ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 ноября 2002 года N 292

Об утверждении Программы "Создание единой
образовательной информационной среды
Нижегородской области (2003 - 2005 годы)"

С целью развития системы образования Нижегородской области, повышения качества образования, участия в мероприятиях Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 № 630:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003 - 2005 годы)" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусмотреть при формировании проектов бюджетов Нижегородской области на 2003 - 2005 годы выделение средств на выполнение мероприятий Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.     


                                                          Губернатор                                             Г.М. Ходырев

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением Правительства
Нижегородской области
от 04.11.2002 № 292


ПРОГРАММА
"Создание единой образовательной
информационной среды Нижегородской области
(2003 - 2005 годы)"


г. Н. Новгород
2002

Паспорт
Программы "Создание единой образовательной информационной среды
Нижегородской области (2003 - 2005 гг."

Наименование Программы

Программа "Создание единой образовательной информационной среды Нижегородской области (2003 - 2005 гг.)"

Основание для разработки Программы

Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 № 630

Государственный заказчик

Министерство образования Российской Федерации

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Министерство образования и науки Правительства Нижегородской области. Совет по развитию образовательной информационной среды при Министерстве образования и науки Нижегородской области

Цель Программы

Целью Программы является создание и развитие в Нижегородской области единой образовательной информационной среды, обеспечивающей объединение нижегородских Интернет ресурсов в единый образовательный портал; создание сегмента "социального Интернета", обеспечивающего льготный доступ к образовательным ресурсам; повышение качества всех уровней образования, на основе использования современных информационных технологий.

Задачи Программы

1. Разработка электронных средств информационно-технологической поддержки и развития, объединяющих образовательные учреждения Нижегородской области в единую образовательную информационную среду.

2. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, линиями связи и средствами доступа к информационным ресурсам.

3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

4. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.

5. Создание системы технического обслуживания технических средств (сервис - центров)

Этапы реализации Программы

Первый этап - 2003 год. Разработка программ, учебных планов и материалов, развертывание курсов повышения квалификации преподавательских кадров.

Обеспечение образовательных учебных заведений Нижегородской области компьютерной техникой, линиями связи и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам. Разработка современных электронных учебных материалов.

Проведение курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров.

Развертывание системы доступа учреждений образования к информационно-образовательным ресурсам.

Второй этап - 2004 - 2005 годы. Завершение обеспечения учебных заведений Нижегородской области компьютерной техникой, линиями связи и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам. Создание в Нижегородской области единой образовательной информационной среды. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Организация сервисной службы.

Сроки реализации Программы

2003 - 2005 годы

Перечень основных мероприятий

1. Развитие в Нижегородской области единой образовательной информационной среды. Проектирование и развертывание образовательной сети, интегрированной в российские телекоммуникационные сети; создание образовательного портала. Организация системы постоянно действующей электронной связи для доставки электронных учебно-методических материалов. Организация системы дистанционного обучения и консультирования учащихся учебных заведений различного уровня. Создание сегмента "Социального" Интернета, обеспечивающего льготный доступ жителей области к образовательным ресурсам.

2. Создание в Нижегородской области электронных учебных материалов и средств поддержки учебного процесса. Формирование перечня электронных учебных материалов, необходимых для обеспечения учебного процесса различных уровней образования. Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. Организация электронных библиотек учебных материалов и обеспечение доступа к размещенным в них образовательным ресурсам. Интеграция электронных и традиционных учебных материалов в единую образовательную информационную среду.

3. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров. Формирование в Нижегородской области программ и методическое обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров в области новых информационных технологий.

4. Обеспечение образовательных учреждений Нижегородской области средствами информатизации. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, средствами телекоммуникаций, лицензионными и сертифицированными программными продуктами; предоставление услуг по их сопровождению. Обеспечение учебных заведений специализированной мебелью для учебных кабинетов и компьютерных классов.

5. Организация в Нижегородской области сервисной службы. Создание инфраструктуры сервисной службы, организация эффективного функционирования сервисной службы.

Исполнители мероприятий Программы

- министерство образования и науки Нижегородской области (МОН);

- министерство финансов Нижегородской области (МФ);

- Нижегородский государственный университет им. Н.А. Лобачевского (ННГУ) (при условии участия в реализации Программы);

- Нижегородский государственный технический университет (НГТУ) (при условии участия в реализации Программы);

- Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН) (при условии участия в реализации Программы);

- Образовательные учреждения министерства образования и науки Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы);

- Нижегородский институт развития образования (НИРО) (при условии участия в реализации Программы);

- Органы местного самоуправления (по согласованию).

Планируемые объем и источники финансирования

Финансирование работ предполагается осуществлять на паритетной основе за счет средств Федерального бюджета и бюджета Нижегородской области.

Всего на 2003 - 2005 годы 268,8 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 137,0 млн. руб., из средств бюджета Нижегородской области 131,8 млн. руб.

Сумма расходов на реализацию Программы определяется в пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете и бюджетах районов и городов на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые конечные результаты Программы

В результате реализации Программы ожидается апробация и введение в эксплуатацию в Нижегородской области единой образовательной информационной среды, которая позволит:

Создать условия для повышения качества образования в Нижегородской области за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер - на 50 учащихся.

Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам Нижегородской области на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений Нижегородской области к сетевым информационным ресурсам. Обеспечить подключение вузов к высокоскоростным каналам с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.

Повысить качество обучения в сельской местности путем организации в Нижегородской области доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области информационных технологий для сельской школы.

Создать в Нижегородской области систему тиражирования современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.

На территории Нижегородской области создать для образовательных учебных заведениях сеть линий качественной электронной связи для доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Развить систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.

Создать условия гражданам Нижегородской области с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.

Создать в Нижегородской области систему центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса.

Орган программно-целевого управления

Дирекция Программы (Совет по развитию образовательной информационной среды при министерстве образования и науки Нижегородской области)

Система контроля за исполнением Программы

Ежегодные отчеты министра образования и науки Нижегородской области по результатам реализации данной Программы на заседаниях Правительства Нижегородской области.

Введение

Как известно, конец XX столетия ознаменовался интенсивным развитием и активным внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества: управление, промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство... Информатизация широко охватила и социальную сферу: образование, науку, культуру и здравоохранение.

В то же время, процессы информатизации в человеческом обществе выразились в сильно возросшей интенсивности процесса накопления знаний: если в 50-х годах объем знаний (объем перерабатываемой информации) удваивался за 10 - 15 лет, то теперь время удвоения сократилось до 3 - 5 лет. На момент окончания учащимся учебного заведения, будь то школа, профессиональное училище, техникум или вуз, он вынужден опять учиться, поскольку полученные в процессе учебы знания часто оказываются недостаточными для соответствия современным требованиям, предъявляемым к выпускнику как к подготовленному специалисту, владеющему в век информационных технологий, обязательным минимумом знаний, умений и навыков работы со средствами компьютерной техники.

Наряду с этим, как Россия, так и Нижегородская область столкнулась с необходимостью скорейшего формирования профессиональных кадров, способных в экстремальных условиях жесткого финансового, ресурсного, налогового прессинга успешно решать задачи сохранения и подъема производства в области предпринимательства, менеджмента, экономики и т.п.

Внедрение и использование информационных технологий в образовательные учреждения и через них в экономику Нижегородской области способны принести весьма ощутимый эффект, обеспечивая устойчивое развитие в ближайшие годы.

Настоящая Программа предусматривает систему мер, направленных на создание и развитие в Нижегородской области единой образовательной среды, как части единой образовательной среды Российской Федерации, обеспечивающей повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научного потенциала Нижегородской области и создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования в Нижегородской области на основе информационных технологий.

1. Состояние информационной образовательной среды в Нижегородской области

В настоящее время в Нижегородской области 16 государственных высших учебных заведений достаточно оснащены IBM-совместимой вычислительной техникой, необходимой для ведения учебного процесса на современном уровне. Все вузы имеют доступ к глобальной сети Интернет.

В высшем образовании создана система WWW-серверов на базе университетских узлов связи, которая может стать основой единого образовательного информационного пространства. Система серверов обладает рядом поисковых средств, позволяющих найти информацию, необходимую пользователям системы образования.

В то же время, в Нижегородской области сложилась сложная ситуация в области использования современных информационных технологий в среднем образовании, начальном и среднем профессиональном образовании:

- Всего в Нижегородской области 1469 общеобразовательных школ, в которых 421475 учащихся. Суммарно в школах имеется около 7100 компьютеров из них IBM-совместимых 2400, из них Pentium - около 1500. Таким образом, в школах на один современный компьютер приходится 280 учеников. Большую часть компьютерного парка в школах составляют компьютеры, не позволяющие использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии - до 70%, и лишь 5% школ и ПУ имеют выход в глобальную сеть Интернет.

- Важнейшая проблема подготовки и переподготовки кадров, способных использовать современные информационные технологии, в образовании решена частично. В основном обучены преподаватели информатики. В 2001 г. в школах Нижегородской области менее 560 преподавателей информатики использовали в учебном процессе современное программное обеспечение и информационные технологии, менее 120 педагогов помимо преподавателей информатики использовали информационные технологии в учебном процессе.

- Практически не используются в обучении современные электронные учебники и дистанционные формы обучения, которые особенно необходимы для учащихся сельских школ и для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

- Использование информационных технологий и Интернет в общеобразовательных школах пока еще ограничено и очень слабо связано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике.

В результате образовательные учреждения не имеют возможности использовать современные информационные ресурсы в полном объеме, оказываются не в состоянии выполнять свою главную социальную функцию - предоставление равных образовательных возможностей для каждого учащегося.

В целом широкому распространению современных информационных технологий в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая и слабая материальная база информатизации образования, крайне недостаточное количество в Интернете русскоязычных образовательных ресурсов, неподготовленность педагогических кадров к использованию информационных и коммуникационных технологий.

В последнее время как на федеральном, так и на региональном уровне предпринимаются усилия по существенному изменению ситуации в области современных информационных технологий. Так, в настоящее время действуют федеральные программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 гг.)", "Электронная Россия" и ряд других.

В 2001 г. в рамках реализации федерального проекта компьютеризации сельских школ в Нижегородской области поставлено 1035 современных компьютеров на сумму 30,5 млн. руб. (10 млн. - региональный бюджет), в 2002 г. запланировано поставить оборудования на сумму 39,5 млн. руб. (12 млн. - региональный бюджет).

В 2002 г. вступил в эксплуатацию Региональный информационный центр учебного книгоиздания, поставлено оборудования (средств вычислительной техники) в районы области на сумму 3,3 млн. руб. (0,5 млн. руб. из регионального бюджета - доставка оборудования). В 2002 г. уже подключено к глобальной информационной сети 41 районный отдел народного образования Нижегородской области (коммутируемая телефонная линия), создан сегмент телекоммуникационной системы электронного книгоиздания.

Сегодня в Нижегородской области создана инфраструктура переподготовки преподавательских кадров в области IT-технологий.

На базе Нижегородского института развития образования (НИРО) в 2002 году создан (совместно с нефтяной компанией "ЮКОС") центр переподготовки преподавателей Федерации интернет образования, способный обучать около 1000 чел. в год. (Региональный бюджет - 1,7 млн. руб.) В 2002 г. в центре уже прошли переподготовку 220 слушателей.

В Нижегородском государственном университете (ННГУ) функционирует центр дополнительного профессионального образования (поддерживаемый фирмой INTEL), который, в частности, успешно проводит переподготовку учителей школ в области информатики в рамках научно-технической программы "Информатизация Нижегородской области". В 2002 году фирма INTEL выделила 1,7 млн. руб. на оснащение необходимым оборудованием центра, оплату труда преподавателей, командировочных расходов. В центре в 2002 г. прошли переподготовку 700 учителей.

На территории Нижегородской области существует два сегмента региональной образовательной телекоммуникационной сети:

1. В рамках межведомственной программы “Создание национальной сети компьютерных коммуникаций для науки и высшей школы” в Нижнем Новгороде создана высокопроизводительная оптоволоконная некоммерческая сеть передачи данных SCI-NNOV. На начало 2002 года к сети SCI-NNOV в Нижнем Новгороде подключено более 150 организаций. Тридцать из них работают по некоммутируемым, в том числе оптоволоконным каналам и по технологии ADSL, остальные - через ISDN и скоростные модемы по протоколу V90. Сеть обеспечивает доступ в Интернет по цифровому каналу, пропускная способность которого в настоящее время составляет 20 Мбит/сек.

2. Телекоммуникационная сеть, поддерживаемая ННГУ (осуществляет подключение к трем различным научно-образовательным сетям - RbNet, RUNNet, FreeNet).

По общему количеству подключенных абонентов Нижегородская сеть науки и образования входит в пятерку крупнейших российских некоммерческих сетей.

Но, тем не менее, состояние оснащенности общеобразовательных учреждений средствами вычислительной техники, уровень подготовки преподавательских кадров приводит к определенной изолированности учащихся, создает неравные условия для получения качественного образования.

Учитывая состояние информатизации в Нижегородской области, выражающееся с одной стороны в достаточно развитых сетях передачи данных в Нижнем Новгороде и ряде крупных городов области, в имеющейся системе подготовки кадров для работы с современными информационными технологиями, с другой стороны в том, что большинство образовательных учреждений области пока не имеют возможности использовать современные информационные ресурсы, существует насущная необходимость принятия региональной программы и включения ее составной частью в федеральную целевую программу “Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы)” (Постановление Правительства Российской Федерации № 630 28.08.01).

2. Цели и задачи Программы

Целью Программы является создание и развитие в Нижегородской области единой образовательной информационной среды, как части единого образовательного информационного пространства Российской Федерации, обеспечивающей повышение качества образования, сохранение, развитие и эффективное использование научного потенциала Нижегородской области и создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования в Нижегородской области на основе информационных технологий.

Основные задачи Программы:

1. Обеспечение образовательных учреждений средствами вычислительной техники, линиями связи и средствами доступа к глобальным информационным ресурсам.

2. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, для использования в учебном процессе и процессе принятия управленческих решений новейших информационных технологий.

3. Создание, распространение и внедрение в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями.

4. Разработка электронных средств информационно-технологической поддержки и развития, объединяющих образовательные учреждения Нижегородской области, органы управления образованием в единую образовательную информационную среду.

5. Создание центров технической поддержки.

Наряду с решением региональных проблем предполагается обеспечение участия Нижегородской области в мероприятиях, включенных в федеральную компоненту Программы.

3. Организация реализации Программы. Механизм контроля и управления

Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Структура программных мероприятий представлена 7 основными разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами государственной политики по созданию единой образовательной информационной среды в Нижегородской области на предстоящий период станут:

- обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на создание единой образовательной информационной среды.

- соблюдение принципа конкурсности - т.е. обеспечение равных прав и возможностей учебных заведений при распределении бюджетных средств и государственных заказов.

- гласность и публичная отчетность об использовании средств, выделенных на создание единой образовательной информационной среды и о деятельности объектов инфраструктуры задействованных в ее создании.

Межведомственную координацию деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, объектов инфраструктуры задействованных в создании единой образовательной информационной среды, учебных заведений, определение приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет Дирекция программы, в качестве которой выступает Совет по развитию образовательной информационной среды при министерстве образования и науки, созданный Приказом минобразования Нижегородской области № 25 от 15.02.2002 г.

Дирекция программы согласует ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу. Все учреждения инфраструктуры в начале финансового года направляют в Дирекцию программы заявки на финансирование деятельности в рамках Программы, а после его окончания - отчет о расходовании выделенных средств.

Финансовое обеспечение Программы осуществляется министерством образования и науки Нижегородской области. В рамках своей компетенции министерство образования и науки Нижегородской области утверждает ежегодные планы, осуществляет выделение денежных средств на финансирование мероприятий Программы, проводит конкурсы, по их итогам заключает договоры, соглашения и контракты.

Процесс реализации Программы предусматривает ежегодное утверждение программных мероприятий и заключение контрактов (договоров) с ответственными исполнителями. Состав исполнителей определяется на конкурсной основе. Для этих целей министерство совместно с заинтересованными организациями разрабатывает условия и регламент проведения конкурсного отбора по определенной тематике Программы.

Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Правительства Нижегородской области.

Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств областного бюджета осуществляют министерство образования и науки Нижегородской области, министерство финансов Нижегородской области, Совет по информатизации образования, контрольно-счетная палата Законодательного собрания.

4. Оценка эффективности программных мероприятий

В ходе реализации Программы планируется достичь следующих конкретных результатов:

1. Создать условия для повышения качества образования в Нижегородской области за счет эффективного использования современных информационных технологий. Довести число компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер класса Pentium - на 50 учащихся.

2. Создать условия для обеспечения равных возможностей всем гражданам Нижегородской области на получение образования всех уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей 50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных учебных заведений Нижегородской области к сетевым информационным ресурсам. Обеспечить подключение вузов к высокоскоростным каналам с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.

3. Повысить качество обучения в сельской местности путем организации в Нижегородской области доступа отдаленных школ к образовательным ресурсам, рационального использования педагогических кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области информационных технологий для сельской школы.

4. Создать в Нижегородской области систему тиражирования современных электронных учебных материалов по основным предметам общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными средствами обучения.

5. На территории Нижегородской области создать для образовательных учебных заведениях сеть линий качественной электронной связи для доступа к глобальным образовательным ресурсам; создать условия для развития технологии интерактивного дистанционного обучения. Реализовать возможность персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.

6. Создать систему методической поддержки преподавателей учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и переподготовку не менее 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.

7. Создать условия гражданам Нижегородской области с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации средствами образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»