НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 17.07.2003 № 63-З
Об осуществлении оборота земель сельскохозяйственного
назначения в Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 27 декабря 2007 года № 195-З
__________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием 3 июля 2003 года
Настоящий Закон устанавливает порядок осуществления оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Нижегородской области в части полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
Действие настоящего Закона не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения - переход права на земельные участки и доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (далее - доля в праве общей собственности на земельный участок) от одного лица к другому в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом ”Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами посредством заключения договоров и иных сделок.
1. Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются граждане, юридические лица, органы государственной власти области, муниципальные образования, находящиеся на территории области.
2. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения определяются в соответствии с Федеральным законом ”Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
1. Законодательное Собрание области по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения устанавливает:
а) размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования (района) области и могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц;
б) минимальные размеры земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорированных земель;
в) случаи, при которых преимущественное право покупки земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок осуществляет орган местного самоуправления района области;
г) случаи, при которых в отсутствие покупателя на публичных торгах орган местного самоуправления района области обязан на основании статьи 5 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” выкупить земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок;
д) расходы областного бюджета: для выкупа земельных участков и долей в праве общей собственности на земельный участок, находящихся в собственности граждан и (или) юридических лиц, в собственность области; субвенции муниципальным образованиям для выкупа земельных участков и долей в муниципальную собственность; финансирование мероприятий по землеустройству, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения;
е) случаи, при которых органы местного самоуправления района области вправе обратиться в суд о прекращении прав на ненадлежаще используемый земельный участок или неиспользуемую часть земельного участка, находящегося в долевой собственности;
ж) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, переданные в аренду из земель, находящихся в собственности области;
з) перечень земель сельскохозяйственного назначения, использование которых для других целей не допускается;
и) государственные нужды Нижегородской области в землях сельскохозяйственного назначения;
к) начало приватизации земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом ”Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
2. Законодательное Собрание области в пределах и формах, установленных Уставом области, осуществляет:
а) контроль за соблюдением установленного порядка оборота земель сельскохозяйственного назначения;
б) иные полномочия, установленные законодательством.
1. Правительство области обязано обеспечить управление и распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности области и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
2. Правительство области:
а) уполномочивает специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и долями в праве общей собственности на земельный участок, находящимися в собственности области; на выкуп участка или доли в собственность области; на обращение в суд в установленных настоящим Законом случаях и совершать иные действия по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения;
б) устанавливает процедуры и критерии, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений по предоставлению земельных участков;
в) предусматривает в проекте областного бюджета расходы для выкупа земельных участков и долей в праве общей собственности на земельный участок, находящихся в собственности граждан и (или) юридических лиц, в собственность области; субвенции муниципальным образованиям для выкупа земельных участков и долей в муниципальную собственность; расходы для финансирования государственных мероприятий по землеустройству, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения;
г) решает вопросы финансирования выкупа земельных участков для нужд области из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, а также финансирования государственных мероприятий по землеустройству, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения;
д) устанавливает порядок и условия предоставления информации о возможном выкупе земельного участка его собственнику;
е) обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации;
ж) устанавливает порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности области;
з) устанавливает публичный сервитут, если это необходимо для обеспечения интересов области, без изъятия земельных участков;
и) устанавливает форму, требования к содержанию и порядок сообщения органом местного самоуправления района области в Правительство области об извещении продавца земельного участка;
к) определяет и обнародует (устанавливает) перечень средств массовой информации, в которых в обязательном порядке публикуются сообщения граждан и юридических лиц о продаже или выделении на местности доли в праве общей собственности на земельный участок, информация исполнительных органов государственной власти области или органов местного самоуправления о передаче в аренду государственных или муниципальных земель;
л) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
1. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
2. Орган местного самоуправления района:
а) уполномочивает специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и долями в праве общей собственности на земельный участок, находящимися в муниципальной собственности; на выкуп участка или доли для муниципальных нужд, определяемых органами местного самоуправления; на обращение в суд в установленных настоящим Законом случаях; совершать иные действия по осуществлению оборота земель сельскохозяйственного назначения;
б) устанавливает процедуры и критерии, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений по предоставлению земельных участков муниципальной собственности;
в) обеспечивает подготовку информации о земельных участках, которые предоставляют гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации;
г) устанавливает публичный сервитут для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков;
д) решает вопросы финансирования выкупа земельных участков (долей) в муниципальную собственность из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, а также финансирования муниципальных мероприятий по землеустройству, связанных с оборотом земель сельскохозяйственного назначения;
е) устанавливает порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности;
ж) устанавливает порядок осуществления и осуществляет муниципальный земельный контроль;
з) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
К государственным нуждам Нижегородской области относится приобретение земельных участков (долей) для целей:
формирования областного фонда перераспределения земель;
создания опытных и учебно-опытных хозяйств собственности Нижегородской области.
1. Максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, находящихся одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данный гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц, устанавливается в размере 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах района области.
2. Минимальный размер земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения равен размеру земельной доли, предоставленной участникам долевой собственности в сельскохозяйственном предприятии.
3. Местоположение земельных участков земель сельскохозяйственного назначения при выделе их на местности в счет долей в праве общей собственности определяется в соответствии с требованиями законодательства о землеустройстве.
4. При выделе участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава мелиорированных земель предусматриваются меры по сохранению работоспособности мелиоративной системы.
Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться:
а) в отношении земельных участков, используемых гражданами на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, - с момента вступления в силу настоящего Закона;
б) в отношении земельных участков, переданных юридическим и физическим лицам в аренду, - по истечении трехлетнего срока аренды участка при условии выполнения арендатором всех условий арендного договора;
в) в отношении участков, используемых юридическими лицами на праве постоянного (бессрочного) пользования, - с момента объявления о продаже участков согласно планам приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, утверждаемым в установленном Законодательным Собранием области порядке.
1. Информация о наличии предлагаемых к передаче в аренду или продаже в собственность гражданам или юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также о выделении на местности неиспользуемой части земельного участка публикуется Правительством области и органом местного самоуправления района в областной газете и в газете, учрежденной органом местного самоуправления района по месту нахождения земельного участка, а при отсутствии такой - в иной газете или в другом средстве массовой информации, установленном Правительством области в соответствии с подпунктом “к” пункта 2 статьи 5 настоящего Закона.
2. Граждане и юридические лица, принявшие решение известить участников долевой собственности через средства массовой информации о продаже доли в праве общей собственности на земельный участок, выделении на местности в счет доли земельного участка или проведении собрания участников долевой собственности, должны опубликовать сообщение в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
3. Публикация извещения в указанных в пункте 1 настоящей статьи средствах массовой информации не лишает собственника земель права на дополнительную публикацию в иных средствах массовой информации.
4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Законом для принятия решения после публикации сообщения в средствах массовой информации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливается Правительством области.
1. При продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок на публичных торгах в случаях, предусмотренных статьей 5 Федерального закона ”Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, при отсутствии покупателя Правительство области должно выкупить участок или долю по начальной цене предмета торгов.
2. В случае отказа Правительства области от выкупа, выкуп земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок должен осуществить орган местного самоуправления района по начальной цене предмета торгов.
Об отказе от выкупа Правительство области уведомляет орган местного самоуправления района в месячный срок.
Правительство области или в случае, установленном статьей 18 настоящего Закона, орган местного самоуправления района имеет преимущественное право покупки земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.
Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме орган местного самоуправления района по месту нахождения земельного участка о намерении продать участок с указанием цены и других существенных условий договора.
Извещение вручается под расписку или направляется в адрес органа местного самоуправления района заказным письмом с уведомлением о вручении.
1. Если число участников долевой собственности не более пяти, то возмездное отчуждение доли в праве общей собственности на земельный участок осуществляется с соблюдением правил, установленных статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2. Если число участников долевой собственности более пяти, то о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, указанных в перечне, обнародованном Правительством области.
3. Если остальные участники долевой собственности в течение месяца с момента получения извещения в письменной форме или опубликования указанного сообщения в установленных средствах массовой информации откажутся от покупки доли в праве общей собственности на земельный участок или не заявят о намерении приобрести ее, продавец обязан известить в письменной форме орган местного самоуправления района о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора по правилам, установленным статьей 13 настоящего Закона, независимо от количества участников долевой собственности.