По состоянию на 1 января 2002 года в Нижегородской области насчитывалось 337,1 тыс. инвалидов, пенсионирующихся в органах социальной защиты населения, или около 10 % от общей численности населения области. Последние 5 лет численность инвалидов увеличилась в 1,4 раза. Растет первичная инвалидность, а также число инвалидов трудоспособного возраста.
Наиболее многочисленными по составу и характерным особенностям взаимодействия со средой жизнедеятельности являются три основные группы (категории) инвалидов:
- с поражениями опорно-двигательного аппарата, использующие при передвижении вспомогательные средства (костыли, кресла-коляски и т.п.) около 37 тыс. человек;
- с дефектами органов зрения, использующие для ориентации трости, собак-проводников - 7 тыс. человек;
- с дефектами органов слуха, использующие слуховые аппараты - около 22 тыс. человек.
Практически все инвалиды нуждаются в преодолении психологических барьеров, в создании благоприятного психологического климата в обществе при решении проблем инвалидов и инвалидности.
Однако, по ряду причин, в том числе социально-экономических, нормативно-правовых и психологических, в области недостаточно обеспечиваются требования доступности объектов социальной инфраструктуры для указанных категорий инвалидов и престарелых граждан.
Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, что подтверждено федеральными и региональными нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 07.05.1998 № 73-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях»;
- Закон Нижегородской области от 16.04.2001 № 177-З "Градостроительный кодекс Нижегородской области";
- постановление Администрации Нижегородской области от 26.11.1996 № 303 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры».
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» стал первым законодательным актом Российской Федерации, в котором (ст. 15) были закреплены правовые нормы, гарантирующие инвалидам создание условий (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным учреждениям). А также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородним автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, а также приспособление транспортных средств, средств связи и информации должно осуществляться в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней (ч. 3 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Областная целевая программа "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в Нижегородской области" (далее - Программа) разработана на основе предложений органов местного самоуправления Нижегородской области и общественных организаций инвалидов в целях определения наиболее приоритетных направлений при формировании доступной среды жизнедеятельности и рассчитана на поэтапную реализацию в период с 2003 по 2005 год.
С целью реализации настоящей Программы органы местного самоуправления с учетом финансовых возможностей территорий должны разрабатывать районные (городские) программы по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры на 2003 - 2005 годы с указанием конкретных объектов и разбивкой объемов финансирования по годам. Указанные мероприятия должны основываться на генеральном плане развития города или поселения, градостроительной документации об их застройке и учитывать предполагаемые и возможные варианты развития социальной инфраструктуры путем застройки новых территорий и реконструкции сложившихся жилых и промышленных районов, строительства новых и реконструкции действующих зданий и сооружений.
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 16) устанавливается административная ответственность за уклонение от исполнения требований по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. А в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 9.13, 9.14, 11.24) содержатся правовые нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушения в области обеспечения беспрепятственной среды жизнедеятельности для инвалидов, причем протоколы об административных нарушениях в этой области составляются должностными лицами органов социальной защиты. В этой связи при органах социальной защиты целесообразно создать соответствующие комиссии по контролю выполнением норм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Программа составлена с учетом нормативных требований, изложенных в:
- ведомственных строительных нормах (ВСН 62-91) "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и мало мобильных групп населения";
- руководящем документе системы (РДС 35-201-99) "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
- рекомендациях Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерства труда и социального развития Российской Федерации и акционерного общества «Центральный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования им. Б.Е. Мезенцева» по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других мало мобильных групп населения и других нормативных документов.
Основные разделы плана мероприятий по реализации Программы:
- реконструкция зданий и сооружений общественного назначения с учетом доступности для инвалидов;
- реконструкция специализированных учреждений для инвалидов с формированием безбарьерной среды;
- обеспечение возможностей передвижения инвалидов средствами индивидуального и общественного транспорта;
- использование средств связи и информации;