ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2000 года № 38

Об утверждении "Основных направлений социально-экономического развития
Нижегородской области на 2000 год"

     

Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить "Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год".

2. Рассмотреть на заседании Законодательного Собрания ход реализации прогноза основных показателей социально-экономического развития Нижегородской области по итогам первого полугодия 2000 года.



Председатель Собрания          А.А. Козерадский


АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЕПАРТАМЕНТ ЭКОНОМИКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 ГОД


НИЖНИЙ НОВГОРОД
2000 г.

Содержание

Введение

1. Итоги социально-экономического развития области
1.1. Макроэкономическая ситуация в регионе
1.2. Выполнение основных бюджетообразующих показателей прогноза социально-экономического развития области на 1999 год

1.2.1. Оценка основных показателей социально-экономического
развития, принятых для расчета консолидированного бюджета области на 1999 год

1.2.2. Мониторинг выполнения прогнозных показателей и анализ факторов, повлиявших на отклонение

1.2.2.1. Материальное производство
1.2.2.2. Амортизация и прибыль
1.2.2.3. Фонд оплаты труда
1.2.2.4. Внешнеэкономическая деятельность
1.2.2.5. Потребительский рынок
1.2.2.6. Производство алкогольной продукции
2. Прогноз социально-экономического развития области на 2000 год

2.1. Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год

2.1.1. Сценарные условия Минэкономики РФ

2.1.2. Особенности реализации сценариев Минэкономики в Нижегородской области

2.1.3. Основные параметры прогноза социально-экономического развития области на 2000 год

2.2. Основные направления территориальной экономической и социальной политики Администрации области в 2000 году

2.2.1. Налоговая политики
2.2.2. Финансово-бюджетная политика
2.2.3. Ценовая политика
2.2.4. Инвестиционная политика
2.2.5. Институциональные преобразования
2.2.6. Социальная политика
2.2.7. Территориальная политика
2.2.8. Кадровая политика

2.3. Основные тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы в 2000 году

2.3.1. Валовой региональный продукт
2.3.2. Производство
2.3.2.1. Промышленность
2.3.2.2. Агропромышленный комплекс
2.3.2.3. Лесное хозяйство
2.3.2.4. Инвестиции и капитальное строительство
2.3.2.5. Внешнеэкономическая деятельность
2.3.2.6. Транспорт, связь, автомобильные дороги
2.3.3. Денежные доходы и расходы населения
2.3.4. Рынок товаров и услуг
2.3.5. Фонд оплаты труди
2.3.6. Занятость и рынок труда
2.3.7. Охрана окружающей среды
2.4. Развитие малого бизнеса и предпринимательства
2.5. Сводный финансовый баланс. Финансовые ресурсы области
2.6. Федеральные целевые и региональные целевые программы, предлагаемые к финансированию из областного бюджета

Приложения

Введение.


В документе изложены основные направления социально-экономического развития Нижегородской области на 2000 год. Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан во исполнение постановления Правительства РФ от 15.03.99 г. № 292 "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2000 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", распоряжения Администрации области от 20.04.99 г. № 624-р "О разработке прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета области на 2000 год", на основании Закона области от 5.07.96 г. № 39-3 "О прогнозировании и программах социально-экономического развития области", методических рекомендаций и сценарных условий развития экономики Российской Федерации, предложенных Министерством экономики РФ, а также с учетом итогов согласования основных бюджетообразующих показателей развития территорий области с администрациями городов и районов и предложений территориальных структур федеральных министерств и ведомств, структурных подразделений Администрации области в целях:

· формирования приоритетов в экономической и социальной политике органов государственной власти и местного самоуправления;

· создания основы для формирования бюджета области.

Настоящий прогноз разработан с учетом:

· анализа итогов развития области и Российской Федерации за последние годы и оперативных данных о ситуации в 1999 году;

· анализа выполнения соглашений Администрации области с администрациями городов и районов, а также соглашений с ведущими предприятиями отраслей экономики;

· сценарных условий Министерства экономики РФ;

· прогнозов правительственных и независимых экспертов;

· анализа изменений в законодательстве;

· первоочередных мер по выполнению предвыборной программы Губернатора;

· постановления Администрации области от 23.07.98 г.№ 197" О первоочередных мероприятиях по увеличению сбора денежных средств в бюджет области" и других нормативных и законодательных актов, принятых в 1999 году.

Данный документ является планом действий для Администрации области.

Исполнение прогноза будет определяться эффективностью мер по реализации политики органов законодательной и исполнительной власти, направленной на экономический рост и эффективность работы отраслей экономики и увеличение доходной части бюджета.

1. Итоги социально-экономического развития области

1.1. Макроэкономическая ситуация в регионе

Основные показатели.


Общая социально-экономическая ситуация в области за 1999 год характеризуется следующими показателями (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года):

· Индекс физического объема промышленного производства составил 112%.

· Уровень официально зарегистрированной безработицы сократился с 2,2% в начале года до 0,95% по итогам года.

· Объем сельскохозяйственного производства в сопоставимых ценах составил 95%,

· Сводный индекс потребительских цен по всем товарам и услугам составил 142,3% по отношению к декабрю 1998г, в среднегодовом исчислении - 201,3%.

· Инвестиции в основной капитал по итогам 1999 года сократились на 6%.


  


По итогам 1999 года объем промышленного производства в действующих ценах вырос на 73,1%. При этом, количество убыточных предприятий в промышленности сократилось с 42,3% до 31,8%. Как следствие, убытки сократились на 34%. Отгрузка превышает показатели прошлого года в среднем на 3%. Однако доходы консолидированного бюджета области, поступающие от налога на прибыль, выросли на 7,7%, от налога на добавленную стоимость - на 3,8%.

     
Промышленность


Начиная с 1997 года, по индексу физического объема промышленного производства область опережает среднероссийский уровень.

За счет снижения присутствия зарубежных конкурентов на рынке (потребительский импорт сократился в 2-3 раза), при неизменной кредитно-денежной политике с сентября 1998 года наметилась тенденция роста производства потребительских товаров. Доля потребительских товаров за 1999 год составила 33,6% против 28,4% в 1998 году. Кроме того, доля производства пищевых продуктов выросла на 4%, непродовольственных товаров - на 1,5%.

Рост производства связан также и с выходом предприятий на рынки других регионов (Чувашии, Татарии, Мордовии, Марий-Эл, Воронежской области, регионы Сибири и совсем недавно - республики Беларусь), где требуется высококачественная, сертифицированная продукция. Это, в свою очередь, стало возможным благодаря активному проведению в 1998 году реконструкции и техперевооружения, ввода новых мощностей.

Из 10 основных отраслей 8 увеличили объемы производства: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (на 32,8%), легкая промышленность (65,8%), пищевая промышленность (30%), химия и нефтехимия (45,4%), машиностроение и металлообработка (6,8%), промышленность стройматериалов (4,4%), черная металлургия (на 19,6%), стекольная промышленность (7,4%).

С 1995 года затраты на производство и реализацию продукции промышленности растут более низкими темпами, чем оптовые цены (исключение составил только 1998 год). В структуре затрат на производство и реализацию продукции промышленности по итогам 1999 года по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет можно отметить следующее: сохранилась тенденция роста доли на покупные комплектующие, полуфабрикаты и сырье, работы и услуги производственного характера. Доля затрат на оплату труда, в течение нескольких лет остававшейся без изменений, в 1999 году снизилась. Тенденция роста доли затрат на энергию и топливо, отмечаемая с 1995 года, в 1999 г. сменилась снижением. Тенденция снижения доли отчислений на социальные нужды объясняется передачей социально-культурных объектов с баланса предприятий на баланс местных администраций.

Роста инвестиций в объекты производственного назначения, отмечаемые в 1998 г. и в 1-м квартале 1999 г., по итогам 9-ти месяцев сохранить не удалось (сокращение на 4,5%). Сокращение инвестиций происходит, в частности, в электроэнергетику - в отрасль, развитие которой имеет первостепенное значение для экономики. Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий (65%), бюджетные средства (16%), кредиты банков (11%).

Социальная сфера



Социальная защита. В 1999 году деятельность Администрации области была направлена главным образом на своевременную выплату пенсий по графику, сохранение действующей сети и дальнейшее развитие сети социальных объектов, обеспечение мер по стабилизации доходов и поддержание качества жизни населения.

Благодаря реализации территориальных программ содействия занятости населения и соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Нижегородской области и органами местного самоуправления в области не осталось ни одного района с критической ситуацией на рынке труда.

Начиная с июня, выплата пенсий производится вовремя. Реализуется адресная социальная помощь в форме доплат к пенсиям: инвалидам 1 и 2 групп вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы в Советской Армии; лицам, ставшим инвалидами в результате выполнения интернационального долга на территории демократической республики Афганистан; военнослужащим, потерявшим трудоспособность в связи с участием в вооруженном конфликте в Чечне и семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву и погибших в вооруженном конфликте в Чечне.

Происходит также сокращение задолженности по заработной плате: по сравнению с январем она сократилась на 41,5%, по сравнению с сентябрем 1998 г. - на 50%.

В результате погашения долгов по заработной плате, отмечается тенденция роста реальных располагаемых доходов населения от месяца к месяцу (хотя в результате августовского кризиса 98 г. общее снижение по сравнению с январем-сентябрем 1998 года составляет 39%). Вместе с тем, среднедушевые доходы, сложившиеся в области, значительно отстают от среднероссийского уровня.

Прямым следствием снижения реальных доходов населения является сокращение розничного товарооборота.


В 1999 году на территории области действуют 54 стационарных учреждений для престарелых и инвалидов, 3 дома-интерната для детей-инвалидов, 4 пансионата и 1 санаторий для ветеранов войны и труда, 2 профессиональных училища - интерната и курсовая база по обучению инвалидов вождению автомобиля, 2 дома ночного пребывания, 39 учреждений социальной помощи семье, женщинам и детям, 50 муниципальных центров, 2 специальных жилых дома для ветеранов.

Продолжается развитие сети социальных учреждений. Открыты муниципальные центры в Бутурлинском, Кр.Октябрьском и Первомайском районах, отделения медико-социальной помощи в городах Дзержинске, Кстово, Сарове, Кулебаках, Володарске, Нижегородском районе г. Н. Новгорода и в Вадском районе, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних детей в Княгининском, Шахунском районах, социальные приюты в Уренском, Борском, Кр.Октябрьском, Шатковском, Княгининском, Шахунском районах, дома милосердия в г. Кулебаках, Сокольском районе.

В области широко используются натуральные формы выплат пособий, оплата труда работников дошкольных учреждений, приобретение путевок в оздоровительные лагеря, продуктов питания, школьно-письменных товаров и одежды.

В рамках проекта "По предотвращению насилия в семье" в области разработана концепция областной политики по данной проблеме. В г. Арзамасе при центре социально-психологической помощи семье открыто кризисное отделение для женщин и детей, центр помощи семье и детям открыт в городе Городце.

Реализуются мероприятия по федеральным законам "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", а также по региональным целевым программам "Семья", "Улучшение положения женщин в Нижегородской области", "Улучшение условий и охраны труда на предприятиях Нижегородской области". В 1999 году обеспечены специальным автотранспортом 59 инвалидов и прочими средствами передвижения 821 инвалид, проведено оздоровление и санаторно-курортное лечение около 10  тыс. ветеранов войны и труда.

В текущем году на расходы по мероприятиям социальной защиты населения привлечено дополнительно из средств федерального бюджета - 3221 тыс. руб., средств пенсионного фонда - 4538,1 тыс. руб., областного фонда социальной защиты населения - 697,7 тыс. руб.(без учета кредиторской задолженности).

Здравоохранение. В 1999 году деятельность отрасли здравоохранение была направлена на сохранение объема оказания медицинской помощи населению, реструктуризацию коечного фонда больничных учреждений.

Постановлением администрации Нижегородской области № 96 от 23.04.99 года утверждена "Программа Государственных гарантий по обеспечению граждан Нижегородской области бесплатной медицинской помощью" Составной частью программы государственных гарантий является территориальная программа ОМС.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»