НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 15.09.2003 № 79-З
О государственной поддержке инновационной деятельности
в Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 14 февраля 2006 года № 4-З
__________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием 21 августа 2003 года.
Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением органами государственной власти Нижегородской области мер государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области в области инновационной политики в целях создания правовых, экономических и организационных условий для стимулирования инновационной деятельности на территории Нижегородской области.
Приоритеты государственной инновационной политики Нижегородской области определяются Правительством Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности;
инновационная деятельность - процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров, путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами;
инновационная деятельность включает:
а) выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта (технологий, товаров, услуг);
б) технологическое переоснащение и подготовку производства для выпуска, выпуск нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта (технологий, товаров, услуг);
в) осуществление испытаний нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта (технологий, товаров, услуг);
г) деятельность по продвижению нового или усовершенствованного инновационного продукта (технологий, товаров, услуг) на внутренний и мировые рынки;
д) создание и развитие инновационной инфраструктуры, включая систему подготовки (переподготовки) или повышения квалификации кадров для осуществления инновационной деятельности;
е) передачу или приобретение прав на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот;
ж) экспертизу, консультационные, информационные, юридические или иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового или усовершенствованного конкурентоспособного продукта (технологий, товаров, услуг).
Деятельность юридических и физических лиц считается инновационной при условии использования в этой деятельности объекта интеллектуальной собственности, обеспеченного охранными документами;
инновационная программа - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления, обеспечивающих эффективное решение задач по освоению и реализации инновационного продукта;
инновационный проект - система мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени решение конкретной научно - технической проблемы, связанной с созданием и распространением нового вида продукции или технологии с целью получения инновации;
приоритетный инновационный проект Нижегородской области - проект, реализация которого обеспечивает положительный экономический и социальный эффект для экономики Нижегородской области, прошедший экспертизу и конкурсный отбор и утвержденный Правительством Нижегородской области;
инфраструктура инновационной деятельности - физические и юридические лица, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические "инкубаторы", технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации);
инновационный фонд - некоммерческая организация, обеспечивающая финансирование инновационных проектов и программ путем предоставления средств на возвратной и безвозвратной основе.
Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области являются:
переход к инновационному пути развития области;
эффективное использование научного, научно-образовательного и научно-производственного комплексов для социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения области;
создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с принципами:
сочетания общегосударственных, региональных, местных интересов и интересов физических и юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
равенства прав на государственную поддержку физических и юридических лиц, отвечающих требованиям настоящего Закона;
открытости, доступности информации, необходимой для осуществления инновационной деятельности.
Государственная поддержка инновационной деятельности на территории Нижегородской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и соглашениями Российской Федерации, Уставом Нижегородской области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Субъектами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Нижегородской области являются:
1. Физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, а также лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие инновационную деятельность на территории Нижегородской области.
2. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие инновационную деятельность на территории Нижегородской области.
3. Субъекты инфраструктуры инновационной деятельности - организации независимо от организационно-правовых форм, предоставляющие услуги в сфере инжиниринга, консалтинга, кредитования, сертификации и стандартизации, лизинга, маркетинга и сбыта, образования, информационного и кадрового обеспечения и иные услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
4. Владельцы объектов интеллектуальной собственности, реализуемых и используемых в процессе инновационной деятельности на территории Нижегородской области.
5. Общественные организации и объединения, в уставах которых предусмотрена инновационная деятельность.
Физические и юридические лица являются субъектами государственной поддержки инновационной деятельности только на период осуществления ими этой деятельности.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления выполняют функции заказчиков, гарантов и инвесторов инновационных программ и проектов, а также участвуют в управлении, координации и регулировании инновационной деятельности.
Правительство Нижегородской области на основе приоритетов государственной инновационной политики, приоритетных направлений, прогнозов социально-экономического развития Нижегородской области, результатов анализа экономического и экологического состояния области и внешнеэкономических условий формирует перспективную и годовые инновационные программы (с указанием бюджетных и внебюджетных источников финансирования), включающие приоритетные инновационные проекты, а также мероприятия государственной поддержки инновационной деятельности.
Правительство Нижегородской области при формировании проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год предусматривает финансирование инновационной программы.
Приоритетные инновационные проекты, претендующие на включение в инновационную программу области и (или) на получение в какой-либо форме государственной поддержки, проходят обязательную экспертизу и конкурсный отбор.
Основными критериями приоритетного инновационного проекта являются:
значимость проекта для социально-экономического развития области;
соответствие приоритетным направлениям социально-экономического развития области;
экономическая, бюджетная и социальная эффективность.
Экспертиза и конкурс инновационных проектов осуществляются в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной поддержки субъектам инновационной деятельности.
Правительство Нижегородской области:
разрабатывает и принимает перспективную и годовые инновационные программы Нижегородской области;
утверждает перечень приоритетных инновационных проектов Нижегородской области;
создает условия для формирования, финансирования и регулирования системы поддержки инновационной деятельности путем нормативного правового регулирования;
определяет обоснованную сумму расходов для включения в расходы областного бюджета на очередной финансовый год;
разрабатывает и реализует экспертный и экономический механизмы инновационной деятельности;
обеспечивает поддержку участия субъектов государственной поддержки инновационной деятельности в федеральных и областных программах;
обеспечивает формирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, инновационных фондов;
осуществляет мониторинг деятельности субъектов государственной поддержки инновационной деятельности, находящихся на территории Нижегородской области;
оказывает поддержку субъектам государственной поддержки инновационной деятельности при проведении выставок и конференций;
оказывает содействие субъектам государственной поддержки инновационной деятельности в осуществлении международных научных, научно-производственных и производственных связей;
размещает заказ на создание наукоемкой продукции на территории Нижегородской области субъектам государственной поддержки инновационной деятельности на конкурсной основе посредством заключения договоров (контрактов);
осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению органа исполнительной власти области.
Финансирование субъектов государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется за счет:
бюджетных средств;
средств, привлекаемых субъектами государственной поддержки инновационной деятельности из внебюджетных источников, в том числе средств коммерческих, инвестиционных и ипотечных банков, инвестиционных компаний и фондов, страховых организаций, инновационных (венчурных инновационных) фондов и иных инвесторов;
средств субъектов государственной поддержки инновационной деятельности;
других, не запрещенных законодательством, источников.
Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных и внебюджетных источников может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
При формировании областного бюджета на очередной финансовый год с целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Нижегородской области субъектам государственной поддержки инновационной деятельности, указанным в статье 5 настоящего Закона, предоставляются следующие меры государственной поддержки:
финансирование инновационной деятельности за счет средств областного бюджета в соответствии с законодательством Нижегородской области;
предоставление субъектам государственной поддержки инновационной деятельности налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Нижегородской области;
предоставление государственных гарантий Нижегородской области по обеспечению возврата привлекаемых денежных средств для осуществления инновационной деятельности на территории Нижегородской области;
предоставление инвестиционного налогового кредита на осуществление инновационной деятельности в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации;
частичная компенсация процентной ставки по кредитам коммерческих банков в случаях, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год;
освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегородской области.
Государственная поддержка субъектам инновационной деятельности предоставляется на срок окупаемости инновационного проекта, но не более трех лет с момента начала производства. В исключительных случаях при реализации приоритетного инновационного проекта, срок окупаемости которого превышает три года, Законодательное Собрание Нижегородской области по представлению Правительства Нижегородской области принимает решение о продлении для указанного субъекта государственной поддержки инновационной деятельности периода предоставления государственной поддержки, но не более чем на 5 лет.
При формировании областного бюджета на очередной финансовый год Правительство Нижегородской области в законе об областном бюджете предусматривает предоставление государственной поддержки приоритетным проектам, срок реализации которых составляет более одного года.
Положение о порядке и условиях предоставления государственной поддержки субъектам государственной поддержки инновационной деятельности утверждается Правительством Нижегородской области.
На территории Нижегородской области для субъектов государственной поддержки инновационной деятельности устанавливаются следующие льготы:
снижается налог на прибыль, подлежащий зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, по ставке пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации приоритетного инновационного проекта, в общей сумме выручки. При этом ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, не может быть ниже 13 процентов;
не подлежит налогообложению имущество, участвующее в реализации приоритетного инновационного проекта, в части платежей, зачисляемых в областной бюджет при условии раздельного учета видов деятельности;
не подлежат обложению земельным налогом в части, зачисляемой в областной бюджет, земельные участки в утвержденных в установленном порядке границах, на площадях которых реализуются приоритетные инновационные проекты Нижегородской области.
Расходы на государственную поддержку субъектов инновационной деятельности ежегодно предусматриваются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с утвержденными перспективной и годовыми инновационными программами Нижегородской области.
Распределение средств, предусмотренных областным бюджетом на государственную поддержку инновационной деятельности, осуществляется министерством промышленности и инноваций Нижегородской области, в компетенцию которого входят поддержка и развитие областной инновационной деятельности.