(с изменениями на 24 июня 1997 года)
(в ред. постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.06.1997 N 128)
В целях усиления государственного контроля за ремонтно-реставрационными работами на недвижимых памятниках истории и культуры и установления единого порядка их ведения, в соответствии со ст. 31 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и п. 11 "з" ст. 28 Устава Нижегородской области Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке ведения ремонтно-реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры на территории Нижегородской области согласно приложению.
2. Обоснование для предоставления льгот по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при ведении ремонтно-реставрационных работ на недвижимых памятниках истории и культуры, направляется в налоговые инспекции заказчиком совместно с комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
(п. 2 в ред. постановления Законодательного Собрания Нижегородской области от 24.06.1997 N 128)
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет по социальной политике Законодательного Собрания, государственную налоговую инспекцию по Нижегородской области и комитет по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области.
Председатель Собрания
А.А.КОЗЕРАДСКИЙ
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЕДЕНИЯ РЕМОНТНО-РЕСТАВРАЦИОННЫХ РАБОТ НА НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Настоящее Положение разработано в целях установления единого порядка ведения ремонтно-реставрационных работ и обеспечения сохранности недвижимых памятников истории и культуры (далее - памятники) на территории Нижегородской области.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
1.3. Используемые в настоящем Положении термины означают:
ремонтно-реставрационные работы - противоаварийные работы, работы по консервации, реставрации, восстановлению, ремонту, приспособлению и обследованию памятника;
противоаварийные работы - один из видов консервации, включающий неотложные мероприятия, обеспечивающие физическую сохранность памятника, находящегося в аварийном состоянии;
консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника;
реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения его от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов памятника на основе научно обоснованных данных;
воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника, элементов ансамблей и комплексов при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости утраченных объектов;
ремонт (в том числе эксплуатационный и декоративный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических ремонтных работ без изменения его существующего облика;
приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности;
обследование - осуществление специальных работ по изучению памятника методами, которые могут нарушить его сохранное состояние - производство зондажей, шурфов, инженерных физико-химических и других исследований;
научно-проектная документация - единый комплекс научно-исследовательской, проектной, изыскательской и фиксационной документации, разрабатываемой для проведения всех видов ремонтно-реставрационных работ на памятнике.
2.1. Ремонтно-реставрационные работы на памятнике (в том числе по предписанию органов пожарного и санитарного надзора, иных госорганов) проводятся исключительно по письменному разрешению комитета по охране и использованию историко-культурного наследия Нижнего Новгорода и Нижегородской области (далее - комитет) по форме согласно приложению 1.
Разрешение комитета на производство ремонтно-реставрационных работ на памятнике не заменяет собой разрешения инспекции государственного архитектурно-строительного надзора на производство строительно-монтажных и иных работ на объектах (в т.ч. памятниках), выданного в установленном порядке.
2.2. Ремонтно-реставрационные работы на памятниках осуществляются юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на право осуществления деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников федерального (общероссийского) или местного значения, выданную в порядке, установленном законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области.
Лицензия на осуществление деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры не заменяет собой разрешения комитета на проведение работ на памятнике.
2.3. Для получения разрешения на производство работ на памятнике заказчик обязан направить в комитет заявление о выдаче разрешения на проведение ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике по форме согласно приложению 2.
Для получения разрешения на производство ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике заказчик представляет в комитет вместе с заявлением:
- документы, подтверждающие право собственности или право пользования, право хозяйственного ведения или оперативного управления в отношении памятника, либо согласие собственника, лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится памятник, на проведение работ;
- реставрационное задание или программу ремонтно-реставрационных работ;
- научно-проектную документацию на производство ремонтно-реставрационных работ, согласованную в установленном порядке;
- положительное заключение по проекту управления вневедомственной госэкспертизы (в случае получения разрешения на производство работ по воссозданию или реставрацию памятника с элементами реконструкции).
До согласования научно-проектной документации по письменному разрешению комитета в отдельных случаях допускается производство неотложных противоаварийных работ, а также отдельных видов ремонтных работ, не нарушающих сложившегося облика памятника.
3.1. Ремонтно-реставрационные работы на памятнике ведутся на основании утвержденной в установленном порядке и согласованной с комитетом научно-проектной документации.
3.2. Научно-проектная документация разрабатывается юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на право осуществления такой деятельности, выданную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.3. Научно-проектная документация разрабатывается на основании задания, выдаваемого заказчиком работ исполнителю (организации, которой поручается ведение работ), прошедшего предварительное согласование с комитетом.
Комитет при необходимости проведения исследований одновременно с заданием выдает разрешение на проведение обследования памятника в порядке, установленном пунктами 2.1 - 2.3 настоящего Положения.
3.4. Заказчик передает на согласование в комитет научно-проектную и научно-исследовательскую документацию, разработанную в соответствии с заданием, в 2 экземплярах. Один экземпляр научно-проектной документации остается на постоянное хранение в комитете.
Согласование научно-проектной документации осуществляется комитетом не позднее чем в месячный срок.
4.1. При получении заявления комитет согласовывает реставрационное задание, которое разрабатывается совместно заказчиком и подрядчиком (организации, которой поручается производство ремонтно-реставрационных работ), а также указывает особые условия производства работ.
4.2. Комитет рассматривает заявления о выдаче разрешения на производство ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике и согласовывает реставрационное задание не позднее чем в месячный срок после их получения.
4.3. Ремонтно-реставрационные и иные работы на памятниках должны осуществляться при обязательном соблюдении всех положений утвержденной научно-проектной документации, а также в соответствии с реставрационными нормами и правилами. Строительные нормы и правила применяются только в случаях, когда это не противоречит требованиям охраны памятников.
Ответственность за соблюдение норм, предусмотренных данным пунктом, возлагается на лицо, производящее ремонтно-реставрационные работы на памятнике.
4.4. При ведении всех работ на памятниках разработчик научно-проектной документации осуществляет научное руководство и авторский надзор за этими работами. Все решения, принимаемые при ведении авторского надзора в процессе производства работ во изменение согласованной научно-проектной документации, до выдачи в производство должны быть оформлены документально и согласованы с комитетом.
4.5. Работы на памятнике, предусмотренные реставрационным заданием, после их окончания принимаются комиссией с участием заказчика работ, собственника, пользователя памятника или лица, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении находится памятник, представителей комитета, организаций, выполнявших научно-проектные и ремонтно-реставрационные работы, а также специалистов, осуществлявших научное руководство в процессе ведения работ.
4.6. В течение производства ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике заказчиком ежегодно в комитет представляется краткий годовой отчет.
После завершения полного цикла ремонтно-реставрационных работ, предусмотренных реставрационным заданием, заказчик ремонтно-реставрационных и иных работ на памятнике представляет в комитет научный отчет по проведенным работам в 3-месячный срок со дня их приемки.
4.7. Затраты, связанные с разработкой научно-проектной документации, научным руководством и авторским надзором за производством и организацией работ, а также с оформлением отчета, включаются в стоимость ремонтно-реставрационных работ.
4.8. Спорные в научно-методическом отношении вопросы комитет передает на рассмотрение научно-методическому совету по охране памятников при Министерстве культуры Российской Федерации.
5.1. Разрешение на производство ремонтно-реставрационных работ содержит сведения: