Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11.06.2003  № 174

Об утверждении межведомственной комплексной целевой программы
"Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской
области на 2004-2008 годы"

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области  от 31.12.2004 № 301

   __________________________________________________________________________



В соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и для дальнейшего совершенствования и развития социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области - системы динамического наблюдения за состоянием здоровья населения во взаимосвязи с социально-экономическими и экологическими факторами, с целью управления качеством среды обитания и состоянием здоровья населения, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую межведомственную комплексную целевую программу "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2004-2008 годы выделение средств на выполнение мероприятий Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы и предусмотреть соответствующее финансирование при формировании местных бюджетов на 2004-2008 годы.



Губернатор                                                                                    Г.М. Ходырев

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Нижегородской области
от 11.06.2003  № 174


МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004-2008 гг."






г. Н. Новгород
2003 г.


ПАСПОРТ
МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО
- ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 гг."

1. Наименование Программы

Областная межведомственная комплексная целевая Программа "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004-2008 гг.".

2. Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. № 426 (п. 3) "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге", Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 г № 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения", Постановление Администрации Нижегородской области от 14.03.2001 г. № 53 (п. 2.4) "О введении социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области" (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 г. №148), Постановление Правительства Нижегородской области от 11.09.2002 г. № 225 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга питания детей в образовательных и специализированных социально-реабилитационных учреждениях для детей и подростков Нижегородской области".

3. Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области.

4. Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области, Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

5. Основные исполнители Программы

Министерство здравоохранения Нижегородской области, Министерство образования и науки Нижегородской области, Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области, Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, Комитет по физической культуре и спорту Нижегородской области, Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области во взаимодействии с: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области", центрами госсанэпиднадзора в городах и районах Нижегородской области, Верхне-Волжским межрегиональным территориальным управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Нижегородским областным комитетом государственной статистики, Нижегородским научно-исследовательским институтом гигиены и профпатологии, ФГУ "Нижегородский центр стандартизации и метрологии", ООО "Нижегородский центр сертификации", Управлением Российской государственной хлебной инспекции по Нижегородской области, ФГУ "ФГТ станция защиты растений в Нижегородской области", Управлением госторгинспекции по Нижегородской области (по согласованию)

6. Основные цели и задачи Программы

Цель: организация на базе новых компьютерных технологий государственной межотраслевой иерархической системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку здоровья населения и среды обитания для разработки обоснованных медико-реабилитационных, природоохранных, социально-экономических и управленческих решений.

Задачи:

Создание единой системы наблюдения за соматической и инфекционной заболеваемости, состоянием объектов окружающей среды, социально-экономических факторов;

Формирование единого государственного фонда информационных ресурсов Нижегородской области, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, состояния объектов окружающей среды, социально-экономических факторов, качества и безопасности пищевых продуктов и т.д.;

Выявление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и состоянием здоровья населения на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения с оценкой и прогнозированием экономического ущерба;

Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение социально-гигиенического мониторинга на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-компьютерных комплексов;

Межведомственная координация ведения мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, выработки предложений для принятия решений по управлению качеством среды обитания и здоровьем населения;

Подготовка и реализация природоохранных и медико-реабилитационных мероприятий (целевых программ).

7. Сроки реализации Программы

2004-2008 гг.

8.Предполагаемые объём и источники финансирования

Общая сумма затрат составляет 30657,45 тыс. руб.

(2004 г. - 9089,49 тыс. руб., 2005 г. - 6499,49 тыс. руб., 2006 г. -5788,49 тыс. руб., 2007 г. - 4704,49 тыс. руб., 2008 г. - 4575,49 тыс. руб.);

в том числе средства областного бюджета 3010,0 тыс. руб. (2004 г. - 1200,0 тыс. руб., 2005 г. - 505,0 тыс. руб., 2006 г. - 435,0 тыс. руб., 2007 г. - 435,0 тыс. руб., 2008 г. -435,0 тыс. руб.);

бюджеты городов и районов области 25623,45 тыс. руб.,

(2004 г. - 7384,49 тыс. руб., 2005 г. - 5478,49 тыс. руб., 2006 г. - 5026,49 тыс. руб., 2007 г. - 3931,49 тыс. руб., 2008 г. - 3802,49 тыс. руб.);

областной экологический фонд 2024,0 тыс. руб. (2004 г. - 505,0 тыс. руб., 2005 г. - 516,0 тыс. руб., 2006 г. - 327,0  тыс. руб., 2007 г. - 338,0 тыс. руб., 2008 г. - 338,0 тыс. руб.).

9. Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы к 2008 г. приведет к созданию в Нижегородской области единого информационного фонда данных о состоянии здоровья населения и факторов влияющих на него (экологических, социально-экономических, качества и безопасности продуктов питания и т.д.). Это позволит повысить эффективность и целенаправленность действий всех участников системы социально-гигиенического мониторинга по разработке управленческих решений (целевых программ) профилактики и улучшения демографической ситуации и здоровья населения Нижегородской области, в том числе снижение общей заболеваемости населения на 3-7%, снижение уровней заболеваемости врожденными аномалиями (пороками развития) на 1,5-3%, снижения уровня профессиональной заболеваемости на 4%, снижение заболеваний обусловленных алиментарным фактором и дефицитом микронутриентов.

10. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

Контролирующий орган: ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области".

Форма контроля: проверка отчетов о ходе выполнения Программы участников ведения СГМ - один раз в год. Отчет ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области" о ходе финансирования из областного бюджета министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области - ежеквартально.

11. Механизмы реализации Программы

Реализация Программы обеспечивается взаимодействием участников ведения СГМ на основании соглашений о взаимообмене информации.

Внедрение единых программных комплексов, формирование унифицированных баз данных и организация работы в едином информационном поле.

Предусматривается информирование Правительства Нижегородской области (ежегодный доклад) и населения (через СМИ) о результатах мониторинга состояния здоровья населения и среды его обитания.


Список используемых терминов и сокращений.

ВВУГМС

Верхне-Волжское Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

ВОЗ

Всемирная Организация Здравоохранения

ГИС

Геоинформационные системы

ПДК

Предельно допустимая концентрация

Пром.предприятие

Промышленное предприятие

СанПиН

Санитарные правила и нормы

СГМ

Социально-гигиенический мониторинг  

ФГУ

Федеральное государственное учреждение

ФГТ станция

Федеральная государственная территориальная станция

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНО - ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2008 гг."


В существующих социально-экономических условиях состояние здоровья населения остается одной из наиболее острых медико-социальных проблем, являясь фактором национальной безопасности. В современных условиях здоровье общества во многом определяется реальным обеспечением его прав на безопасную среду обитания и профилактику заболеваний.

Межведомственная комплексная целевая программа "Развитие системы социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области на 2004_2008 гг." разрабатывается согласно:

Федеральным законам:

- от 30.03.99 г. № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

- от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с изменениями от 02.12.2000 г. № 139-ФЗ) "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (ст.8);

- от 22.05.1993 № 4979-1 "О ветеринарии";

- постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 г. № 426 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге";

- постановлению Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 г № 883 "Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения";

- закону Нижегородской области от 26.02.2002 г. № 8-З "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Нижегородской области";

- постановлению Губернатора Нижегородской области от 14.03.2001 г. № 53 "О введении социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области" (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 01.07.2002 г. № 148).

Социально-гигиенический мониторинг - государственная система наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека.

По данным ВОЗ, состояние здоровья населения на 50-60% зависит от уровня социально-экономического развития; на 30-40% - от решения экологических проблем, и лишь на 15-20% от развития системы здравоохранения.

В течение последних лет состояние здоровья населения как в целом по России, так и в Нижегородской области характеризуется неблагоприятными тенденциями, резко обозначился процесс депопуляции с устойчивым превышением числа смертей над рождениями.

Исследование динамики рождаемости по области свидетельствует о тенденции к ее росту, число рождений увеличилось по сравнению с 1999 г. на 12,2% и составило 8,3 на 1000 родившихся в 2002 г. (Россия - 13,97). В то же время наблюдается устойчивый рост смертности; по области число умерших возросло на 13%, и в 2002 году показатель общей смертности достиг 19,1 на 1000 жителей - самого высокого уровня за все предыдущие годы, превысив среднероссийский (16,3). В целом по Нижегородской области уровень смертности превышает рождаемость практически в 2 раза.

Из всех факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья населения, особенно для городских поселений и промышленно развитых территорий, следует особо выделить загрязнение атмосферного воздуха.

За последние годы в целом по области произошло сокращение производства, однако уровни загрязнения природной среды остаются высокие, не адекватные промышленному спаду. Обращает на себя внимание увеличение количества проб атмосферного воздуха с содержанием вредных веществ более 5 ПДК с 7 проб в 2001 г. до 92 проб в 2002 г. Это в таких районах как Кстовский, Борский, городах Н.Новгород, Балахна.

В Нижегородской области  показатели загрязнения атмосферного воздуха ниже среднего показателя по России. Тем не менее, по данным Гидрометеослужбы, в любой день года на каком-либо из пунктов наблюдения регистрируется превышение ПДК хотя бы одной примеси.

За последние десятилетия существенно увеличилась доля выбросов, поступающих в атмосферу от легковых и грузовых автомобилей, предприятий и фирм, связанных с ремонтом, сервисным обслуживанием и переоборудованием автомобилей. В крупных городах на долю автотранспорта приходится от 30 до 70% общей массы выбросов.

Продолжает оставаться неудовлетворительным состояние водоемов I и II категории водопользования, о чем свидетельствуют нестандартные санитарно-химические и микробиологические показатели. Систематическое несоответствие качества питьевой воды гигиеническим нормативам по тем или иным показателям наблюдается в 30 районах области.

Неблагоприятные факторы окружающей природной среды имеют важное, а в экологически неблагополучных городах ведущее значение в формировании здоровья населения. Поэтому наблюдение за состоянием объектов окружающей среды и улучшение качества среды обитания населения в настоящее время является предметом особого внимания.

По данным социально-гигиенического мониторинга за период с 1996 г. первичная заболеваемость взрослого населения Нижегородской области увеличилась на 3%, тем не менее, за последние 4 года наблюдается некоторое снижение общей заболеваемости с 589,14 (на 1000 взрослого населения) в 1999 г. до 526,4 в 2002 г.

Среди взрослого населения наиболее распространены болезни органов дыхания, их доля в структуре заболеваемости составляет 34%, на втором месте идут травмы и отравления - 16%, на третьем - болезни кожи и подкожной клетчатки и костно-мышечной системы - 7%. За последние 7 лет существенно возросла заболеваемость эндокринной системы (на 49%), мочеполовой системы (на 47%), системы кровообращения (на 32%), психическими расстройствами (на 31%), крови и кроветворных органов (на 22,7%).

До 2001 г. прослеживалась тенденция  роста патологии, связанной с фактором питания, от 15,16 в 1996 г. до 23,34 в 2001 г., однако, в 2002 г. наблюдается снижение, и данный показатель составляет 15,68 на 1000 населения. Тем не менее, в 27 районах области заболеваемость органов пищеварения выше среднеобластных цифр, наиболее высокий уровень наблюдается в Ардатовском, Вачском, Сергачском, Дивеевском районах.

Влияние среды обитания на состояние здоровья человека наиболее показательно в детской популяции, т.к. организм ребенка в наиболее чистом виде демонстрирует воздействие на него различных факторов (без профессиональных наслоений, без накопившихся последствий перенесенных физических и психических травм, заболеваний, возрастной патологии, вредных привычек). Кроме того, детский организм, еще окончательно не сформированный, более чувствителен к неадекватным условиям.

Одним из индикаторов социально-экономического и экологического неблагополучия территории является высокий уровень регистрируемых врожденных пороков (аномалий развития) среди детского населения. Более чем в 2 раза увеличился данный показатель за последние 8 лет - от 3,56 в 1994 году до 8,04 в 2002 г. на 1000 детского населения (РФ - 6,65).

Здоровье детей и подростков Нижегородской области ухудшается с каждым годом. По сравнению с 1996 г. уровень общей заболеваемости детей до 14 лет увеличился практически на 46% и составил в 2002 г. - 1722,95 на 1000 детей (РФ_1462,89). Наиболее часто регистрируемая патология у детей связана с болезнями органов дыхания - 66%. По данному показателю Нижегородская область превысила средний уровень по Российской Федерации на 23% (Россия_864,66 в 2001 г). Максимального значения уровень заболеваемости достиг в Балахнинском, Городецком, Кстовском районах. В 2002 г. по сравнению с 1997 г. возросло число детей с патологией костно-мышечной системы - на 107,9%, органов кровообращения - на 94%, органов пищеварения - на 68%, эндокринной системы - на 50,7%.

Уровень общей заболеваемости подростков 15-17 лет в Нижегородской области в 2002 г. составил 1082,43 на 1000 соответствующего населения (РФ_934,31). За последние 6 лет отмечен прирост общей заболеваемости на 45,5%. Увеличилось число зарегистрированных заболеваний среди подростков психическими расстройствами на 138,8%, кожи и подкожной клетчатки на 122,8%, костно-мышечной системы - 56,5%, органов пищеварения - 42,3%. Вместе с тем наметилась тенденция к снижению заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями на 28%, болезней крови на 20,2%.

В Нижегородской области, как и в целом по России, отмечается тенденция роста заболеваемости населения злокачественными новообразованиями и смертности от них, и на протяжении многих лет характеризуется стабильно высоким уровнем.

В настоящее время в Нижегородской области для наблюдения за состоянием среды обитания и здоровья населения организованы и функционируют:

- мониторинг состояния окружающей среды (Верхне-Волжское УГМС);

- сбор и систематизация данных о состоянии окружающей среды (Комитет охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области);

- сбор и анализ данных по социально-экономическим показателям (Нижегородский областной комитет государственной статистики);

- формирование базы данных о состоянии здоровья населения Нижегородской области (Министерство здравоохранения Нижегородской области);

- сбор, анализ и формирование баз данных о состоянии загрязнении объектов окружающей среды, выполненных в рамках осуществления госсанэпиднадзора, производственного контроля, проводимого юридическими лицами, и дополнительного мониторинга состояния атмосферного воздуха, воды, почвы, продуктов питания, проводимого по приоритетным территориальным показателям (ФГУ "Центр госсанэпиднадзора в Нижегородской области, ГУ Центры госсанэпиднадзора в городах и районах области).

В то же время в области остро стоит вопрос технического переоснащения и модернизации системы наблюдения загрязнения окружающей среды, расширения спектра контролируемых веществ и охваченной наблюдениями территории области, отсутствуют единая система программного обеспечения сбора и передачи информации для формирования информационного фонда данных о состоянии объектов окружающей среды (в т. ч. состояния среды обитания человека, качества продуктов питания, радиационной безопасности, условий и охраны труда, и т.д.), состоянии здоровья населения, и главное, система оценки и прогнозирования результатов воздействия (рисков) социально-экономических и экологических факторов на здоровье с обоснованием управленческих решений и учётом возможного экономического ущерба.

Мероприятия Программы соответствуют положениям федерального законодательства и других нормативно-правовых актов, в которых закреплено, что ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Нижегородской области" осуществляет и координирует деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга в Нижегородской области и формирует областной информационный фонд данных социально-гигиенического мониторинга.

За счет Федерального бюджета на базе центра создан и функционирует отдел социально - гигиенического мониторинга (8 шт. ед.), приобретена компьютерная программа по обеспечению СГМ (за счет экологический фонда), формируются базы данных собственных скрининговых исследований объектов среды обитания человека и т.д.

В Программу включены положения принципиального характера, требующие межведомственного подхода и решения. Программа предусматривает осуществление комплекса мероприятий, направленных на создание единой системы наблюдения, базы информационных данных о состоянии здоровья населения во взаимосвязи с факторами влияющими на него, и системы управления качеством среды обитания в целях укрепления здоровья.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью Программы является:

Организация на базе новых компьютерных технологий государственной межотраслевой иерархической системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей динамическую оценку здоровья населения и среды обитания для разработки обоснованных природоохранных, социально-экономических и медико-реабилитационных управленческих решений.

В соответствии с этим, основными задачами Программы являются:

1. Создание единой системы наблюдения за соматической и инфекционной заболеваемостью, состоянием объектов окружающей среды, социально-экономических факторов;

2. Формирование единого государственного фонда информационных ресурсов Нижегородской области, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности и здоровья населения, состояния объектов окружающей среды, социально-экономических факторов, качества и безопасности пищевых продуктов и т.д.;

3. Выявление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и состоянием здоровья населения на основе системного анализа и оценки риска здоровью населения с оценкой и прогнозированием экономического ущерба;

4. Программно-техническое, лабораторно-диагностическое обеспечение СГМ на основе современных информационно-аналитических технологий и программно-компьютерных комплексов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»