ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2001 года № 80
В целях реализации Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” и осуществления государственной политики занятости населения на территории Нижегородской области в 2001-2003 годах Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Нижегородской области на 2001-2003 годы (далее - Программа).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять активное участие в реализации мероприятий Программы.
3. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области представить в Законодательное Собрание области:
в январе 2002 и 2003 годов по итогам 2001 и 2002 годов соответственно - предложения по корректировке мероприятий Программы;
в феврале 2002, 2003 и 2004 годов - отчеты о реализации Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания | А.А. Козерадский |
УТВЕРЖДЕНА | |
| постановление Законодательного Собрания области |
Стр. | |
Перечень основных терминов, используемых в Программе |
|
Паспорт Программы |
|
Введение | 1 |
I. Состояние и перспективы развития рынка труда | 1 |
1.1. Социально-экономическое развитие области и его влияние на рынок труда | 1 - 2 |
1.2. Рынок труда, безработица, изменения в сфере занятости | 2 - 4 |
1.3. Состав безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения | 4 - 5 |
1.4. Прогноз безработицы по районам области | 6 |
1.5. Прогноз спроса и предложения на рабочую силу | 6 - 7 |
II. Содействие занятости населения | 7 |
2.1. Улучшение качества рабочей силы и условий охраны труда. Оплата труда | 7 - 9 |
2.2. Социальное партнерство на рынке труда, развитие трудовых отношений | 9 - 11 |
2.3. Содействие в трудоустройстве | 11 |
2.3.1. Содействие в трудоустройстве на постоянные рабочие места | 11 - 12 |
2.3.2. Содействие трудоустройству на квотируемые рабочие места | 12 - 14 |
2.3.3. Трудоустройство молодежи в рамках программы "Молодежная практика" | 14 - 15 |
2.3.4. Организация общественных работ и временной занятости безработных | 15 - 17 |
2.3.5. Организация временной занятости несовершеннолетних граждан в период летних каникул и свободное от учебы время | 17 - 18 |
2.3.6. Субсидированная занятость инвалидов | 18 |
2.3.7. Перераспределение рабочей силы | 18 - 19 |
III. Содействие занятости граждан, слабозащищенных на рынке труда | 20 |
3.1. Содействие занятости женщин | 20 - 21 |
3.2. Содействие занятости молодежи | 21 - 23 |
3.3. Содействие занятости инвалидов | 23 - 26 |
3.4. Содействие занятости военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей | 27 - 28 |
3.5. Содействие занятости граждан, прибывших из учреждений исполнения наказания | 28 - 29 |
IV. Повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда | 29 - 42 |
V. Содействие развитию самозанятости и предпринимательской инициативы | 42 - 44 |
VI. Создание дополнительных рабочих мест | 44 - 45 |
VII. Содействие развитию персонала на производстве | 46 - 48 |
VIII. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка населения | 48 - 49 |
IX. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения | 49 - 51 |
X. Информационное обеспечение политики занятости | 51 - 52 |
XI. Информатизация службы занятости | 52 - 54 |
XII. Развитие областной службы занятости | 54 |
XIII. Поддержка доходов безработных граждан | 55 |
XIV. Финансовое обеспечение Программы | 55 - 56 |
Безработица - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создать собственное дело, не может продать (применить) свою рабочую силу.
Безработный - по законодательству РФ неработающий трудоспособный гражданин в трудоспособном возрасте, зарегистрированный в установленном порядке службой занятости.
Временная занятость - временное трудоустройство граждан на период активного поиска постоянного места работы.
Временная работа - работа, предоставленная на ограниченный период времени или для замещения временно отсутствующих работников, за которыми сохраняются их рабочие места.
Впервые ищущие работу - лица, в основном молодежь, впервые вступающие в трудовые отношения.
Высвобождение (массовое) рабочей силы - одновременное увольнение большой группы людей (свыше 30%) с одного предприятия по причинам экономического, технологического или структурного характера. Как правило, имеет негативные последствия для рынка труда, которые регулируются при помощи государства через установление взаимоотношений между представителями предпринимателей, профсоюзами и властными структурами.
Занятые - граждане: 1) работающие по найму; 2) временно отсутствующие по причине отпуска, болезни, повышения квалификации и др.; 3) самостоятельно обеспечивающие себя работой; 4) избранные или назначенные на оплачиваемую работу; 5) проходящие службу в любых родах войск; 6) учащиеся общеобразовательных школ (старше 16 лет) и профтехучилищ.
Информатизация службы занятости - процесс внедрения в сферу занятости современных информационных технологий.
Квотирование рабочих мест - целевое выделение части вакантных рабочих мест для замещения представителями групп населения, особо нуждающихся в социальной защите с точки зрения рынка труда.
Миграция - передвижение населения на длительное время по территории с пересечением каких-либо административных или национальных границ. Синоним - переселение.
Незанятые - граждане трудоспособного возраста, не работающие в экономике и не занятые каким-либо видом деятельности, приносящим доход.
Общественные работы - общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки. Выполняются гражданами, прежде всего безработными, по направлению органов федеральной государственной службы занятости.
Регулирование рынка труда - составная часть политики занятости, представляющая собой систему государственных мер, направленных на согласование спроса и предложения рабочей силы.
Рынок труда - совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей рабочей силы, а также отношения между ними.
Трудовые ресурсы - трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года), а также работающие граждане моложе и старше трудоспособного возраста.
Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения.
Уровень общей безработицы - отношение численности общего количества безработных к численности экономически активного населения.
Экономически активное население - численность занятых в экономике и безработных.
Наименование | Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 2001-2003 годы |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (ст.15) Распоряжение Администрации Нижегородской области от 24.08.2000 г. №1449-р |
Заказчик Программы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области (далее - Департамент) |
Основные разработчики Программы | Департамент, департамент экономики и прогнозирования администрации области, комитет по труду, комитет государственной статистики области, другие областные организации, участвующие в регулировании и обеспечении занятости |
Основные цели и задачи Программы | Недопущение социальной напряженности на рынке труда Нижегородской области. Формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой предприятий области. Проведение политики содействия занятости населения, направленной на: развитие гибкости рынка труда; увеличение уровня занятости; повышение стимулов к активному поиску работы безработными; смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы; предупреждение массовой безработицы на рынках труда районов и городов области; создание новых рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров. |
Сроки реализации | В течение 2001-2003 годов. |
| |
Источники и объемы финансирования | Средства федерального, областного и местных бюджетов. 2001 год - 213,0 млн. руб., в том числе 199,5 млн. руб. - федеральный бюджет, 13,1 млн. руб. - областной бюджет и 5,0 млн. руб. - местные бюджеты; 2002 год - 237,0 млн. руб.; 2003 год - 250,0 млн. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,1% в 2001 году, 1,1% в 2002 году и 1,1% - в 2003 год; оказать посредничество в трудоустройстве 105,0 тыс. человек в 2001 году, 110,0 тыс. человек в 2002 году и 110,0 тыс. человек - в 2003 году; организовать общественные работы для 25,2 тыс. чел. в 2001 году, 25,2 тыс. чел. в 2002 году, 25,2 тыс. чел. в 2003 году; направить на профессиональное обучение 9,3 тыс. чел. в 2001 году, 8,3 тыс. чел. в 2002 году, 8,3 тыс. чел. - в 2003 году; охватить профессиональной ориентацией 166,0 тыс. чел. в 2001 году, 120,0 тыс. чел. в 2002 году, 117,5 тыс. чел. - в 2003 году; оказать материальную поддержку безработным гражданам (пособие по безработице, материальная помощь), охватив в среднем в месяц 23,7 тыс. чел. в 2001 году - 23,7 тыс. чел. - в 2002 году и 23,7 тыс. чел. - в 2003 году. |
Контроль за выполнением Программы | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Департамент ФГСЗН по Нижегородской области, Администрация Нижегородской области, органы местного самоуправления, ответственные за реализацию мероприятий Программы. |
Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 2001-2003 годы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 25.02.99 №32, распоряжением Администрации Нижегородской области от 24.08.2000 №1449-р.
Разработка Программы осуществлялась во взаимосвязи с Федеральной целевой программой содействия занятости населения Российской Федерации на 2001-2003 годы, с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 2001-2003 годы, прогнозной оценки состояния рынка труда как в целом по области, так и по каждому району, а также с учетом предложений областных организаций, в компетенцию которых входят различные аспекты регулирования отношений в трудовой сфере.
Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, службы занятости, работодателей, профсоюзов, других общественных организаций по обеспечению занятости населения.
Программа обеспечивает преемственность государственной политики занятости, которая реализовывалась в Нижегородской области в предыдущие годы.