ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2006 года № 104


Об утверждении областной целевой программы "Повышение безопасности
дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы"


В соответствии с пунктом 6 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 года, в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленной на снижение аварийности и тяжести последствий от дорожно-транспортных происшествий, Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы" (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании проекта областного бюджета на 2007 год предусмотреть средства на реализацию данной Программы с уточнением объемов ее финансирования, исходя из возможностей доходной части областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области разработать местные программы по повышению безопасности дорожного движения на 2006-2007 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по развитию научно-производственного и экономического потенциала В.В.Клочая.



Губернатор                                             В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 31.03.2006 № 104

          

Областная целевая программа
"Повышение безопасности дорожного движения
в Нижегородской области на 2006-2007 годы"

          

     Содержание

Стр.

Паспорт Программы

3

1. Состояние проблемы

7

2. Цель и задачи Программы

9

3. Система программных мероприятий

10

4. Механизм реализации Программы, организация управления и контроля за ходом ее реализации

13

5. Предполагаемые объемы финансирования Программы

14

6. Оценка эффективности и социально-экономические последствия от реализации Программы

15

7. Целевые проекты

16

7.1. Целевой проект "Совершенствование системы управления обеспечением безопасности дорожного движения"

16

7.2. Целевой проект "Совершенствование профилактической работы с участниками дорожного движения"

18

7.3. Целевой проект "Совершенствование контрольно-надзорной деятельности соответствующих органов в области обеспечения безопасности дорожного движения"

27

7.4. Целевой проект "Выявление и устранение участков концентрации дорожно-транспортных происшествий"

30

7.5. Целевой проект "Повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения"

33

7.6. Целевой проект "Развитие улично-дорожной сети и совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городе Нижнем Новгороде"

35

Приложения

38

     

Паспорт
Областной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного движения
в Нижегородской области на 2006-2007 годы"

Наименование Программы

Областная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области на 2006-2007 годы"

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";
- подпрограмма "Безопасность дорожного движения" Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001 года № 848;
- Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 5 декабря 2005 года;
- Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 100

Заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Основные разработчики Программы

Департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области
Департамент образования Нижегородской области
Департамент здравоохранения Нижегородской области
Государственное учреждение "Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области" (по согласованию)
Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Нижегородской области (по согласованию)
Приволжское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию)
Государственное предприятие Нижегородской области "Нижегородпассажиравтотранс" (по согласованию)
Государственное образовательное учреждение "Нижегородский государственный учебно-производственный комбинат автомобильного транспорта" (по согласованию)

Цели и задачи Программы

Целью Программы является снижение негативных последствий автомобилизации, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения на дорогах.
Условием достижения данной цели является решение следующих задач:
- повышение эффективности управления безопасностью дорожного движения;
- проведение работы по совершенствованию нормативной базы в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- осуществление непрерывного мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма;
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, изучение общественного мнения по проблеме безопасного дорожного движения;
- создание системы информационного воздействия на население с целью повышения правового сознания участников дорожного движения, формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- обеспечение безопасных условий движения на дорожной сети;
- совершенствование форм и методов контрольно-надзорной деятельности, направленной на соблюдение участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- выявление и устранение участков концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП), контроль скоростных режимов и поведения водителей в местах повышенной опасности;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- повышение безопасности на пассажирском автотранспорте;
- повышение уровня технической оснащенности организаций, непосредственно работающих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

Сроки реализации Программы

2006-2007 годы

Основные мероприятия Программы

- совершенствование системы управления обеспечением безопасности дорожного движения
- совершенствование профилактической работы с участниками дорожного движения
- совершенствование контрольно-надзорной деятельности соответствующих органов в области обеспечения безопасности дорожного движения
- выявление и устранение участков концентрации ДТП
- повышение уровня технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения
- развитие улично-дорожной сети и совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городе Нижнем Новгороде

Исполнители основных мероприятий Программы

Департамент транспорта и дорожного хозяйства Нижегородской области
Государственное учреждение "Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области" (по согласованию)
Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел Нижегородской области (по согласованию)
Департамент образования Нижегородской области
Департамент здравоохранения Нижегородской области
Администрация города Нижнего Новгорода (по согласованию)
Приволжское управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию)

Предполагаемые
объем и
источники финансирования Программы

Общий объем финансирования по Программе составляет:
113340 тысяч рублей, в том числе:
2006 год - 49945 тысяч рублей
- средства целевого бюджетного фонда "Территориальный дорожный фонд Нижегородской области" (далее территориальный дорожный фонд) - 17755 тысяч рублей;
- иные источники, в том числе средства исполнителей мероприятий Программы - 32190 тысяч рублей.

2007 год - 63395 тысячи рублей
- областной бюджет - 34850 тысяч рублей;
- территориальный дорожный фонд - 19335 тысяч рублей;
- иные источники, в том числе средства исполнителей мероприятий Программы - 9210 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Снижение основных показателей аварийности на 10%

Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Нижегородской области

     

1. Состояние проблемы


Аварийность на дорогах Нижегородской области является одной из важных социально-экономических проблем.

Динамика основных показателей аварийности за последние 7 лет приведена в приложении 1 к Программе.

К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности, следует отнести:

- недостатки системы государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности дорожного движения (далее - БДД);

- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения; недостаточная поддержка мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, со стороны общества;

- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки;

- недостатки технического обеспечения мероприятий БДД, в первую очередь, несоответствие технического уровня дорожно-уличной сети, транспортных средств, технических средств организации дорожного движения современным требованиям;

- несвоевременность обнаружения дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) и оказания медицинской помощи пострадавшим.

Сохраняющаяся сложная обстановка с аварийностью во многом определяется постоянно возрастающей мобильностью населения при перераспределении объемов перевозок от общественного транспорта к личному.

Динамика удельного веса ДТП, произошедших по вине водителей отдельных категорий транспорта, приведена в приложении 2 к Программе.

Одним из факторов, оказывающих наиболее сильное влияние на состояние безопасности дорожного движения, является уровень автомобилизации. За последние 7 лет (с 1999 по 2005 год) число автомототранспортных средств, зарегистрированных в Нижегородской области, увеличилось почти на 55 тысяч единиц (приложение 3 к Программе).

В 2005 году общее количество транспортных средств, зарегистрированных в УГИБДД УВД Нижегородской области, возросло на 9874 единицы (приложение 4 к Программе).

При этом наблюдается увеличение диспропорции между приростом числа автомобилей и приростом протяженности улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки. В результате растет количество участков дорог с критическим уровнем загрузки дорожной сети, при котором вероятность совершения дорожно-транспортных происшествий резко повышается. В 2005 году наибольшее количество мест концентрации ДТП отмечено на автодорогах Москва-Казань (20) и Иваново-Нижний Новгород (5).

Динамика количества ДТП, приходящихся на 10000 транспортных средств, приведена в приложении 5 к Программе.

Значительно перегружены основные магистрали города Нижнего Новгорода и области, периодически возникают задержки в движении транспорта.

Ежегодно увеличивается поток транзитных транспортных средств, следующих по дорогам Нижегородской области в другие субъекты Российской Федерации.

Для сложившейся ситуации характерны высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, в том числе высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма, недостаточный уровень безопасности при перевозках пассажиров и грузов.

Как следствие такого положения, по итогам 2005 года в Нижегородской области отмечен рост всех основных показателей аварийности (Таблица 1).

Таблица 1

Основные показатели аварийности

В Нижегородской области

В России

2005 г.

2004 г.

Отклонение от 2004 года

Отклонение от 2004 года

Количество ДТП

5137

4511

+13,9 %

+7,1 %

Количество погибших

872

791

+10,2 %

- 1,6 %

Количество раненых

6170

5523

+11,7 %

+ 9,3%


Анализ структуры дорожно-транспортной аварийности в Нижегородской области за 2005 год позволяет сделать следующие выводы.

Наиболее часто встречающимися видами ДТП в 2005 году были наезды на пешехода - 44,1% от общего числа ДТП и столкновения транспортных средств - 28,9% (приложение 6 к Программе).

Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 4029 ДТП (или 78,4% от общего числа) произошли из-за нарушений водителями механических транспортных средств правил дорожного движения. Количество погибших в этих ДТП составило 675 человек (77,4% от общего числа погибших), количество получивших ранение - 5216 человек (84,5% от общего числа раненых).

Среди самых распространенных нарушений ПДД, приведших к ДТП, за указанный период отмечены следующие - несоответствие скорости движения конкретным условиям; управление транспортным средством без права управления; выезд на встречную полосу движения; несоблюдение очередности проезда; неправильный выбор дистанции; эксплуатация незарегистрированного транспортного средства; управление транспортным средством в нетрезвом состоянии (приложение 7 к Программе).

За 2005 год в Нижегородской области зарегистрировано 1205 дорожно-транспортных происшествий (или 23,5% от общего количества ДТП), совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия. В этих ДТП погибли 196 человек и 1427 человек получили ранения.

Среди неудовлетворительных дорожных условий, сопутствующих совершению ДТП, за указанный период наиболее часто встречающимися были следующие: низкие сцепные качества покрытия (35,4% от общего количества таких ДТП); недостаточное освещение (14,6%); несоответствие параметров дороги ее категории (6%); отсутствие горизонтальной разметки и ограждений.

За 2005 год в области зарегистрировано 412 ДТП, совершенных водителями, находящимися в состоянии опьянения (10,2% от общего числа ДТП по вине водителей), в которых 67 человек погибли и 552 получили ранения.

В течение 2005 года в Нижегородской области зарегистрировано 527 ДТП с детским травматизмом, в которых 34 ребенка погибли и 533 получили ранения.

По сравнению с 2004 годом, удельный вес ДТП с детским травматизмом вырос на 17,4%, а число погибших детей увеличилось на 41,7%.

При этом большая часть ДТП с детским травматизмом произошли из-за неправильного поведения на дороге самих детей и подростков. Наиболее частыми нарушениями со стороны несовершеннолетних были: переход проезжей части в неустановленном месте, переход проезжей части перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за транспорта и сооружений.

Из всех ДТП, зарегистрированных на территории Нижегородской области в течение 2005 года, 1715 ДТП (или 33,4% от общего числа) произошли в городе Нижнем Новгороде. В этих ДТП погибли 130 человек и получили ранения 2027 человек.

В сложившейся ситуации проблема повышения безопасности дорожного движения в Нижегородской области становится одной из важнейших проблем, решение которых должно рассматриваться в качестве основных социально-экономических задач по сохранению жизни и здоровья людей.

Реализация Программы позволит достигнуть снижения основных показателей аварийности на 10%.

     2. Цель и задачи Программы


Целью Программы является снижение негативных последствий автомобилизации, обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантии их законных прав на безопасные условия движения по дорогам.

Условием достижения цели является решение следующих задач:

- повышение эффективности управления безопасностью дорожного движения;

- проведение работы по совершенствованию нормативной правовой базы в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- осуществление непрерывного мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма;

- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

- организация общественной поддержки мероприятий по повышению безопасности дорожного движения, изучение общественного мнения по проблеме безопасности дорожного движения;

- создание системы информационного воздействия на население с целью повышения правового сознания участников дорожного движения, формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

- обеспечение безопасных условий движения на дорожной сети;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»