаратных комплексов имеет встроенные микропроцессоры для компьютерной обработки результатов исследований, некоторые учреждения внедряют и используют в своей работе автоматизированные рабочие места (АРМы) врачей-специалистов.
В Нижегородской государственной медицинской академии используется автоматизированная информационная система "Квалификационное тестирование" при проведении предаттестационной проверки знаний врачей-специалистов.
Свое становление в здравоохранении области получило новое направление - телемедицина. Организованы два телемедицинских центра, которыми осуществлен целый ряд телеконференций и телеконсультаций межрегионального и международного характера. Параллельно с этим были проведены мероприятия по подготовке кадров и открыто несколько телемедицинских кабинетов в центральных районных больницах.
Все эти мероприятия направлены на повышение качества оказания медицинской помощи населению.
Министерство здравоохранения области активно участвует в программах по информатизации Правительства Нижегородской области, в том числе в формировании единого информационного ресурса, проведении социально-экономического мониторинга городов и районов Нижегородской области, создании сервера Правительства Нижегородской области.
Важнейшим этапом в развитии и совершенствовании информатизации здравоохранения явилось внедрение системы обязательного медицинского страхования. За счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования в короткий промежуток времени была осуществлена компьютеризация лечебно-профилактических учреждений, участвующих в системе обязательного медицинского страхования, и филиалов Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Численность компьютеров в учреждениях здравоохранения за 4 года возросла в три раза, достигнув более 6000 компьютерных комплексов. В среднем на одно учреждение приходится более 13 единиц вычислительной техники, причем следует отметить улучшение качественных характеристик компьютеров - доля персональных электронно-вычислительных машин типа Pentium возросла с 19 до 67 процентов от их общего числа.
К 2000 году было обеспечено подключение всех лечебно-профилактических учреждений к электронной почте, что явилось основой для внедрения новых форм информационного обмена в здравоохранении и системе обязательного медицинского страхования.
В соответствии с изменением механизмов финансирования в работу лечебно-профилактических учреждений были внедрены информационные системы по автоматизации статистического учета и отчетности, что позволило преодолеть рутинность в работе медицинского персонала, а также повысить достоверность информации о деятельности учреждений и здоровье населения области.
Были разработаны и внедрены информационное и программное обеспечение системы учета и контроля страховых взносов, регистр застрахованных, а также программы по контролю реестров на оплату медицинских услуг, в том числе для межтерриториальных взаиморасчетов.
Вместе с тем систему информатизации здравоохранения и обязательного медицинского страхования Нижегородской области нельзя назвать окончательно сформированной.
Накопленный опыт показал необходимость применения системного подхода в реализации этого направления, начиная с лечебно-профилактического учреждения, где формируется вся исходная информация.
Одним из основных недостатков является отсутствие единых стандартов структуры информационных ресурсов, объемов и потоков обмена информацией.
Чрезвычайно важной проблемой остается необходимость разработки стандартных классификаторов и системы кодирования объектов здравоохранения, ликвидации устаревших функционально однотипных систем, используемых в разных учреждениях, формирование единого подхода к созданию информационного, сетевого, программного и технического обеспечения здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования с учетом требований всех федеральных органов государственной власти.
Важное значение принадлежит развитию инфраструктуры информатизации: материально-техническое обеспечение Медицинского информационно-аналитического центра министерства здравоохранения Нижегородской области, создание групп (отделов) автоматизированных систем управления и кабинетов телемедицины в лечебно-профилактических учреждениях, организация системы сервисного и абонентского обслуживания программно-аппаратных комплексов, обучение медицинских работников компьютерным технологиям.
Учитывая актуальность проблемы, представляется необходимым осуществить целевое финансирование мероприятий по развитию и совершенствованию информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области.
Создание условий для реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов, совершенствования лечебно-диагностического процесса, профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения Нижегородской области посредством внедрения современных информационных технологий.
1) создание единого информационного пространства здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования Нижегородской области и его интеграция в информационные системы различного уровня;
2) повышение оперативности и качества принятия управленческих решений за счет обеспечения руководителей и специалистов всех уровней своевременной информацией о деятельности учреждений здравоохранения и о состоянии здоровья населения;
3) комплексное использование информационных ресурсов органами управления здравоохранением, системы обязательного медицинского страхования центрами госсанэпиднадзора и органами исполнительной власти;
4) обеспечение высокого уровня компьютеризации лечебно-диагностического процесса, внедрение современных телекоммуникационных систем и телемедицинских технологий, развитие информационных технологий клинической и образовательной направленности;
5) повышение качества справочно-информационного обслуживания учреждений здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования, органов местного самоуправления и населения путем создания отраслевой информационно-справочной системы с публичным доступом через Интернет, повышение эффективности и качества всех видов работ, связанных с документооборотом и медико-санитарной информацией.
Основой для формирования механизма реализации настоящей Программы (приложение 2) послужили следующие нормативные правовые акты Российской Федерации и Нижегородской области:
Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
Указ Президента Российской Федерации от 20.01.1994 № 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации";
Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1994 № 1390 "О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации";
Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 № 1387;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.07.1999 № 279 "Об основных направлениях информатизации охраны здоровья населения России на 1999-2002 годы”;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 19.01.1998 № 12/2 "Об организации работ по стандартизации в здравоохранении";
Концепция развития телемедицинских технологий в Приволжском федеральном округе, утвержденная распоряжением Представительства Министерства здравоохранения Российской Федерации в Приволжском федеральном округе от 27.11.2002 № 11;
распоряжение Администрации Нижегородской области "Об информатизации органов управления Нижегородской области" от 30.05.1995 № 663-р;
Типовые нормы времени на программирование задач для ЭВМ, утвержденные постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 27.07.1987 № 454/22-70;
Межотраслевые типовые нормы времени на работу по сервисному обслуживанию персональных электронно-вычислительных машин и организационной техники и сопровождению программных средств, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 23.07.1998 № 28;
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарные правила и нормы - СанПиН 2.2.2.542-96, утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.1996 № 14;
распоряжение Администрации Нижегородской области от 11.10.2000 № 1763-р "О создании регистра информационных ресурсов Нижегородской области";
распоряжение Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 № 351-р "О локальной сети";
Положение о Координационном совете по информатизации здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования в Нижегородской области и его состав, утвержденное приказом департамента здравоохранения Администрации Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования от 30.08.2000 № 643-В/95-0;
приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области от 19.05.2003/13.05.2003 № 361-В/76-0 "О введении в действие Положения об электронном обмене".
1. Улучшение качества медицинского обслуживания населения за счет:
внедрения медицинских информационно-справочных систем (включая электронные стандарты оказания медицинской помощи, протоколы ведения больных), экспертных информационных систем, автоматизированных рабочих мест врачей-специалистов, оптимизации лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения;
повышения эффективности управления здравоохранением и системой обязательного медицинского страхования Нижегородской области;
рационального использования ресурсов здравоохранения;
проведения оптимальной реструктуризации здравоохранения, включающей изменение сети ЛПУ, развитие амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи; уменьшения дорогостоящих (стационарной и скорой медицинской помощи) и увеличения менее затратных - амбулаторно-поликлинической и стационарозамещающих видов медицинской помощи, достижение федеральных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Нижегородской области;
развития и совершенствования телемедицинских технологий на областном уровне.
2. Повышение профессионального уровня медицинских работников посредством внедрения систем дистанционного обучения, доступа к электронным периодическим изданиям и медицинским сайтам.