ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1999 года № 32

О Программе содействия занятости населения Нижегородской области
на 1999-2000 годы  


 В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Нижегородской области на 1999-2000 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления районов и городов области:

рассмотреть выполнение территориальных программ содействия занятости населения, утвержденных на 1998 год;

при необходимости вносить в территориальные программы содействия занятости населения на 1999-2000 годы соответствующие изменения и дополнения с учетом показателей и мероприятий областной Программы содействия занятости населения на 1999-2000 годы:

осуществить конкретные меры по активизации хозяйственной деятельности на подведомственных территориях и привлечению дополнительных инвестиций для сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест.

3. Рекомендовать Администрации области организовать работу по изысканию и использованию на конкурсной основе инвестиционных ресурсов для наиболее перспективных и эффективных программ. обеспечивающих занятость населения и создание дополнительных .рабочих мест.

4. Департаменту федеральной государственной службы- занятости населения по Нижегородской области представить в Законодательное Собрание, области:

в январе 2000 года по итогам 1999 года - предложения о корректировке мероприятий Программы;

в феврале 2000 и 2001 гг. - отчеты о реализации Программы;

в декабре 2000 года - проект областной программы содействия занятости населения на 2001-2003 годы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.


Председатель Собрания

А.А. Козерадский

   


  Утверждена
     постановлением Законодательного
     Собрания области
     от 25 марта 1999 года  № 32

        

     

ПРОГРАММА
содействия занятости населения Нижегородской области на 1999-2000 годы

     
ОГЛАВЛЕНИЕ

Паспорт Программы содействия занятости населения Нижегородской области на 1999-2000 ГОДЫ

Введение

1

Оценка ситуации на областном рынке труда

1-4

Прогноз ситуации на областном рынке труда-

4-6

Создание и сохранение рабочих мест

6 - 8

Общественные работы и временная занятость

8-11

Содействие занятости населения в районах с

11 - 12

критической ситуацией на рынке труда

  

Профессиональная подготовка, переподготовка и

12-16

повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения

  

Профессиональная ориентация и психологическая

16 - 17

поддержка безработных и незанятого населения

  

Содействие занятости слабозащищенных категорий

17. - 28

населения

  

Содействие развитию персонала на предприятиях

28 - 29

Миграция и межтерриториальное перераспределение

30

трудовых ресурсов

  

Маркетинговая деятельность и информационное

31

обеспечение политики занятости

  

Информатизация службы занятости

31 - 34

Развитие областной службы занятости

34 - 35

Финансовое обеспечение реализации Программы

35 - 36

Приложения

  

оказать посредничество в трудоустройстве 128,0 тыс. человек, в т.ч. в 1999 году - 64 тыс. человек;

обеспечить временное трудоустройство 84,4 тыс. человек, в том числе в 1999 году 40,8 тыс. чел.;

направить на общественные работы 43,0 тыс. человек, в т.ч. в 1999 году 21,0 тыс. человек;

обеспечить временную, занятость 5,8 тыс. чел; безработных, в т.ч. в 1999 году 2,8 тыс. безработных;

обеспечить временную занятость 37,0 тыс. подростков, в т.ч. в 1999 году 18,0 тыс. подростков;

создать в сфере малого предпринимательства до 20,0 тыс. рабочих мест, в т.ч. за счет средств фонда занятости 300 рабочих мест;

оказать помощь 800 безработным по открытию собственного дела, в т.ч. в 1999 году 400 безработным;

организовать профессиональное .обучение 20,0 тыс. человек из числа безработных граждан и незанятого населения, в т.ч. 10,0 тыс. человек в 1999 году;

охватить профориентационными услугами 283,5 тыс. человек, в т.ч. в 1999 году 136,5 тыс. человек;

поддержать доходы 133,0 тыс. безработных, в т.ч. в 1999 году 64,0 тыс. безработных.

Контроль за реализацией Программы

   Контроль за реализацией Программы осуществляет служба занятости населения Нижегородской области, Законодательное Собрание и Администрация области с участием органов местного самоуправления районов и городов области.

     

ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
 НА 1999-2000 ГОДЫ

Наименование программы

Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 1999-2000 годы

Основание для разработки программы

Закон Российской Федерации "О занятости населения в РФ"  (ст.15 в редакции Закона от 20.04.96    № 36-ФЗ)

Заказчик

Служба занятости населения Нижегородской области

Основные разработчики Программы

     Служба занятости населения Нижегородской области, областной департамент экономики и прогнозирования, областное управление труда, областной комитет государственной статистики, с участием других областных организаций

Цели и задачи Программы

Реализация государственной политики занятости будет осуществляться путем:
развития гибкости рынка труда;
увеличения уровня занятости;
повышения стимулов к активному поиску работы безработными;
смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы;
предупреждения массовой безработицы на рынках труда районов и городов области;
создание новых и сохранение действующих рабочих мест;
развития кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
роста мобильности трудовых ресурсов.

Сроки реализации Программы

В течение 1999-2000 годов.

Источники финансирования Программы

Государственный фонд занятости населения по Нижегородской области, средства местных бюджетов и работодателей.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит:
сдержать уровень регистрируемой безработицы в пределах до 2,9 процентов в 1999 году и до 3,2 процента в 2000 году;


ВВЕДЕНИЕ

Областная программа содействия занятости населения разработана в соответствии с распоряжением Администрации Нижегородской области от 26.08.98 № 1353-р.

Программа содержит основные направления работы областной службы занятости населения и ее социальных партнеров по содействию занятости населения, учитывает мероприятия, содержащиеся в аналогичных районных и городских программах, обеспечивает преемственность ранее принятых программ занятости и направлена на реализацию единой государственной политики занятости на территории области.

Основой для разработки программы содействия занятости населения являются Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", нормативные акты Правительства РФ, Министерства труда и социального развития, постановления и распоряжения Губернатора области.

Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на 1999-2000 годы департамента экономики и прогнозирования, предложений других департаментов областной Администрации, облвоенкомата, областного управления внутренних дел, областного комитета государственной статистики, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере.

Реализация Программы предусматривает координацию усилий органов власти всех уровней, работодателей, службы занятости, профсоюзов. Других общественных организаций.     

ОЦЕНКА СИТУАЦИИ НА ОБЛАСТНОЙ РЫНКЕ ТРУДА


Анализ основных тенденций социально-экономического развития области и прогнозные расчеты показывают, что несмотря на принимаемые меры, в 1998 году как и в предыдущие годы, основные показатели развития не достигнут необходимых ориентиров экономического роста.

Обобщенно экономическую ситуацию в области характеризует недостаточная инвестиционная активность, продолжающийся дефицит бюджета, задержки заработной платы, полная или частичная остановка многих предприятий.

Все это напрямую влияет на снижение численности занятых в экономике области. С 1993 года по 1997 год (за пять лет) количество занятых сократилось с 1863,5 тыс. человек до 1734,5 тыс. человек или на 129,0 тыс. человек.

За этот же период число работников, уволенных по сокращению штатов, составило 113,5 тыс. чел.

В 1999 году прогнозируется высвобождение по сокращению штатов, в основном из: производственной сферы до 20 тыс. человек. В то же время общее число занятых сократится на 8 тыс. человек, за счет трудоустройства высвобождаемых из сферы материального производства в непроизводственную сферу.

Переход от жесткой централизованной и плановой экономики к рыночным отношениям обусловил изменение распределения занятых в экономике по формам: собственности. За последние 5 лет удельный вес занятых на предприятиях и в организациях госсектора области сократился с 51,9% до 38,5%, в то же время занятых а частном секторе - увеличился с 15,7% до 39,9%.

По-прежнему значительны масштабы неполной занятости. На конец сентября т.г. в режиме неполного рабочего времени работали 112,8 тыс. человек, в январе-сентябре в вынужденных отпусках по инициативе администрации находилось 140,5 тыс. человек, из которых каждый четвертый без сохранения содержания.

Сохраняется существенная разница между числом граждан, принятых и выбывших с предприятий и организаций. За 1997 год было принято на работу 215,7 тыс. человек, а выбыло 263,7 тыс. человек, в январе-сентябре 1998 г. соответственно 174,1 тыс. человек и 196,3 тыс. человек.

Реализация областной программы содействия занятости населения на 1999-2000 гг. будет осуществляться на фоне ухудшения демографической ситуации.

На начало 1998 года численность постоянного населения области составила 3702,8 тыс.. человек, что на 14 тыс. человек меньше, чем в предыдущем году. За последние пять лет численность населения сократилась в 40 районах области. Наибольшее сокращение населения отмечено в Спасском (7,6%), Вачском (7,1%), Гагинском (5,8%), Воскресенском (5,5%), Б. Болдинском (5,0%), Пильнинском (4.,9%) и Сокольском (4,1%) районах.

К 2000 году общая численность населения по сравнению с 1997 годом сократится почти на 42 тыс. человек, что по своим масштабам можно сравнить с численностью населения целых районов области, например таких, как Лысковский, Сергачский.

Темпы снижения численности населения области могли бы быть более угрожающими если бы естественная убыль не компенсировалась отчасти миграционным приростом  (около 55%). Вместе с тем, начиная с 1995 г. наметилась тенденция к снижению уровня миграционного прироста, что практически исключит после 2000 года внешние источники увеличения численности населения области.

Естественная убыль населения наблюдается практически на всех территориях области. Наибольшие потери в численном составе, по-прежнему, имеет сельское население, на долю которого пришлось более трети всей естественной убыли населения области.

С 1956 года доля трудоспособного населения в общей его численности увеличивается как в городской, так и в сельской местности за счет вхождения в этот возраст поколения, родившегося в 1980-е годы, когда рождаемость была несколько выше, чем в предыдущие годы и выхода из него малочисленного поколения, рожденного в годы Великой Отечественной Войны. В возрастной категории от 16 до 29 лет (молодежь) мужчины составляют 51%, а в возрасте 30-49 лет женщин несколько больше, чем мужчин (около 51%).

В то же время, на селе трудоспособное население, в составе которого 55,2% мужчин, составляет менее половины всех жителей (около 48%). Это создает определенные трудности в сфере нормального пополнения трудовых ресурсов в сельской местности.

Анализ состава безработных, стоящих на учете в службе занятости, свидетельствует о том, что большую часть из них, как и прежде, составляют женщины, а также молодежь в возрасте 16-29 лет.

КАЧЕСТВЕННЫЙ СОСТАВ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ БЕЗРАБОТНЫХ

(в процентах}

Показатели

Женщины

Мужчины

  

01.01.

01.01.

01.01.

01.01..

01.01.

01.01.

  

96

97

98

96

97

98

По  причине незанятости

  

  

  

  

  

  

- уволившиеся по соб-

57,4

44,8

33,9

64,7

53,6

43,7

ственному желанию

  

  

  

  

  

  

- высвобождены

22,2

28,5

29,6

8,7

14,4

15,7

- выпускники школ и

4,6

5,0

3,9

2,2

3,0

2,1

Пр. уч. з.

  

  

  

  

  

  

По уровню образования:

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

с высшим и сред.

41,7

37.5

40,9

25,0

23,9

25,8

спец. обр.

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

не имеющие сред. образов.

15,2

12,3

11,1

29,4

2.4,5

24.7

По возрасту:

  

  

  

  

  

  

- молодежь 16-29 лет

33,9

33,5

33,2

25,0

26, 1

24,1

- другие

60,2

60, 9

63, 2

65,9

64,7

69,0

- предпенсионного

5,9

5,7

3,6

9,1

9,1

6,9

  

  

  

  

  

  

  

Отдельные категории:

  

  

  

  

  

  

-не приступавшие к

12,6

15,4

17,5

11,0

9,6

11,6

трудовой деятельности

  

  

  

  

  

  

- не имеющие проф.

8,5

7,6

7,3

8,1

5,6

5,6

специальности

  

  

  

  

  

  

- имеющие длительный

16,2

19,6

23,8

15,4

21,9

28,0

перерыв (более 1 года).

  

  

  

  

  

  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»