ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 1999 года № 284
(с изменениями на 10 сентября 2004 года)
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Законодательного Собрания области от 24.06.2004 года № 1035-III
------------------------------------------------------------------------
Учитывая нестабильную эпидемиологическую ситуацию по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики, продолжающееся ухудшение показателей заболеваемости эпидемическим паротитом, коклюшем, краснухой, высокий уровень заболеваемости вирусным гепатитом В, регистрацию летальных случаев от указанных заболеваний, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.98 N 1260 "О федеральной целевой программе "Вакцинопрофилактика на 1999 - 2000 годы и на период до 2005 года" и в целях комплексного решения проблем по улучшению эпидемиологической ситуации, связанной с
вакциноуправляемыми инфекциями, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года" (далее - Программа).
2. Рекомендовать исполнительному директору Территориального фонда обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование Программы в 1999-2000 годах, предусмотрев ее выполнение в ежегодно утверждаемом бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
3. Рекомендовать главам администраций городов и районов области в пределах средств их бюджетов принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку муниципальных программ "Вакцинопрофилактика".
3. Поручить Администрации области в ходе реализации Программы уточнять отдельные мероприятия и корректировать объемы финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
Областная целевая программа
"Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы
и на период до 2005 года"
(в редакции постановления Законодательного Собрания области от 24.06.2004 года № 1035-III)
Наименование | - "Вакцинопрофилактика на |
Заказчик | - департамент здравоохранения |
Основные разработчики Программы | - департамент здравоохранения |
Цели и задачи | - 1 этап 1999-2000 годы |
Сроки реализации | 1998-2000 годы и на период до |
Перечень основных мероприятий | бесперебойное обеспечение лечеб- |
Исполнители основных мероприятий Программы | - департамент здравоохранения |
Объемы и источники финансирования | - общий объем финансирования |
Система организации контроля | - заказчик Программы осуществля- |
Содержание проблемы
Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, является одной из наиболее важных проблем как в Российской Федерации, так и в Нижегородской области.
Ежегодно в области регистрируется от 800 тысяч до 1,5 млн. случаев инфекционных заболеваний, в структуре заболеваемости воздушно - капельными инфекциями от 27 до 40% занимают вакциноуправляемые заболевания. Рост инфекционных заболеваний приводит к значительным экономическим потерям и к ухудшению эпидемиологической обстановки в области.
В результате реализации организационных, профилактических и медицинских мероприятий в рамках реализации региональной целевой Программы "Вакцинопрофилактика" на 1994-98 годы возрос уровень охвата населения профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, эпидемического паротита. В связи с этим
за период с 1994 по 1997 год удалось снизить показатели инфекционной заболеваемости по целому ряду нозоологий: дифтерией - в 6,1 раза, коклюшем - в 4,3 раза, корью - в 14,2 раза, не было зарегистрировано ни одного случая полиомиелита. За указанный период произошел существенный перелом в развитии эпидемии дифтерии, за время которой
переболело более 5 тысяч человек,125 человек умерло, около 10% переболевших утратили трудоспособность в связи с развившимися осложнениями.
Вместе с тем, эпидемиологическая ситуация по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики, продолжает оставаться напряженной. За 1998 год в 2,2 раза возросла заболеваемость коклюшем, в 3,5 раза - эпидемическим паротитом, в 3 раза - корью, в 13 раз - краснухой, сохраняется высокий уровень заболеваемости туберкулезом. Участились случаи групповой заболеваемости эпидемическим паротитом с тяжелым клиническим течением, одним из осложнений которого является мужское бесплодие.
Только в 1998 году в области было зарегистрировано более 290 вспышек эпид. паротита.
Рост заболеваемости краснухой, начавшийся с 1993 года, продолжается и в текущем году, что повлечет за собой увеличение числа детей, рождающихся с врожденными уродствами, к внутриутробной гибели плода, преждевременным родам.
Отмечаемая нестабильность по заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, и продолжающийся рост в 1998 году обусловлен недостаточным охватом детского населения профилактическими прививками, перебоями в поступлении вакцин, отсутствием отечественных комбинированных вакцин.
С 1996 года в области приступили к реализации 1 этапа профилактики вирусного гепатита В - вакцинации населения из групп высокого риска заражения. На 1 января 1998 года было вакцинировано против ВГВ - 57% медицинских работников, име- ющих постоянный контакт с кровью; охвачено прививками 95,5% новорожденных, родившихся от матерей - носителей вируса гепатита В.
Однако это лишь первый шаг на пути снижения заболеваемости вирусным гепатитом В, который продолжает оставаться одной из серьезных проблем здравоохранения. Ежегодно в области выявляется от 4 до 5 тысяч носителей вируса, являющихся основным резервуаром вируса гепатита В.
Серьезную тревогу вызывает рост заболеваемости ВГВ среди подростков 15-19 лет и лиц молодого возраста, доля которых за последние годы составляет более 70%. Вовлечение в эпидемический процесс самой детородной группы населения приведет к увеличению числа детей, инфицированных вирусом гепатита В с рождения, и к росту инвалидизации самой активной трудовой части населения.
В связи с чем, быстрого и существенного снижения заболеваемости ВГВ в области можно достичь только введением в календарь прививок вакцинации школьников 13-14 лет и в первую очередь на тех территориях, где отмечается интенсивное вовлечение в эпидемический процесс лиц молодого возраста (гг. Нижний Новгород, Арзамас, Кстово, Бор и др.).
В 1998 году в 19 районах области проводилось частичное целевое финансирование программ "Вакцинопрофилактика", областная программа была профинансирована лишь на 30%. В связи с чем не была создана система целенаправленного информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, единая компьютерная сеть, необходимые условия транспортировки и хранения вакцин, не в полном объеме проведены закупки вакцин.
Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, требует участия в ее решении органов исполнительной власти и должна решаться в рамках областной и соответствующих региональных программ, обеспеченных финансовыми и материальными ресурсами. Необходимость государственной поддержки мер борьбы с инфекционными заболеваниями возрастает в связи со сложным социально - экономическим положением, падением жизненного уровня и ухудшением состояния здоровья населения и в первую очередь подрастающего поколения.
С этой целью для обеспечения ожидаемых результатов от реализации Программы необходимо привлечение финансовых средств областного, районных бюджетов, средств фонда обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников.
Основными целями Программы являются: реализация мероприятий, предусмотренных федеральной программой "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 годы и на период до 2005 года" и улучшение эпидемиологической ситуации по вакциноуправляемым инфекционным заболеваниям.
На первом этапе (1999-2000 годы) предусмотрено:
достижение охвата вакцинацией не менее 90-95% детей, введение активной иммунизации против вирусного гепатита В и краснухи, снижение заболеваемости детскими инфекциями, ликвидация паралитического полиомиелита, предупреждение случаев профессиональной заболеваемости вирусным гепатитом В среди медицинских работников. Улучшение ситуации на данном этапе предусмотрено достичь путем бесперебойного обеспечения ЛПУ иммунологическими препаратами, внедрением современных компьютерных технологий, обеспечивающих планирование, учет и анализ работы по вакцинопрофилактике, приобретения холодильного оборудования, термоконтейнеров для полноценного функционирования "холодовой цепи", а также за счет организационно - экономических мер, не требующих значительных финансовых затрат: совершенствование нормативно - методической базы, совершенствование эпидемиологического надзора, информационное обеспечение мероприятий.
На втором этапе (2001-2005 годы) предусматривается:
поддержание охвата населения вакцинацией на уровне 90-95%, ликвидация врожденной краснухи, снижение до единичных случаев заболеваемости дифтерией, корью, краснухой, внедрение современных методов лабораторной диагностики, завершение работ по использованию программного продукта "Вакцинопрофилактика" и внедрению прививочных
сертификатов.
Реализация указанных задач позволит в значительной степени улучшить в 2000 - 2005 годах эпидемиологическую ситуацию, связанную с инфекционными заболеваниями, и состояние здоровья населения в целом.
Основными мероприятиями Программы являются:
организационно - методическое обеспечение и борьба с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики;
достижение высокого уровня охвата населения профилактическими прививками;
совершенствование эпидемиологического надзора и контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;
развитие системы информирования населения о мерах профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
Текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком - департаментом здравоохранения области совместно с ОЦГСЭН.
Заказчик Программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров, соглашений и включает:
периодическую отчетность исполнителей (не реже 1 раза в год) о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств;
ежегодная информация о ходе реализации Программы представляется в Администрацию области.
Программные мероприятия носят медико - социальный и экономический характер. Реализация Программы позволит добиться стабильного охвата профилактическими прививками детского населения в пределах 90-95%, обеспечить раннюю и качественную диагностику кори, краснухи, эпидемического паротита и своевременное проведение
профилактических и противоэпидемических мероприятий.
В результате будут решены многие проблемы здоровья детского населения: ликвидация паралитического полиомиелита и врожденной краснухи; снижение заболеваемости дифтерией, корью, краснухой до единичных случаев, коклюшем - до уровня 1-3 на 100 тысяч населения, эпидемическим паротитом - до уровня 5 случаев на 100 тыс. населения,
вирусным гепатитом В - до 10 случаев на 100 тыс. населения.
Реализация Программы позволит также снизить смертность от инфекционных заболеваний, предупредить возникновение инвалидности у детей, расширить возможности эпидемиологического надзора за детскими инфекциями.
План реализации основных мероприятий программы.
Объемы финансирования (тысяч рублей)
(в редакции постановления Законодательного Собрания области от 24.06.2004 года № 1035-III)
Основные мероприятия программы | Исполнитель | Финансовые затраты за 1999-2005 г.г. | Источники | |||||||||
«Вакцинопрофилактика» | финансирова | |||||||||||
1 | ния | |||||||||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | |||||
1 | ' 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
1. | Организационно-методическое | 30,0 | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 40,0 | 10,0 | 10,0 | . 140,0 | |||
обеспечение мероприятий | ||||||||||||
1.1. | Пересмотр действующих и разработка | Министер- | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 70,0 | Областной | |
новых методических указаний, | ство | бюджет | ||||||||||
инструкций, организационно- | здравоохране | |||||||||||
распорядительных документов | ния, ОЦГСЭН | |||||||||||
обеспечение ими ЛПУ, ЦГСЭН | ||||||||||||
1.2. | Проведение научно-практических | // // | 20,0 | 20,0 | - | - | 30,0 | - | - | 70,0 | Областной | |
конференций с приглашением | бюджет | |||||||||||
российских ученых | ||||||||||||
2. | Достижение высокого уровня охвата | Органы и | ||||||||||
населения профилактическими | учреждения | 17540,52 | 13401,22 | 24290,0 | 28418,3 | 36265,0 | 49670,1 | 57136,6 | 226721,74 | |||
прививками и защита населения по | здравоохране | |||||||||||
эпидемическим показаниям | ния. | |||||||||||
Госсанэпидна | ||||||||||||
дзора | ||||||||||||
2.1. | Обеспечение лечебно-профилактических | Министер- | 5393,22 | 3804,32 | 6888,5 | 9198,0 | 13000,0 | 18000,5 | 20138,0 | 76422,54 | Федеральный | |
учреждений иммунобиологическими | ство | бюджет | ||||||||||
препаратами для вакцинации населения | здравоохране | 1137,0 | 1128,71 | 181,5 | 90,3 | 215,0 | 6135,0 | 5153,0 | 14040,51 | Областной | ||
по эпидемическим показаниям и в | ния. | бюджет | ||||||||||
рамках Национального календаря | ОЦГСЭН | 10610,0 | 8111,0 | 17100,0 | 18920,0 | 22850,0 | 23428,4 | 29295,6 | 130315,0 | ТФОМС | ||
профилактических прививок | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||||
бюджеты | ||||||||||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | |||||
2.2. | Обеспечение ЛПУ диагностическими | Министер- | 105,0 | 105,0 | 10,0 | 50,0 | 40,0 | 4,0 | 7,0 | 321,0 | Областной | |
препаратами (аллергенами, | ство | бюджет | ||||||||||
сыворотками, средами) | здравоохране | 80,0 | 80,0 | 100,0 | 150,0 | 150,0 | 1117,2 | 1250,0 | 2927,2 | ТФОМС | ||
ния, | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||||
ОЦГСЭН | бюджеты | |||||||||||
2.3. | Обеспечение ЛПУ иммуноглобулинами | Министер- | 215,3 | 172,19 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 985,0 | 1293,0 | 2695,49 | Областной | |
и бактериофагами | ство | бюджет | ||||||||||
здравоохране | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||||
ния. | бюджеты | |||||||||||
. ОЦГСЭН | ||||||||||||
2.4. | Медикаментозное обеспечение | МЛПУ | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||
предвакцинальной подготовки детей | бюджеты | |||||||||||
2.5. | Приобретение одноразовых шприцов, | МЛПУ | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||
спирта, перевязочного материала | бюджеты | |||||||||||
3. | Работа по обеспечению ЛПУ вакцинами | ОЦГСЭН, | 1700,0 | 1200,0 | 900,0 | 900,0 | 1200,0 | 1703,0 | 2637,0 | 10240,0 | Областной | |
и др. иммунопрепаратами (составление | городские и | \ | бюджет | |||||||||
заявок, договоров, хранение, выдача, | районные | + | + | + | + | + | + | + | Местные | |||
транспортировка) | центры | бюджеты | ||||||||||
госсанэпидна | ||||||||||||
дзора | ||||||||||||
4. | Введение прививочного сертификата | Департамент | + | + | + | + | + | + | + | Местные | ||
(паспорта) | здравоохран. | бюджеты | ||||||||||
г.Н. | ' | |||||||||||
Новгород, | ||||||||||||
управл. | ||||||||||||
здравоохр | ||||||||||||
г.Дзержинска, | ||||||||||||
ЦРБ | ||||||||||||
5. | Совершенствование | 5985,0 | 7804,8 | 340,0 | 220,0 | 952,4 | 454,4 | 15756,6 | ||||
эпидемиологического надзора и | ' | |||||||||||
контроля за проведением | ||||||||||||
профилактических и | ||||||||||||
противоэпидемических мероприятий | ||||||||||||
5.1. | Разработка и внедрение методических | Министер- | 5,0 | 5,0 | 20,0 | 10,0 | 40,0 | |||||
указаний, подготовка и распространение | ство | Областной | ||||||||||
оперативной эпидемиологической | здравоохране | 5,0 | 5,0 | 20,0 | 10,0 | 40,0 | бюджет | |||||
информации, информационных | ния, | |||||||||||
бюллетеней, аналитических обзоров | ОЦГСЭН | |||||||||||
5.2. | Внедрение единой компьютерной сети | Министер- | ||||||||||
по планированию и учету | ство | |||||||||||
профи шкшчсских принниок | пршшочране- | |||||||||||
«Вакцинопрофилакшка» | ния , г.Н. | ^ | ||||||||||
Новгород, | ||||||||||||
детская поликлиника | 5875,0 | + | + | + | + | + | + | 5875,0 | ТФОМС | |||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | Всего | |||||
- взрослая поликлиника | 7694,8 + | + | + | + | + | + | 7694,8 | ТФОМС | ||||
5.3. | Сопровождение компьютерной системы | Министер- | 454,4 | 454,4 | 908,8 | ТФОМС | ||||||
5.4. | Внедрение компьютерно-аналитической | ОЦГСЭН | « | 498,0 | 498,0 | Областной | ||||||
5.5. | Контроль за состоянием | ОЦГСЭН | 100,0 | 100,0 | 300,0 | 200,0 | 700,0 | Областной | ||||
6. | Создание эффективной системы | 100,0 | 90,0 | 1200,0 | 1390,0 | |||||||
бытовые холодильники | ЛПУ | + | + | + | + | + | + | 1200,0 | 1200,0 | Областной | ||
- термоконтейнеры | ЛПУ | + | + | + | + | + | + | + | Местные | |||
- холодильные камеры, | ОЦГСЭН | 50,0 | 90,0 | 140,0 | Областной | |||||||
- термоиндикаторы | Министер- | 50,0 | 50,0 | Областной | ||||||||
7. | Развитие системы информирования | Органы и | 10,0 | 10,0 | 20,0 | Областной | ||||||
- подготовка пресс-релизов, публикаций | МЛ! 1У | 4 | 4- | + | ( | 1 | ь | 1 | Месшые | |||
в печати, выступлений по телевидению и | Центры | бюджеты | ||||||||||
радио | санэп ид над- | |||||||||||
зора | ||||||||||||
- подготовка и издание санитарно- | МЛПУ | + | + | + | + | + | + | + | Местные | |||
просветительных материалов для | Центры | бюджеты | ||||||||||
населения | санэпиднад- | |||||||||||
зора | ||||||||||||
Итого: | 25265,52 | 22546,02 | 25200,0 | 29668,3 | 37725,0 | 52425,5 | 61438,0 | 254268,34 | ||||
в т.ч. федеральный бюджет | 5393,22 | 3804,32 | 6888,5 | 9198,0 | 13000,0 | 18000,5 | 20138,0 | 76422,54 | ||||
ТФОМС | 16565,0 | 15885,8 | 17200,0 | 19070,0 | 23000,0 | 25000,0 | 31000,0 | 147720,8 | ||||
областной бюджет | 3307,3 | 2855,9 | 1111,5 | 1400,3 | 1725,0 | 9425,0 | 10300,0 | 30125,0 |