НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 26 февраля 2002 года № 8-З
О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения Нижегородской области
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 05.03.2005 № 19-З
__________________________________________________________________________
Принят Законодательным Собранием 24 января 2002 года
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации, регулирует общественные отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области в целях реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона Нижегородской области используются следующие основные понятия:
санитарно - эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности;
среда обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека;
факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений;
вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений;
благоприятные условия жизнедеятельности человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека;
безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека;
санитарно - эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время;
гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;
государственные санитарно - эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно - эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний;
социально - гигиенический мониторинг - государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно - следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания;
государственный санитарно - эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания;
санитарно - эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации;
санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;
ограничительные мероприятия (карантин) - административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
инфекционные заболевания - инфекционные заболевания человека, возникновение и распространение которых обусловлено воздействием на человека биологических факторов среды обитания (возбудителей инфекционных заболеваний) и возможностью передачи болезни от заболевшего человека, животного к здоровому человеку;
инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих - инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия);
массовые неинфекционные заболевания (отравления) - заболевания человека, возникновение которых обусловлено воздействием физических и (или) химических, и (или) социальных факторов среды обитания.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в Нижегородской области обеспечивается посредством мер, предусмотренных Законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ, а также:
реализацией законов и нормативных правовых актов Нижегородской области в сфере охраны здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечения жизнедеятельности и охраны среды обитания человека;
разработкой и реализацией региональных и местных целевых, научных и научно-технических программ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, финансируемых из областного и местных бюджетов, а также из других источников;
формированием действенной системы производственного контроля;
иными мерами, осуществление которых входит в компетенцию органов государственной власти Нижегородской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы государственной власти Нижегородской области осуществляют деятельность в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации, а также обеспечивают:
координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
условия для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области;
развитие внешних связей и межрегионального сотрудничества по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Нижегородской области;
опубликование и распространение ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Нижегородской области;
решение других, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации, вопросов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:
разработка, принятие, финансирование и реализация местных (муниципальных) программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, участие в реализации федеральных и территориальных (областных) программ по этим вопросам;
организация и проведение на территории населенных пунктов санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
организация и проведение мероприятий по ликвидации эпидемий инфекционных болезней, массовых заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
организация и проведение мероприятий по обеспечению населения качественной питьевой водой;
введение и отмена на территории населенного пункта ограничительных мероприятий (карантина);
разработка и реализация мер по созданию экономической заинтересованности граждан и юридических лиц в соблюдении санитарного законодательства;
реализация мер по своевременному информированию населения городских и сельских поселений об инфекционных заболеваниях и о массовых неинфекционных заболеваниях (отравлениях), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;
обеспечение участия индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в разработке мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
принятие от граждан предложений по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
обеспечение постоянной готовности служб, участвующих в проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, в случае заноса карантинных и других опасных инфекций и паразитарных инвазий;
привлечение в установленном порядке населения к контролю за санитарным состоянием и благоустройством населенных пунктов;
координация деятельности юридических лиц и граждан по проведению ими комплексных гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан в области санитарно-эпидемиологического благополучия;
проведение социально-гигиенического мониторинга на территории муниципального образования совместно с учреждениями государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
реализация мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;
запрещение на основании заключения органов государственного санитарно-эпидемиологической службы проведения на территории муниципального образования мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные изменения окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки;
организация и финансирование на соответствующих территориях проведения профилактических дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в подведомственных муниципальных учреждениях, организациях, очагах инфекционных заболеваний;
финансирование работ санитарных пропускников для осуществления мероприятий по обработке лиц без определенного места жительства и занятий, лиц, поступивших из приемников-распределителей УВД, домов ночного пребывания, беженцев;
решение в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области других вопросов, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральным законодательством устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к:
планировке и застройке городских и сельских поселений;
продукции производственно-технического назначения, товарам для личных и бытовых нужд и технологиям их производства;
потенциально опасным для человека химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции;
пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями и технологиям их производства;
продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации;
организации питания населения;
водным объектам;
питьевой воде и питьевому водоснабжению населения;
атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях;
почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок;
сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления;
жилым помещениям;
эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
условиям труда;
условиям работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;
условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека;
условиям воспитания и обучения.
1. Для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья - населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы совместно с территориальными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти и органами местного самоуправления Нижегородской области осуществляется социально-гигиенический мониторинг.
2. Сведения, необходимые для ведения социально-гигиенического мониторинга, предоставляются в территориальные органы госсанэпиднадзора соответствующими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами, учреждениями и организациями, уполномоченными на ведение специальных видов мониторинга, организациями, независимо от их форм собственности, на безвозмездной основе.
Статья 7. Предупреждение и ликвидация инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей
1. В целях предупреждения возникновения и распространения, а также ликвидации инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей юридическими и физическими лицами должны
своевременно и в полном объеме проводиться необходимые комплексные, организационные, гигиенические, противоэпидемические, медицинские, инженерно-технические, учебно-тренировочные и прочие мероприятия в соответствии с законодательством. Российской Федерации.
2. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний людей на отдельных территориях, в населенных пунктах и организациях на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решениями органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления в установленном порядке вводятся ограничительные мероприятия (карантин).
3. Для оперативного руководства и координации деятельности организаций и граждан по предупреждению и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Правительство Нижегородской области, территориальные федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления создают санитарно-противоэпидемические комиссии, действующие в соответствии с положением о них. Решения данных комиссии являются обязательными для юридических и физических лиц.
4. Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в области международной туристической деятельности, обязаны проводить специальную подготовку граждан, выезжающих за пределы Российской Федерации, по вопросам профилактики инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.
1. Организация и проведение профилактических прививок населению осуществляются в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
2. Отсутствие у граждан профилактических прививок, включенных в национальный календарь профилактических прививок и прививок, проводимых по эпидемиологическим показаниям, влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, за исключением граждан, имеющих медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок.
3. Медицинские работники обязаны обеспечивать своевременность, эффективность и безопасность профилактических прививок для граждан, достоверность информации о профилактических прививках и их побочных действиях, а также неблагоприятных последствиях отказа от прививок.