ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 1999 года № 293


Об утверждении областной целевой программы  
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области
на 1999-2004 годы"


Учитывая неблагополучную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в области, продолжающееся ухудшение основных показателей: заболеваемости, распространенности, смертности от туберкулеза, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1999-2004 годы" и в целях комплексного решения проблемы по улучшению эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, Законодательное Собрание области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы" (далее - Программа).

2. Рекомендовать главам администраций городов и районов области в пределах средств их бюджетов принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку муниципальных программ борьбы с туберкулезом.

3. Поручить Администрации области:

совместно с администрацией Борского района рассмотреть вопрос о создании межрайонного противотуберкулезного диспансера на базе бывшего санатория "Филипповский";

в ходе реализации Программы уточнять отдельные мероприятия и корректировать объемы финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.




Председатель Собрания                           А.А.Козерадский

      Утверждена
                                   постановлением
                              Законодательного собрания
                                   от 16.09.1999 N 293



Областная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Нижегородской области
на 1999-2004 годы"



Общий раздел
областной целевой программы
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области
на 1999-2004 годы"


Наименование
Программы

областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы"

Основание для решения
о разработке программы

постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582;
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации
от 15 апреля 1997 года N 116
"О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России"

Заказчик Программы

областной противотуберкулезный диспансер, центр госсанэпиднадзора
по Нижегородской области, медицинский отдел Главного
управления внутренних дел области, комитет ветеринарного надзора области

Цели и задачи
программы

стабилизация эпидемиологической Программы ситуации, связанной с туберкулезом в Нижегородской области;
снижение основных показателей по туберкулезу:
заболеваемости - с 62,4 до 55,0 на 100 тыс. населения,
смертности - с 10,0 до 8,0,
заболеваемости детей - с 11,8 до 9,0;
развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы;
мероприятия по своевременному выявлению туберкулеза;
организация своевременного лечения больных туберкулезом;
лечебно - профилактические мероприятия среди подозреваемых,
обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях
уголовно - исполнительной системы;
мероприятия по профилактике заболевания туберкулезом
сельскохозяйственных животных

Сроки и этапы
реализации Программы
распространения туберкулезной

первый этап (1999-2000 годы) - подготовка и
реализация первочередных мероприятий по сдерживанию
инфекции среди населения;
второй этап (2001-2004 годы) - реализация основных обязательных противотуберкулезных мероприятий в целях стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом

Перечень основных
мероприятий Программы

мероприятия в системе здравоохранения:
развитие материально технической базы противотуберкулезной службы, лечебно-профилактические мероприятия по туберкулезу, подготовка кадров;
мероприятия в уголовно - исполнительной системе:
развитие материально-технической базы противотуберкулезной
службы, лечебнопрофилактические мероприятия среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом;
мероприятия в системе сельского хозяйства:
совершенствование мероприятий по профилактике заболеваний
туберкулезом сельскохозяйственных животных и персонала животноводческих ферм

Исполнители основных мероприятий

департамент здравоохранения Администрации Нижегородской области;
департамент здравоохранения администрации г.Нижнего Новгорода;
управление здравоохранения г.Дзержинска;
лечебно-профилактические учреждения области;
медицинский отдел ГУВД;
комитет ветеринарной службы;
УИН Министерства юстиции России по Нижегородской области;
органы исполнительной власти в городах и районах области


Объемы и источники
источники финансирования

расходы на Программу в целом составят - 477183,9 тыс. руб.
Источники финансирования:
областной бюджет - 249807,5 тыс. руб.
федеральный бюджет- 136040,0 тыс. руб.
бюджет Нижнего Новгорода- 29426,5 тыс. руб.
бюджеты районов области- 22495,0 тыс. руб.
внебюджетные (ТФОМС)- 39414,9 тыс. руб.

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы

стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом;
снижение заболеваемости туберкулезом до 55,0;
смертности - до 8,0;
заболеваемости детей - до 9,0 на 100 тыс. населения;
выявление не менее 60-65 % впервые взятых на учет больных туберкулезом при профилактических осмотрах;
снижение первичного выхода на инвалидность по туберкулезу на 10-15 % впервые взятых на учет;
повышение соотношения числа излеченных и умерших от туберкулеза до уровня 3,5:1;
снижение инфицированности детей на 5 %;
охват вакцинацией новорожденных - 95 %;
охват ревакцинацией детей и под ростков - не менее 80%;
закрытие полостей распада до 78%;
прекращение бактериовыделения до 85 %;
снижение заболеваемости туберкулезом среди лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

Организация контроля
за реализацией Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения Администрации Нижегородской области, департаментом здравоохранения администрации г.Н.Новгорода, управлением здравоохранения г.Дзержинска, департаментом финансов Администрации Нижегородской области, органами исполнительной власти в городах и районах области

I. Содержание проблемы и
обоснование необходимости ее решения


Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы" разработана во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 1997 года N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России".

Туберкулез является медико - социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в области эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в последние годы могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года, и в 1998 году показатель ее достиг 62,4 на 100 тыс. населения.

Все основные показатели по туберкулезу имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза возрос на 69,0%; показатель распространенности увеличился на 39,8%; показатель смертности увеличился на 35%. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится 87640 человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе 9160 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25-30% больных туберкулезом ежегодно, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения.

Лица в возрасте 20-39 лет составляют 40,7% от общего числа впервые выявленных больных, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 78,3%.

Увеличились и экономические потери: из-за запущенных форм туберкулеза повысился выход на инвалидность в 3 раза. Из числа лиц, больных "открытой" формой туберкулеза,26 % - инвалиды, среди них 90% - лица трудоспособного возраста.

Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий; ухудшение условий жизни населения; недостаточное и низкое качество питания; атмосфера неуверенности и нервные стрессы; нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в пионерских лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально - техническая база, снижается уровень профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.

Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно - исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 99 раз превышает среднеобластной показатель (6200,0 на 100 тыс. населения).

Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30%. Средняя заработная плата врача - фтизиатра с учетом 25% надбавки за вредность составляет 430 рублей, медсестры - 240 рублей.

Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно - диагностических стандартов; подготовка кадров врачей - фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы; излечение больных туберкулезом.

Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из областного бюджета, что возможно осуществить только в рамках областной целевой программы.

II. Основные цели, задачи, сроки и этапы
реализации программы


Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости - с 62,4 до 55 на 100 тыс. населения; смертности - с 10 до 8; заболеваемости детей - с 11,8 до 9 на 100 тысяч населения.

Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:

развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы; проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; организация современного лечения больных туберкулезом; подготовка кадров, обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;

проведение лечебно - профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях уголовно - исполнительной системы;

реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных.


Реализация Программы будет проводиться поэтапно:

первый этап - 1999-2000 годы - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;

второй этап - 2001-2004 годы - будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.

III. Ресурсное обеспечение программы


Программа реализуется за счет средств областного бюджета.

Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1999-2004 годы в ценах 1998 года составляют 477183,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: 136040,0 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета,249807,5 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета,29426,5 тыс. рублей - за счет средств бюджета Н. Новгорода, бюджетов районов области - 22495,0 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников (ТФОМС) - 39414,9 тыс. рублей.

IV. Механизм реализации программы


Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - департамент здравоохранения. Основными исполнителями Программы являются департамент финансов Нижегородской области (по вопросам финансового обеспечения Программы), другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции).

Департамент здравоохранения обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы свободную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы.

V. Организация управления и контроль за ходом
реализации программы


Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения.

Департамент здравоохранения как заказчик Программы совместно с департаментом финансов и другими заинтересованными областными органами исполнительной власти осуществляют контроль за ее выполнением.

Ежегодно на заседаниях коллегии департамента здравоохранения рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.

VI. Оценка эффективности реализации программы


Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.

Реализация мероприятий Программы позволит:

стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: снизить заболеваемость до 55, смертность - до 8, заболеваемость детей - до 9 на 100 тыс. населения;

сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;

снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70 % впервые заболевших.



  Приложение 1
                         к областной целевой программе
                              "Неотложные меры борьбы
                                   с туберкулезом в
                              Нижегородской области на
                                   1999-2004 годы"

   

Расчет затрат
на обеспечение антибактериальными препаратами,
необходимыми для лечения больных
в противотуберкулезных учреждениях

N
п/п

Наименование     
препарата       

Единицы
измерения

Количество

Стоимость   

  

  

  

  

ед.изм.
руб.   

общая
тыс.  
руб.  

1  

Стрептомицина сульфат

флак.    

500000    

2,1    

1050  

2  

Канамицина  сульфат  

компл.   

100000    

5,5    

550   

3  

Флоримицина сульфат  

флак.    

2000      

2      

4     

4  

Изониазид 0,1        

упак.    

11000     

3      

33    

5  

Изониазид 0,3 N 100  

упак.    

25000     

39     

975   

6  

Изониазид  (порошок)

кг       

130       

500    

65    

7  

Изониазид            
(д/инъек.) N 5       

упак.    

13000     

11     

143   

8  

Фтивазид  0,5 N 10   

упак.    

10000     

12     

120   

9  

Метацид  0,5  N 10   

упак.    

1000      

7      

7     

10

Солютизон  (порошок)

кг       

10        

1,5    

0,015

11

Протионамид 0,25 N 50

упак.    

7500      

345    

2587,5

12

Этамбутол 0,1 N 100  

упак.    

10000     

75     

750   

13

Микобутол 0,4 N 100  

упак.    

13500     

106    

1431  

14

Этионамид 0,25       

упак.    

8200      

300    

2460  

15

Рифампицин 0,15 N 100

упак.    

50000     

120    

6000  

16

Рифампицин (д/инъек.)

амп.     

15000     

8      

120   

17

Пиразинамид 0,5 N 100

упак.    

10000     

130    

1300  

18

Максавин  0,4 N 5    

упак.    

7500      

345    

2587,5

19

Таривид  0,2  N  10  

упак.    

7500      

155    

1162,5

ИТОГО на год                                      21345,515  

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»