ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2003 года № 238
(с изменениями на 22 декабря 2005 г.)
-----------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 22.12.2005 № 317
-----------------------------------------------------------
В соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2002 года № 215 "Об утверждении основных направлений промышленной политики Нижегородской области на 2003-2005гг." и в целях создания региональной инновационной системы Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 гг." (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусмотреть при формировании проектов бюджетов Нижегородской области на 2004-2005 годы выделение средств на выполнение мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П.Сентюрина.
Губернатор Г.М. Ходырев
Программа
"Инновации и высокие технологии в промышленности
Нижегородской области на период 2003-2005гг."
(в ред. постановления Правительства области от 22.12.2005 № 317)
Наименование Программы | Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области на период 2003-2005 г.г. |
Основание для разработки Программы | Федеральный Закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" |
Заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Разработчики Программы | Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области, при участии Совета по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Нижегородской области |
Цель Программы | Формирование региональной инновационной системы |
Срок реализации Программы | 2003 - 2005 годы |
Предполагаемые объемы и источники финансирования | Прогнозируемые финансовые затраты на реализацию Программы составят: 1600,655 млн. руб., в т.ч. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - создание региональной инновационной системы, которая определит приоритетные направления развития экономики области и систему взаимодействия науки, промышленности, бизнеса, капитала; |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы, выполнения сроков и этапов осуществляет министерство промышленности и инноваций Нижегородской области и представляет отчет в Правительство Нижегородской области. |
НО - Нижегородская область
Минпром НО - Министерство промышленности и инноваций Нижегородской области
Минфин НО - Министерство финансов Нижегородской области
Минэкономики НО - Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области
Минимущество НО - Министерство имущественных отношений Нижегородской области
НИС - национальная инновационная система
РИС - региональная инновационная система
ИТЦ - инновационно-технологический центр
ТИР - территория инновационного развития
ППТ - передовые промышленные технологии
НИОКР - научно-исследовательские опытно-конструкторские работы
Введение | 5 |
I. Инновационная деятельность. Основные проблемы, условия. | 7 |
II. Цели и задачи Программы | 14 |
Ш. Система программных мероприятий | 16 |
IV. Механизм реализации Программы. Система контроля за ходом ее реализации | 17 |
V. Инвестиционная деятельность Нижегородской области как важная составляющая инновационного процесса. | 19 |
VI. Ресурсное обеспечение Программы | 21 |
VII. Ожидаемые результаты реализации Программы | 23 |
Программа "Инновации и высокие технологии в промышленности Нижегородской области" является реализацией единой промышленной политики, выработанной в соответствии с Концепцией промышленной политики Нижегородской области на 2002-2005гг. и Программой развития промышленности до 2015гг.
В современных условиях уровень развития науки и технологий становится определяющим фактором в обеспечении конкурентоспособности, безопасности и устойчивого развития стран мира, условием их равноправной интеграции в мировую экономику. Все развитые страны мира все большее внимание уделяют развитию фундаментальной и прикладной науки и технологий.
Мировой рынок научной и научно-технической продукции стал ареной жесткой конкуренции, а научно-техническая сфера - одним из важнейших факторов реализации геополитических интересов развитых стран.
Увеличивающееся научно-технологическое отставание России от ведущих стран (около 45% используемых в производстве технологий имеют возраст более 10 лет), в том числе в области разработки новейших систем вооружений, военной и специальной техники, биотехнологий, информационных технологий, ведет к существенному ослаблению национальной безопасности Российской Федерации.
Ориентация на экспорт сырьевых ресурсов не может быть гарантом эффективной экономической политики и устойчивого развития страны. Обеспечить экономическую, политическую и технологическую независимость России, реализовать ее право на последовательное и принципиальное отстаивание своих интересов, равноправную интеграцию в мировую экономику, проведение социально-ориентированной политики можно только при высоком уровне развития национальной научно-технической сферы, в том числе фундаментальной науки, наличии высококвалифицированных кадров, а самое главное - при условии создания высокоэффективной национальной инновационной системы.
Развитие научно-технического комплекса должно обеспечивать первоочередную реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, обеспечение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, обеспечение обороны и безопасности.
Базой для достижения этих целей является накопленный в России и Нижегородской области научно-технологический задел, развитая научно-техническая и производственная инфраструктура, научные кадры, сохранившая мировое признание система подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров, опыт концентрации ресурсов и усилий на решении сложных экономических, научно-технологических и оборонных задач.
Опыт развитых стран мира показывает, что наиболее эффективной является экономика, основанная на научных знаниях и базирующаяся на высокоэффективных национальных инновационных системах.
Разработка высокопроизводительных и энергосберегающих технологий, производство на их основе высокотехнологических товаров и услуг, выход с ними на мировые рынки, расширение международной интеграции в этой области стали для большинства промышленно развитых стран Западной Европы, США, Японии и стран Юго-Восточной Азии стратегией экономического роста и, по сути, сформировали новую экономическую модель.
Ее основой стали национальные инновационные системы (НИС) промышленно развитых стран, отличающиеся методами взаимодействия между предприятиями и институциональной средой, в которой они действуют, научной и образовательной системами, регулированием в области интеллектуальной собственности.
Наиболее распространенными моделями НИС являются модели США и Великобритании, отличающиеся наиболее полной автономией предпринимательства, Японии, которая предполагает создание технологического приоритета, но при этом акцент делает на конкретные технологии, которые доказали свою выгодность.
Европейская модель, ориентированная на ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовые продукты на национальном и наднациональном уровне, а также на содействие распространению инноваций в сообществе.
Государственная инновационная политика промышленно развитых стран состоит в обеспечении деятельности НИС, укреплении их слабых звеньев, вынуждающих фирмы к перемещению своих НИОКР за границу или делающих национальную экономику непривлекательной для инвестиций, и в устранении недостатков, мешающих различным звеньям НИС гармонично сотрудничать друг с другом.
Общими тенденциями в инновационной сфере мировой экономической деятельности 1990-х годов являются:
- рост числа производителей новых знаний и обострение конкуренции;
- рост зависимости производителей товаров и услуг от производителей новых знаний;
- рост значения малых предприятий как наиболее динамичного звена НИС;
- дефицит высококвалифицированных создателей новых знаний и технологий и снижение квалификационных требований к производителям конечной продукции;
- глобализация научно-производственного сектора мировой экономики и, как следствие, международное разделение труда и перераспределение добавленной стоимости от производителей товаров и услуг к владельцам технологий.
В Советском Союзе существовала НИС, соответствующая административно-командному укладу экономики и ориентированная только на государство как на заказчика. В девяностые годы советская НИС как целостность перестала существовать, что привело к кардинальным изменениям в деятельности организаций, занимающихся исследованиями, разработками.
Привыкшие к абсолютной финансовой поддержке государства и своей монополии на внутреннем рынке, в последние годы эти организации вынуждены конкурировать с лучшими мировыми производителями, не имея необходимой для этого системной организационной и финансовой поддержки, сформировавшейся в индустриально развитых странах с рыночной экономикой в виде НИС.
Государством, частным сектором и международными организациями в России в последнее десятилетие был предпринят ряд мер по созданию структур (технопарки, инновационно-технологические центры, юридические, патентно-лицензионные и консалтинговые компании, новые финансовые институты) и элементов законодательной базы НИС рыночного типа. Федеральными органами исполнительной власти в 1998-2000 годах осуществлен комплекс мер по реализации Концепции инновационной политики, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832.
Однако как по объективным, так и по субъективным причинам эти элементы не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности - не дали комплексного эффекта, позволяющего стране преодолеть технологическое отставание.
Несмотря на повышение доли продукции малых инновационных предприятий в валовом внутреннем продукте страны, интеграцию организации сферы образования, исследований и разработок, производства, сбыта и финансовых институтов в отдельные финансово-промышленные группы (отраслевые кластеры) и растущий интерес молодежи к техническому образованию, доля инновационно-активных предприятий в общем числе промышленных предприятий составляет лишь 5,2 % (в США - более 30 %).
Располагая крупной научной базой (12 % от числа ученых во всем мире), Россия на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%.
Ежегодный объем российского экспорта машин и оборудования в 6,5 раз ниже аналогичного показателя Южной Кореи, в 5,5 раза - Малайзии и в 2,5 раза - Таиланда.
Сохраняются известные проблемы отечественной промышленности - низкие производительность труда, технические характеристики и качество продукции, хотя в последние два года в связи с наметившимся экономическим подъемом в ряде отраслей промышленности проявилась тенденция к закупке современного технологического оборудования (в основном зарубежного), позволяющего частично ослабить остроту указанных проблем.
Основным источником финансирования инноваций являются собственные - и весьма ограниченные - средства предприятий, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Существенной проблемой развития перерабатывающих отраслей является то, что хотя в металлургии, химической, деревообрабатывающей и авиационной промышленности России еще сохраняется продуктовый ряд, конкурентоспособный на мировом рынке, значительная доля всех инвестиций поступает в энерго-сырьевой сектор. Такой “перекос” при отсутствии адекватного растущей экономике межсекторального перетока капитала консервирует отсталость ее перерабатывающих секторов и значительно усложняет задачу модернизации экономики.
Исходя из объективных процессов глобализации экономики, все более свободного перемещения по планете товаров, капитала и рабочей силы, и ужесточения мировой конкуренции товаров, технологий и услуг, конкурентными преимуществами в XXI веке будут обладать страны сформировавшие современные НИС, основанные на знаниях и, благодаря этому, создающую большие долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей.
Таким образом, остро стоит вопрос, на какой основе Россия интегрируется в мировую экономику - как поставщик сырьевых ресурсов или как полноправный участник мирового пространства высокотехнологических программ товаров и услуг.
В связи с этим Россия должна сделать выбор цели государственной инновационной политики:
- (или) продолжение выборочной поддержки оставшихся фрагментов советской НИС и сложившихся элементов новой инфраструктуры, характерной для стран с топливно-сырьевой экономикой;
- (или) создание НИС - целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на подъем конкурентоспособности перерабатывающих отраслей, сохранение имеющихся у них рынков и экспансию на новые рынки.
Движение к первой цели пусть не требует больших финансовых вложений государства, но консервирует существующую экономическую ситуацию и не обеспечит роста доходов и уровня жизни всего населения страны.
Движение ко второй цели обеспечит в стратегическом плане гармоничное социально-экономическое развитие страны, но в тактическом плане вовсе не означает подавление топливно-сырьевого сектора экономики, который сегодня обеспечивает экспортно-импортный баланс России и может стать одним из существенных источников инвестиций в перерабатывающие отрасли.
Учитывая конкурентные преимущества России, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но, главным образом, в развитой системе образования и имеющемся человеческом капитале, Россия выбирает целью государственной инновационной политики преодоление деформированности структуры российской экономики, обусловленной ее топливно-сырьевой направленностью, и увеличение валового внутреннего продукта страны и благосостояния населения на основе активизации инновационной деятельности в перерабатывающих отраслях промышленности и поощрения роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологической продукции, содержащей большую долю добавленной стоимости за счет интеллектуальной составляющей.