ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2006 года № 104
В соответствии с пунктом 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 года, в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на снижение аварийности и тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании проекта областного бюджета на 2007 год предусмотреть средства на реализацию данной Программы с уточнением объемов ее финансирования, исходя из возможностей доходной части областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать местные программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2007 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.
Губернатор В.П. Шанцев
Областная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения
в Нижегородской области на 2006-2007 годы"
Стр. | |
Паспорт Программы | 3 |
1. Состояние проблемы | 7 |
2. Цель и задачи Программы | 9 |
3. Система программных мероприятий | 10 |
4. Механизм реализации Программы, организация управления и контроля за ходом ее реализации | 13 |
5. Предполагаемые объемы финансирования Программы | 14 |
6. Оценка эффективности и социально-экономические последствия от реализации Программы | 15 |
7. Целевые проекты | 16 |
7.1. Целевой проект "Совершенствование системы управления обеспечением безопасности дорожного движения" | 16 |
7.2. Целевой проект "Совершенствование профилактической работы с участниками дорожного движения" | 18 |
7.3. Целевой проект "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности соответствующих органов в области обеспечения безопасности дорожного движения" | 27 |
7.4. Целевой проект "Выявление и устранение участков концентрации дорожно-транспортных происшествий" | 30 |
7.5. Целевой проект "Повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения" | 33 |
7.6. Целевой проект "Развитие улично-дорожной сети и совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городе Нижнем Новгороде" | 35 |
Приложения | 38 |
Наименование Программы | Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы" | |
Основание для разработки Программы | - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; | |
Заказчик Программы | Правительство Нижегородской области | |
Основные разработчики Программы | Департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области | |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является снижение негативных последствий автомобилизации, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах. | |
Сроки реализации Программы | 2006-2007 годы | |
Основные мероприятия Программы | - совершенствование системы управления обеспечением безопасности дорожного движения | |
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области | |
Предполагаемые | Общий объем финансирования по Программе составляет: | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Снижение основных показателей аварийности на 10% | |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем.
Динамика основных показателей аварийности за последние 7 лет приведена в приложении 1 к Программе.
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:
- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения; недостаточная поддержка мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны общества;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;
- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожно-уличной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;
- несвоевременность обнаружения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и оказания медицинской помощи пострадавшим.
Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.
Динамика удельного веса ДТП, произошедших по вине водителей отдельных категорий транспорта, приведена в приложении 2 к Программе.
Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. За последние 7 лет (с 1999 по 2005 год) число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось почти на 55 тысяч единиц (приложение 3 к Программе).
В 2005 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД УВД Нижегородской области, возросло на 9874 единицы (приложение 4 к Программе).
При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается. В 2005 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва-Казань (20) и Иваново-Нижний Новгород (5).
Динамика количества ДТП, приходящихся на 10000 транспортных средств, приведена в приложении 5 к Программе.
Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта.
Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.
Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.
Как следствие такого положения, по итогам 2005 года в Нижегородской области отмечен рост всех основных показателей аварийности (Таблица 1).
Таблица 1
Основные показатели аварийности | В Нижегородской области | В России | |||
2005 г. | 2004 г. | Отклонение от 2004 года | Отклонение от 2004 года | ||
Количество ДТП | 5137 | 4511 | +13,9 % | +7,1 % | |
Количество погибших | 872 | 791 | +10,2 % | - 1,6 % | |
Количество раненых | 6170 | 5523 | +11,7 % | + 9,3% |
Анализ структуры дорожно-транспортной аварийности в Нижегородской области за 2005 год позволяет сделать следующие выводы.
Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2005 году были наезды на пешехода - 44,1% от общего числа ДТП и столкновения транспортных средств - 28,9% (приложение 6 к Программе).
Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 4029 ДТП (или 78,4% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств правил дорожного движения. Количество погибших в этих ДТП составило 675 человек (77,4% от общего числа погибших), количество получивших ранение - 5216 человек (84,5% от общего числа раненых).
Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП, за указанный период отмечены следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на встречную полосу движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (приложение 7 к Программе).
За 2005 год в Нижегородской области зарегистрировано 1205 дорожно-транспортных происшествий (или 23,5% от общего количества ДТП), совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. В этих ДТП погибли 196 человек и 1427 человек получили ранения.
Среди неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, за указанный период наиболее часто встречающимися были следующие: низкие сцепные качества покрытия (35,4% от общего количества таких ДТП); недостаточное освещение (14,6%); несоответствие параметров дороги ее категории (6%); отсутствие горизонтальной разметки и ограждений.
За 2005 год в области зарегистрировано 412 ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии опьянения (10,2% от общего числа ДТП по вине водителей), в которых 67 человек погибли и 552 получили ранения.
В течение 2005 года в Нижегородской области зарегистрировано 527 ДТП с детским травматизмом, в которых 34 ребенка погибли и 533 получили ранения.
По сравнению с 2004 годом, удельный вес ДТП с детским травматизмом вырос на 17,4%, а число погибших детей увеличилось на 41,7%.
При этом большая часть ДТП с детским травматизмом произошли из-за неправильного поведения на дороге самих детей и подростков. Наиболее частыми нарушениями со стороны несовершеннолетних были: переход проезжей части в неустановленном месте, переход проезжей части перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за транспорта и сооружений.
Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 1715 ДТП (или 33,4% от общего числа) произошли в городе Нижнем Новгороде. В этих ДТП погибли 130 человек и получили ранения 2027 человек.
В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения в Нижегородской области становится одной из важнейших проблем, решение которых должно рассматриваться в качестве основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей.
Реализация Программы позволит достигнуть снижения основных показателей аварийности на 10%.
Целью Программы является снижение негативных последствий автомобилизации, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантии их законных прав на безопасные условия движения по дорогам.
Условием достижения цели является решение следующих задач:
- повышение эффективности управления безопасностью дорожного движения;
- проведение работы по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- осуществление непрерывного мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма;
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, изучение общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения;
- создание системы информационного воздействия на население с целью повышения правового сознания участников дорожного движения, формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- обеспечение безопасных условий движения на дорожной сети;