Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2002 года № 221


Об утверждении Программы организации
общественных работ и содействия занятости молодежи
в Нижегородской области на 2002 год

_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 8 декабря 2017 года № 873

_______________________________________________________________________________



В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями на 25 июля 2002 года) и в целях реализации мероприятий по содействию занятости населения, и повышения эффективности  использования средств областного бюджета, направляемых на реализацию государственной политики занятости населения, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу организации общественных работ и содействия занятости молодежи в Нижегородской области на 2002 год (далее - Программа).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области с учетом предложений местных органов службы занятости населения и складывающейся ситуации на рынке труда предусматривать в соответствующих бюджетах выделение средств на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.

3. Предложить Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области в феврале 2003 года представить в Правительство Нижегородской области отчет о выполнении Программы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Ю.П. Сентюрина.



И.о. Губернатора                                      Ю.П. Сентюрин

Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 05.09.2002 № 221

Программа
организации общественных работ и содействия занятости молодежи
в Нижегородской области на 2002 год



Оглавление

Стр.

Паспорт Программы ...................................++++++++++++++

1

Введение .....................................++++++++++++++++++

2-3

I. Общие положения организации общественных работ ...+++++++.

4

II. Состояние и перспективы развития общественных работ++++++..

5-6

III. Общие положения организации временной занятости несовершеннолетних граждан ++++++++++++++++++...

6-7

IV. Состояние и перспективы организации временной занятости несовершеннолетних граждан+++++++++++++++++++

7 - 9

V.Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости молодежи ++++++++++++++++++++++

9-10

VI. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест++++++.

10 - 11

VII. Программа "Молодежная практика"+++++++++++++.....

11-14

VIII. Информационное обеспечение политики занятости молодежи++......

14-16

IX. Профессиональное обучение молодежи ++++++++++++..

16 -19

X. Профессиональная ориентация молодежи+++++++++++++

19 - 20

XI. Ресурсное обеспечение Программы++++++++++++++.

20 - 21

XII. Контроль за реализацией Программы .............++++++++++.

21



Паспорт
Программы организации общественных работ
и содействия занятости молодежи
в Нижегородской области на 2002 год

Наименование Программы

  

Программа организации общественных работ и содействия занятости молодежи в Нижегородской области на 2002 год (Программа)

Заказчик Программы

  

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области

Разработчик Программы

  

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области

Основные цели и задачи Программы

  

Предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы;

приобщение к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, в том числе молодежи, вступающей в трудоспособный возраст;

удовлетворение потребностей организаций в выполнении работ, носящих временный и сезонный характер

Сроки реализации Программы

  

В течение 2002 года

Предполагаемые источники и объемы финансирования Программы

  

На реализацию программы будет затрачено средств:

федерального бюджета         -      30,4 млн. рублей

областного бюджета              -      9,3 млн. рублей

рай(гор) бюджетов                 -      7,5 млн. рублей

работодателей                         -       20,0 млн. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

  

Реализация Программы позволит за счет средств областного бюджета организовать общественные работы для 2050 человек, ярмарки вакансий и учебных рабочих мест и обеспечить участие в них 14,0 тыс. молодежи, обеспечить временную занятость для 3770 подростков, открыть собственное дело 103 безработным, организовать "Молодежную практику" для 210 человек, направить на профобучение 700 человек, оказать профориентационные услуги 2000 человек.


Введение

Программа организации общественных работ и содействия занятости молодежи в Нижегородской области на 2002 год (далее - "Программа") разработана в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями от 29.12.2001) и обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализуется в области в соответствии с Программой содействия занятости населения Нижегородской области на 2001- 2003 годы,  утвержденной  постановлением  Законодательного Собрания Нижегородской области от 29 марта 2001 г. N 80.

Актуальность выделения в Программе мероприятий по содействию занятости молодежи диктуется тем, что молодые люди в возрасте 14-29 лет составляют 40 % всего трудоспособного населения и более 20 % от общей численности постоянного населения области. Молодежь во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем, она является одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда в силу отсутствия достаточных профессиональных знаний, квалификации и трудовых навыков.

На  сегодня среди зарегистрированных безработных  молодежь в возрасте 16-29 лет составляет около 3 тыс. человек.  Реально же (с учетом мировой практики) масштабы молодежной безработицы в 4-5 раз выше, т.к. значительная часть молодежи не обращается в службу занятости и не фиксируется на регистрируемом рынке труда.

Несмотря на сокращение числа молодых людей в общем количестве безработных, масштабы  обращений молодежи в органы службы занятости возрастают (если в 1999 году количество обратившихся составило 46,3 тыс. человек, то в 2001 году - 62,2 тыс. человек), что подтверждает вывод о том, что молодежи по-прежнему трудно найти работу самостоятельно.

В разрезе районов области ситуация на молодежном рынке неоднозначна.

Наибольшая доля молодых людей в общем числе безработных наблюдается  в г. Сарове (42,4 %), Приокском (39,1 %), Лукояновском (29,7 %), Княгининском (28,98 %), Балахнинском (26,6 %) районах, а наименьшая -  в Сокольском (3,9 %), Кр. Октябрьском (5,3 %), Б. Болдинском (7,7 %) районах.

Продолжительность безработицы среди молодежи, в среднем по области, составляет 3,6 месяца. Наибольшая продолжительность безработицы среди молодежи сложилась в г. Сарове и Д. Константиновском районе (5,8 мес.), Б. Болдинском (7,3 мес.), Сокольском (5,3 мес.),  Арзамасском и Сеченовском (5,2 мес.) районах, а наименьшая в Варнавинском (1,5 мес.), Кр. Октябрьском (1,8 мес.), Приокском (по 2, 1 мес.) районах.

За последние годы наблюдается увеличение числа обращений в службу занятости несовершеннолетних граждан. Если в 1999 году количество подростков 14-17 лет составило 24,7 тыс. человек, то в 2001 году - 46,7 тыс. человек или в 1,9 раза больше, что объясняется  желанием молодых людей поработать, в основном, на временных работах и в свободное от учебы время.

Реализация Программы позволит обеспечить занятость и материальную поддержку молодежи, впервые ищущей работу, лиц имеющих длительный перерыв в работе, а также несовершеннолетних граждан, ищущих работу в период летних каникул и в свободное от учебы время.


I. Общие положения организации общественных работ

Под общественными работами понимается общедоступная трудовая  деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. На граждан, занятых не общественных работах, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

Общественные работы организуются органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления по предложению и при  участии органов службы занятости. Практическая реализация задач по организации и проведению общественных работ, в том числе направление граждан на общественные работы  осуществляется  районными и городскими центрами занятости населения.

Общественные работы призваны обеспечивать:

- осуществление потребностей территорий и организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер, и работ по выполнению федеральных целевых и региональных программ социально-экономического развития, исходя из особенности и целесообразности организации таких работ;

- предоставление гражданам материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);

- сохранение мотивации к труду у лиц, имеющих опыт работы.

II. Состояние и перспективы развития
общественных работ

За последние 3 года в Нижегородской области в общественных работах приняли участие 111 тыс. человек, или почти каждый третий гражданин, обратившийся в службу занятости в поиске работы. В числе принявших участие в общественных работах молодежь в возрасте 16-29 лет составила 28,2 тыс. человек, или 25,5 процента.

В 2001 году в общественных работах приняли участие 36,7 тыс. человек, из них 9,5 тыс. человек, или 26 процентов - молодежь в возрасте 16-29 лет.

Прогноз состояния областного рынка труда и анализ состава граждан, обращающихся в службу занятости населения, свидетельствует об актуальности организации в 2002 году общественных работ, в том числе для незанятой молодежи.

Основными направлениями, по которым будут организованы общественные работы, являются благоустройство и озеленение территорий, парков и стадионов, сельскохозяйственные работы, вспомогательные, оформительские, архивные работы, социальные услуги инвалидам и престарелым и др.

В 2002 году планируется охватить общественными работами всего 30 тысяч человек, в том числе около 8 тыс. молодых людей в возрасте 16-29 лет.

Предполагается, что на организацию общественных работ для 2050 молодых людей из средств областного бюджета будет израсходовано 1,7 млн. рублей.

Организация общественных работ может содержать затраты на:

а) размещение материалов в средствах массовой информации о планируемых мерах по организации общественных работ, разработку и издание специальных информационных изданий;

б) поддержку доходов безработных граждан, (включая начисления на оплату труда), принимающих участие в общественных работах, но не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации;

в) транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно.

III. Общие положения организации временной
занятости несовершеннолетних граждан

Основной задачей содействия трудоустройству несовершеннолетних граждан на временную работу является их приобщение к труду, получение профессиональных навыков, адаптация к трудовой деятельности.

Приоритетным правом при трудоустройстве на временные работы пользуются дети из числа сирот и лишенных попечения родителей, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных, и неблагополучных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также подростки, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие специальные учебно-воспитательные учреждения.

Трудоустройство несовершеннолетних граждан допускается на работу, не наносящую ущерба здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесс обучения, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Организация трудоустройства подростков на временную работу проводится органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления при участии органов службы занятости и осуществляется во взаимодействии с работодателями, органами образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам молодежи, а также профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными организациями и объединениями.

IV. Состояние и перспективы организации временной занятости несовершеннолетних граждан

В 1999-2001 годах в Нижегородской области на условиях временной занятости в период летних каникул и в свободное от учебы время было охвачено 96 тысяч несовершеннолетних граждан, что составило 90 процентов от всего числа подростков в возрасте 14-17 лет, которые обратились в службу занятости за содействием в трудоустройстве.

В 2001 году на условиях временной занятости было трудоустроено 42,9 тысяч подростков. Среди городов областного подчинения наиболее массово была организована работа по временному трудоустройству подростков в Арзамасе (2,6 тыс. человек), Сарове и Выксе (1,5 тыс. человек). Около половины от всех трудоустроенных подростков приходится на г. Н.Новгород. Среди сельских районов наиболее значительны масштабы этой работы в Ардатовском (1,2 тыс. человек), Сергачском (0,9 тыс. человек), Володарском (0,7 тыс. человек).

Основными видами работ, в которых подростки участвуют на условиях временной занятости, являются благоустройство и озеленение территорий, ремонт школьного инвентаря и школ, спортивных и детских площадок, санитарная очистка леса, различные виды сельскохозяйственных и дорожных работ.

Номенклатура временных рабочих мест для несовершеннолетних постоянно расширяется. Организуются работы по сохранению и восстановлению памятников старины, историко-архитектурных комплексов, по охране окружающей среды и другие виды работ, способствующие социальному развитию территорий и нравственному воспитанию подростков.

В 2002 году для организации временной занятости в свободное от учебы время предполагается охватить 22,5 тысяч несовершеннолетних граждан.

Для проведения указанных мероприятий из областного бюджета предполагается выделить на организацию временной занятости несовершеннолетних граждан 2,3 млн. рублей, что позволит охватить 3770 подростков.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет может содержать затраты на:

а) подготовку и издание информационных материалов о планируемых мерах по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан, изготовление наглядной информации, размещение материалов в средствах массовой информации;

б) материальную поддержку несовершеннолетних граждан на период их участия во временных работах, включая начисление на оплату труда, но не ниже минимального размера пособия по безработице, установленного законодательством Российской Федерации;

в) транспортные расходы по доставке несовершеннолетних граждан к месту проведения работ и обратно.

V. Поддержка предпринимательской деятельности и самостоятельной
 занятости молодежи

Одним из эффективных направлений по обеспечению занятости молодежи является дальнейшее развитие малого предпринимательства и самостоятельной занятости. Различные опросы предпринимателей, с применением анкетирования, показывают, что в малом предпринимательстве занято от 20 до 25 % лиц в возрасте до 30 лет.

Основная проблема у начинающих молодых предпринимателей - отсутствие первоначального капитала, в связи с чем они выбирают, как правило, индивидуальную предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К этим видам деятельности относятся - народные промыслы, оказание различного вида услуг (посреднические, транспортные, парикмахерские), строительные работы, и др.

Ключевым направлением деятельности территориальных органов по вопросам занятости остается содействие предпринимательской деятельности граждан в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»