Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем.
За последние 7 лет (с 2000 по 2006 годы) в Нижегородской области произошло 31538 дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), в которых погибло 5715 и получило ранения 34495 человек.
Анализ динамики основных показателей аварийности свидетельствует о том, что уровень дорожно-транспортного травматизма в течении ряда лет имеет тенденцию к росту.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения;
- недостаточная поддержка со стороны общества мероприятий, направленных на обеспечение БДД;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;
- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня улично-дорожной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;
- несвоевременность обнаружения ДТП и оказания медицинской помощи пострадавшим.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.
Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес ДТП с участием указанных лиц в течение последних 7 лет устойчиво превышает 75 процентов от всех ДТП, связанных с несоблюдением водителями требований БДД.
Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние БДД, является уровень автомобилизации. За последние 7 лет число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось почти на 63 тысячи единиц и составило на 1 января 2007 года 876049 единиц. В том числе в 2006 году общее число автомототранспортных средств увеличилось на 16964 единицы (для сравнения, в 2005 году парк автомототранспортных средств в Нижегородской области увеличился на 9874 единицы).
При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения ДТП резко повышается. В 2006 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва - Казань (33), Иваново - Нижний Новгород (7) и Нижний Новгород - Киров (6).
Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта.
Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.
Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий ДТП, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.
В целях снижения негативных последствий автомобилизации, сокращения аварийности на автодорогах области постановлением Правительства Нижегородской области от 31 марта 2006 года № 104 утверждена областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы".
Соответствующие программы по обеспечению безопасности дорожного движения приняты органами местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Также в Нижегородской области реализуются мероприятия федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100. В 2007 году на их выполнение за счёт средств федерального бюджета запланировано направить 41,9 млн. рублей.
В 2006 году в Нижегородской области зарегистрировано 5429 ДТП, при которых 815 человек погибли и 6793 получили ранения. По сравнению с 2005 годом количество ДТП возросло на 292 происшествия (+5,7%), число погибших уменьшилось на 57 человек (-6,5%), число раненых увеличилось на 623 человека (+10,1%).
Тяжесть последствий ДТП в Нижегородской области в 2006 году снизилась по сравнению с 2005 годом на 13,7% и составила 10,7 погибших на 100 пострадавших (в 2005 году этот показатель был равен 12,4).
Относительные показатели аварийности соответствуют средним по России. В 2006 году количество ДТП на 10000 зарегистрированных транспортных средств в Нижегородской области составило 65 (среднее по России - 65), количество пострадавших в ДТП - 223 человека (среднее по России - 222 человека).
Анализ структуры дорожно-транспортной аварийности в Нижегородской области за 2006 год позволяет сделать следующие выводы.
Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2006 году были наезды на пешеходов (42,2% от общего числа ДТП) и столкновения транспортных средств (31,3% от общего числа ДТП).
Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2006 года, 4257 ДТП (78,4% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств Правил дорожного движения Российской Федерации (далее - ПДД). Количество погибших в этих ДТП составило 646 человек (79,26% от общего числа погибших в ДТП), количество получивших ранение - 5718 человек (84,17% от общего числа раненых в ДТП).
При этом 83% аварий, совершённых по вине водителей механических транспортных средств, произошли по вине водителей транспорта, принадлежащего физическим лицам.
Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП в 2006 году, отмечены следующие: