ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 1999 года № 293
Учитывая неблагополучную эпидемиологическую ситуацию по туберкулезу в области, продолжающееся ухудшение основных показателей: заболеваемости, распространенности, смертности от туберкулеза, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1999-2004 годы" и в целях комплексного решения проблемы по улучшению эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы" (далее - Программа).
2. Рекомендовать главам администраций городов и районов области в пределах средств их бюджетов принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку муниципальных программ борьбы с туберкулезом.
3. Поручить Администрации области:
совместно с администрацией Борского района рассмотреть вопрос о создании межрайонного противотуберкулезного диспансера на базе бывшего санатория "Филипповский";
в ходе реализации Программы уточнять отдельные мероприятия и корректировать объемы финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на комитет по социальным вопросам Законодательного Собрания области.
Председатель Собрания А.А.Козерадский
Областная целевая программа
"Неотложные меры борьбы с туберкулезом
в Нижегородской области
на 1999-2004 годы"
Наименование | областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы" |
Основание для решения | постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582; |
Заказчик Программы | областной противотуберкулезный диспансер, центр госсанэпиднадзора |
Цели и задачи | стабилизация эпидемиологической Программы ситуации, связанной с туберкулезом в Нижегородской области; |
Сроки и этапы | первый этап (1999-2000 годы) - подготовка и |
Перечень основных | мероприятия в системе здравоохранения: |
Исполнители основных мероприятий | департамент здравоохранения Администрации Нижегородской области; |
Объемы и источники | расходы на Программу в целом составят - 477183,9 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные | стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; |
Организация контроля | контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения Администрации Нижегородской области, департаментом здравоохранения администрации г.Н.Новгорода, управлением здравоохранения г.Дзержинска, департаментом финансов Администрации Нижегородской области, органами исполнительной власти в городах и районах области |
Областная целевая программа "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004 годы" разработана во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 апреля 1997 года N 116 "О мерах по предупреждению распространения туберкулеза в России".
Туберкулез является медико - социальной проблемой, на которую оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питания. Особенности развития в области эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом, в последние годы могут быть оценены как угроза начинающейся эпидемии туберкулеза. Подъем заболеваемости туберкулезом начался с 1992 года, и в 1998 году показатель ее достиг 62,4 на 100 тыс. населения.
Все основные показатели по туберкулезу имеют тенденцию к увеличению: показатель заболеваемости "открытыми" формами туберкулеза возрос на 69,0%; показатель распространенности увеличился на 39,8%; показатель смертности увеличился на 35%. Под наблюдением в противотуберкулезных учреждениях находится 87640 человек, больных различными формами туберкулеза, в том числе 9160 человек, больных активной формой туберкулеза. Однако не все больные туберкулезом попадают под наблюдение. Снижение профилактической работы и активного выявления больных приводит к недовыявлению 25-30% больных туберкулезом ежегодно, что пополняет источники распространения туберкулеза среди здорового населения.
Лица в возрасте 20-39 лет составляют 40,7% от общего числа впервые выявленных больных, лица работоспособного возраста (от 20 до 59 лет) - 78,3%.
Увеличились и экономические потери: из-за запущенных форм туберкулеза повысился выход на инвалидность в 3 раза. Из числа лиц, больных "открытой" формой туберкулеза,26 % - инвалиды, среди них 90% - лица трудоспособного возраста.
Основными причинами резкого повышения заболеваемости туберкулезом являются: отсутствие адекватного финансирования противотуберкулезных мероприятий; ухудшение условий жизни населения; недостаточное и низкое качество питания; атмосфера неуверенности и нервные стрессы; нарушение профилактической системы ежегодного отдыха населения в санаториях, домах отдыха, детей - в пионерских лагерях; появление новых групп риска: беженцев, лиц без определенного места жительства; увеличение числа асоциальных лиц среди населения. Нарушена сложившаяся система противотуберкулезной помощи, ухудшается материально - техническая база, снижается уровень профилактических осмотров, ухудшается обеспечение медикаментами, изменяются свойства возбудителя туберкулеза.
Угрожающий характер принимает эпидемиологическая ситуация, связанная с туберкулезом, в учреждениях уголовно - исполнительной системы. Уровень заболеваемости осужденных в 99 раз превышает среднеобластной показатель (6200,0 на 100 тыс. населения).
Существующее финансирование противотуберкулезной службы обеспечивает потребность в медикаментах и продуктах питания не более чем на 30%. Средняя заработная плата врача - фтизиатра с учетом 25% надбавки за вредность составляет 430 рублей, медсестры - 240 рублей.
Анализ сложившейся в области ситуации, связанной с туберкулезом, выявляет ряд проблем, требующих неотложного решения: сохранение и развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы; дооснащение учреждений медицинским оборудованием в соответствии с нормативной потребностью; обеспечение основными противотуберкулезными препаратами; введение лечебно - диагностических стандартов; подготовка кадров врачей - фтизиатров; распространение знаний о туберкулезе среди населения; своевременное выявление больных туберкулезом, особенно в группах повышенного риска, среди детей и подростков, асоциальных элементов и лиц, находящихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы; излечение больных туберкулезом.
Проблема борьбы с туберкулезом требует комплексного подхода к ее решению, привлечения целевых средств из областного бюджета, что возможно осуществить только в рамках областной целевой программы.
Основными целями Программы являются стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом; снижение основных показателей по туберкулезу: заболеваемости - с 62,4 до 55 на 100 тыс. населения; смертности - с 10 до 8; заболеваемости детей - с 11,8 до 9 на 100 тысяч населения.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
развитие материально - технической базы противотуберкулезной службы; проведение мероприятий по своевременному выявлению туберкулеза; организация современного лечения больных туберкулезом; подготовка кадров, обучение персонала и распространение знаний о туберкулезе среди населения;
проведение лечебно - профилактических мероприятий среди подозреваемых, обвиняемых и осужденных, больных туберкулезом, в учреждениях уголовно - исполнительной системы;
реализация профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных.
Реализация Программы будет проводиться поэтапно:
первый этап - 1999-2000 годы - предполагается подготовка и реализация первоочередных мероприятий по сдерживанию распространения туберкулезной инфекции среди населения;
второй этап - 2001-2004 годы - будут реализованы основные обязательные противотуберкулезные мероприятия по стабилизации эпидемиологической ситуации, связанной с туберкулезом.
Программа реализуется за счет средств областного бюджета.
Ориентировочные объемы финансирования мероприятий на 1999-2004 годы в ценах 1998 года составляют 477183,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: 136040,0 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета,249807,5 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета,29426,5 тыс. рублей - за счет средств бюджета Н. Новгорода, бюджетов районов области - 22495,0 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников (ТФОМС) - 39414,9 тыс. рублей.
Ответственным за реализацию Программы является заказчик Программы - департамент здравоохранения. Основными исполнителями Программы являются департамент финансов Нижегородской области (по вопросам финансового обеспечения Программы), другие заинтересованные органы исполнительной власти и организации (по вопросам, отнесенным к их компетенции).
Департамент здравоохранения обеспечивает в ходе реализации Программы координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий; формирует совместно с основными исполнителями Программы свободную бюджетную заявку, предусматривая в ней объемы ассигнований на последовательную поэтапную реализацию мероприятий Программы.
Управление реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения.
Департамент здравоохранения как заказчик Программы совместно с департаментом финансов и другими заинтересованными областными органами исполнительной власти осуществляют контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях коллегии департамента здравоохранения рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния здоровья населения.
Реализация мероприятий Программы позволит:
стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, связанную с туберкулезом: снизить заболеваемость до 55, смертность - до 8, заболеваемость детей - до 9 на 100 тыс. населения;
сократить сроки излечения, снизить число тяжелых форм туберкулеза и уровень нетрудоспособности населения, что будет способствовать экономии средств, затрачиваемых на лечение и выплату пособий по больничным листам и инвалидности;
снизить заболеваемость туберкулезом в очагах инфекции, среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно - исполнительной системы, выявлять при профилактических осмотрах не менее 65-70 % впервые заболевших.
Расчет затрат
на обеспечение антибактериальными препаратами,
необходимыми для лечения больных
в противотуберкулезных учреждениях
N | Наименование | Единицы | Количество | Стоимость | |
|
|
|
| ед.изм. | общая |
1 | Стрептомицина сульфат | флак. | 500000 | 2,1 | 1050 |
2 | Канамицина сульфат | компл. | 100000 | 5,5 | 550 |
3 | Флоримицина сульфат | флак. | 2000 | 2 | 4 |
4 | Изониазид 0,1 | упак. | 11000 | 3 | 33 |
5 | Изониазид 0,3 N 100 | упак. | 25000 | 39 | 975 |
6 | Изониазид (порошок) | кг | 130 | 500 | 65 |
7 | Изониазид | упак. | 13000 | 11 | 143 |
8 | Фтивазид 0,5 N 10 | упак. | 10000 | 12 | 120 |
9 | Метацид 0,5 N 10 | упак. | 1000 | 7 | 7 |
10 | Солютизон (порошок) | кг | 10 | 1,5 | 0,015 |
11 | Протионамид 0,25 N 50 | упак. | 7500 | 345 | 2587,5 |
12 | Этамбутол 0,1 N 100 | упак. | 10000 | 75 | 750 |
13 | Микобутол 0,4 N 100 | упак. | 13500 | 106 | 1431 |
14 | Этионамид 0,25 | упак. | 8200 | 300 | 2460 |
15 | Рифампицин 0,15 N 100 | упак. | 50000 | 120 | 6000 |
16 | Рифампицин (д/инъек.) | амп. | 15000 | 8 | 120 |
17 | Пиразинамид 0,5 N 100 | упак. | 10000 | 130 | 1300 |
18 | Максавин 0,4 N 5 | упак. | 7500 | 345 | 2587,5 |
19 | Таривид 0,2 N 10 | упак. | 7500 | 155 | 1162,5 |
ИТОГО на год 21345,515 |