ГУБЕРНАТОР НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июня 2001 года № 26-р
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Одаренные дети" на 2001-2005 годы.
2. Выделение средств на реализацию программы произвести за счет средств, предусмотренных пунктом 10 "Образование" ст. 19 Закона Нижегородской области от 26.02.2001 № 170-3 "Об областном бюджете на 2001 год" в части реализации программы "Одаренные дети".
3. Пресс-службе администрации области (Белковский С.В.) разместить в средствах массовой информации Областную целевую программу "Одаренные дети" на 2001-2005 годы.
Губернатор области И.П.Скляров
Утверждена
Распоряжение губернатора
Нижегородской области
от 28.06.2001 № 26-р
Наименование программы: | Одаренные дети |
|
|
Наименование, дата и номер решения о разработке программы: | Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года № 1696 "О президентской программе "Дети России", решение департамента образования и науки от 02 июня 1993 года № 2, решение коллегии департамента образования и науки от 06.05.99 г. |
|
|
Заказчик программы: | Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
|
|
Основной разработчик программы: | Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
|
|
Цели и задачи программы: | -развитие интеллектуальных ресурсов области |
| -развитие и реализация мер по формированию работы с одаренными детьми |
| -создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей одаренных детей; |
| -проведение исследований по проблеме выявления и обучения одаренных дошкольников |
|
|
Сроки реализации программы: | 2001-2005 годы |
|
|
Исполнители основных мероприятий программы | Департамент образования и науки администрации Нижегородской области, НИРО, ВУЗы, НИИ, учреждения дополнительного образования |
|
|
Источники финансирования программы: | Средства областного бюджета |
|
|
Ожидаемые конечные результаты программы: | формирование системы работы с одаренными детьми |
|
|
Система контроля за исполнением программы | Департамент образования и науки администрации Нижегородской области |
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании" и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство культурного и образовательного пространства, защита и развитие системы образования, национальных культур, культурных региональных традиций и особенностей;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
- свобода и плюрализм в образовании;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства;
- интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Программа имеет государственный характер. Она направлена, прежде всего, на формирование системы работы с одаренными детьми, на развитие и совершенствование содержания образования, совершенствование системы повышения квалификации и профессионального мастерства, на повышение престижа талантливых людей, на укрепление материально-технической базы.
Региональная Программа "Одаренные дети" является составной частью Всероссийской Программы "Дети России". Ее реализация и исполнение гарантируется региональными органами государственного управления, которые несут ответственность за результаты.
Программа разрабатывается и координируется Рабочей группой, включающей представителей органов управления образованием и ведущих специалистов ВУЗов области, а так же педагогов общеобразовательных учреждений, работающих с одаренными детьми. Она определяет основные мероприятия по реализации Программы, разрабатывает перспективное планирование, определяет размеры и пути финансирования входящих в Программу конкретных проектов.
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования элиты- к элитарному образованию.
Накоплен немалый опыт работы с одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.
Создаются общественные лаборатории и региональные центры по научному, научно-техническому и художественному творчеству. Средствами массовой информации все чаще обсуждаются проблемы развития одаренной молодежи.
Нижегородский регион, как один из центральных регионов России, всегда держал в поле зрения вопрос сохранения своего интеллектуального творческого потенциала.
В целях поддержки талантливых детей департаментом образования и науки совместно с ведущими учеными ННГУ, НГПУ, НГЛУ в системе проводят научно-практические конференции, турниры, конкурсы, олимпиады. Итогом многолетней целенаправленной работы в данном направлении является то, что нижегородская команда школьников серьезно заявила о себе на Всероссийских и Международных олимпиадах, причем ежегодно наблюдается тенденция роста победителей.
С 1998 года нижегородские школьники стали активными участниками Московского Форума "Одаренные дети".
В 1998 году был открыт Лицей-Центр обучения и развития одаренных детей. Обучение ведется по двум основным направлениям:
- педагогическое, в рамках реализации программы "Педагогические кадры";
- общеобразовательное.
Высокий уровень подготовки учащихся обеспечивают преподаватели НГПУ, НГЛУ.
Область имеет положительный опыт работы с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннего выявления одаренного ребенка. По последним данным примерно пятая часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20 %, может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для развития их талантов.
Вместе с тем, координация работы различных учреждений и общественных объединений, направленная на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за рубежом, программа предусматривает систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и поддержкой одаренных детей.
Программа ставит своей целью:
- формирование системы работы с одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов общества;
- повышение социального статуса творческой личности;
- воспитание талантливого ребенка как гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- подготовка и переподготовка педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;
- создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми;
- поддержка образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Предусматриваются мероприятия по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
Работа с одаренными в общеобразовательных школах: Изучение состояния работы с одаренными (выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности применяемых методик и организационных форм работы, степень готовности учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и распространение положительного опыта, поиск, разработка и апробация новых технологий. Обучение учителей методам диагностики одаренности и работе с одаренными в рамках личностно-ориентированного подхода. Особенности работы с одаренными по различным направлениям.
Работа с одаренными в специализированных школах: Специфика работы специализированной школы в значительной степени обусловливается ее профилем: естественнонаучным, гуманитарным, художественно-эстетическим и др. это требует разработки в рамках данного блока ряда соответствующих программ. При этом каждая из них должна предусматривать:
- исследование адекватности сложившейся практики работы личностно-ориентированному подходу с последующей выработкой необходимых рекомендаций конкретным учебным заведениям;
- налаживание связей между родственными школами различных регионов;
- создание банка методик работы с одаренными в специализированных школах;
- поддержку существующих и создание новых региональных и межрегиональных специализированных школ-интернатов.
Дополнительное образование одаренных: Изучение состояния дополнительного образования одаренных в регионах. Создание банка методик дополнительного образования одаренных по различным направлениям, организация обмена опытом. Разработка типовых моделей многоуровневых систем работы с одаренными в масштабах города, района, области (республики), группы регионов. Выработка рекомендаций регионам по созданию или совершенствованию таких систем или отдельных их звеньев, а в перспективе - создание межрегиональных систем. Обобщение опыта работы учреждений дополнительного образования с учителями и родителями - педагогами-посредниками, выработка соответствующих рекомендаций. Проектирование системы дистанционного дополнительного образования с организацией учебных сборов.
Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы. Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться.
Признание социальной значимости проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново пересматривая многие отечественные культурно - образовательные традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и экспериментальные исследования.
Наиболее важной характеристикой личности детей с проявлениями одаренности является особая система ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в которой занимает деятельность, соответствующая содержанию одаренности, составляющей сферу их интересов.
Выявление, обучение и развитие одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:
1. Систему дошкольных образовательных учреждений, в первую очередь детских садов обще развивающего вида, центров развития ребенка, в которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;
2. Систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей;
3. Систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;
4. Систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том числе лицеев, гимназий, нетиповых образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.
Предусматриваются меры по исследованию проблем развивающего образования как основы современной системы диагностики воспитания и поддержки одаренных детей, по разработке научных основ умственной одаренности детей, методических рекомендаций по составлению программ обучения одаренных детей на индивидуальной основе, а также по созданию и оснащению экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.
Развитие и финансирование программы: Создание рабочей группы по разработке, обеспечению и координации выполнения Программы. разработка перспективных и календарных планов выполнения межрегиональных компонентов Программы, координация разработки региональных компонентов. Определение источников и объемов финансирования, приоритетов в финансировании проектов программы, оптимизация затрат. Регулярное подведение промежуточных итогов, корректировка и обновление программы по мере ее выполнения.
Поиск одаренных: Моделирование и развитие региональных систем поиска одаренных, включающих комплекс соревнований и конкурсов, тестирование и работу с учителями и родителями.
Работа с особо одаренными: Исследование специфики подготовки особо одаренных к научной деятельности в избранной области. Разработка соответствующих программ и методик.
Интеграция и специализация: Разработка и внедрение моделей координации и интеграции различных потоков работы с одаренными школьниками на уровне города и региона, создание интегрирующих эти потоки комплексов по работе с одаренными. Разработка стратегии и тактики использования возможностей региона в интеграции работы с одаренными детьми, развитие межрегионального сотрудничества.